МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К выполнению итоговой аттестационной работы по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки
«Педагог профессионального образования»
Омск 2017
В соответствии с требованиями части 14 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение дополнительных профессиональных программ должно завершаться итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ (Письмо Зам. министра образования РФ от 30.03.2015 № АК- 820.06) при выполнении итоговой аттестационной работы слушатели должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, сформированные умения, профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современной уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.
|
|
В процессе подготовки итоговой аттестационной работы слушатели изучают задание руководителей, рекомендуемую литературу, периодические издания, подбирают необходимый материал в соответствии с выбранной и утвержденной темой.
Итоговая аттестационная работа (ИАР) дополнительной программы профессиональной переподготовки «Педагог профессионального образования» выполняется после изучения курса.
Целью ИАР является формирование умений использования системы психолого-педагогических и методических знаний по решению прикладных методических проблем в области производственного обучения.
Успешное достижение цели будет реализовано посредством выполнения следующих задач:
• углубления и систематизации теоретических знаний в области методики производственного обучения;
• изучения передового методического опыта по разработке и конструированию производственных занятий в системе СПО;
• овладения дидактико-методической группой умений по основам профессиональной деятельности педагога.
Актуальность выполнения ИАР заключается в практической значимости и дальнейшей реализации в профессиональной деятельности педагога (мастера) профессионального обучения и распространении личного опыта.
Общая структура работы
Итоговая аттестационная работа должна содержать следующие структурные части: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных литературы и источников.
|
|
Содержание должно соответствовать выбранной теме работы (проекту) и раскрывать основную проблему.
Введение включает основные характеристики квалификационной работы: актуальность, проблему, объект, предмет, цели квалификационной работы, ее задачи (1-2 страницы машинописного текста).
Актуальност ь разработки может определяться различными факторами: потребностями педагогической науки в новых эмпирических данных; потребностью в использовании более эффективных педагогических методов, технологий и методик обучения, потребностью педагогической практики в разработке современного научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; потребностью во внедрении инновационных методов и технологий обучения в связи с изменением образовательной политики государства и т.п.
Проблема - это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для решений какой-либо задачи. Сущность проблемы – это осознаваемое исследователем противоречие. Обычно проблемы исследовательской работы по профессиональной педагогике вытекают из потребностей общества, особенно из задач, поставленных перед профессиональными образовательными учреждениями, а также из педагогической практики, трудностей в работе педагога или мастера производственного обучения.
Например, в теории педагогики разработана методика программированного обучения, а в практике в учреждениях начального профессионального образования по предметам не разработано методическое обеспечение, осуществляющее программированное обучение.
Объект исследования (изучения) - это некий процесс, некое явление, которое глубоко и всесторонне изучается исследователем. Например, объектом педагогического исследования могут выступать процесс обучения какому-либо предмету или система внеучебной работы.
Предмет исследования (изучения) - это конкретная часть или аспект объекта, который в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Например, предметом исследования могут быть: формирование системы знаний по предмету, формирование компетенций при изучении темы или предмета, формирование умений и навыков выполнения технологических операций и т.п.
Цель исследования (изучения) - это предвосхищаемый, желаемый конечный результат исследования (изучения); то, что требуется достичь в результате исследования. Цели должны формулироваться конкретно и начинаться со слов: разработка, проектирование, обоснование, конструирование, выявление и т.д.
Например: Разработка системы контроля знаний по междисциплинарному курсу (МДК 01.01) «Подготовка металла к сварке».
Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения поставленной цели. Задачи должны быть взаимосвязаны, некоторые из них могут быть решены теоретически, другие - экспериментально, третьи - на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.
Например: при разработке системы контроля знаний по междисциплинарному курсу (МДК 01.01) «Подготовка металла к сварке» реализация цели будет осуществляться посредствам решения следующих задач:
1. Изучение методологии контроля знаний в педагогической теории и практике;
2. Изучение, анализ и выбор видов контроля знаний;
3. Разработка дидактических материалов для контроля знаний;
4. Апробация разработки.
Основное содержание работы должно полностью раскрывать тему. Содержание должно быть разделено на главы (2 главы).
В первой главе, как правило, дается обзор литературы и нормативных источников по теме работы, анализируются различные точки зрения на рассматриваемую проблему, обосновывается собственная точка зрения автора по исследуемой проблеме.
Во второй главе описывается практико-ориентированная разработка автора по теме исследования.
|
|
Предложения автора могут носить как теоретико-методологическую, так и практическую направленность, что предопределяется целью исследования и наличием тех материалов, которыми располагает слушатель при написании итоговой работы.
Каждая глава должна состоять минимум из 2-х параграфов и заканчиваться частными выводами. Объем каждой из глав не должен быть менее 10-13 страниц, общий объем содержания работы - 35-50 страниц.
Работа завершается Заключением, в котором формулируются основные выводы и полученные автором результаты, списком использованной литературы и источников по ГОСТ7.1.-2003, приложениями (если последние имеются).
Приложение (при наличии) содержит фактический и справочный материал, все приложения должны быть пронумерованы. Приложение имеет цель не загружать основной текст итоговой работы большим количеством иллюстративного материала. При этом в основном тексте следует оставлять только тот графический материал, который позволяет непосредственно отразить сущность и раскрыть содержание излагаемой темы. Материал же, являющийся иллюстрацией к теме, целесообразно выносить в приложение. Это могут быть таблицы показателей, доказательства, варианты схем организационной структуры управления, должностные инструкции, описания различных методик и др.