Исходные данные:
- момент на ведущей звездочке T1
- передаточное число цепной передачи u
- режим нагружения (в задании приведен блок нагружения, см. рис. 7).
1) число зубьев ведущей звездочки z1 = 29-2u.
В курсовом проектировании для уменьшения размеров предохранительной муфты принимаем z1 13…15 - число зубьев ведущей звездочки. Однако, для увеличения срока службы целесообразно принимать большее число зубьев, по зависмости z1 = 31-2u.
2) число зубьев ведомой звездочки z2 = z1×u < 120
Числа зубьев звездочек рекомендуется назначать из ряда простых чисел или нечетное, т.к. число шарниров цепи – четное число (для равномерного износа звездочек и цепи, во избежание циклической избирательной прирабатываемости)
3) Корректирующий коэффициент K, учитывает режим работы, смазку, условия и сменность работы, расположение к горизонту, способы натяжения и т.д.
Рекомендуется К меньше 3! Если полученный K>3, то надо менять условия работы, например сменность.
Коэффициент динамический нагрузки Таблица 1.
|
|
Тип привода | |
Металлорежущие станки, насосы | 1,25 |
Ленточные транспортеры | 1,3…1,4 |
Цепные транспортеры | 1,5…1,6 |
Прессы, вибраторы | 1,7…1,9 |
Коэффициент, учитывающий число смен работы в сутки. Таблица 2.
Число смен работы передачи | |||
КС | 1,0 | 1,25 | 1,45 |
5) Задаемся m - числом рядов цепи (однорядная, 2-х или 3-х рядная цепь), определяем расчетный шаг цепи. Назначая рядность цепи необходимо учитывать, что 2-х и 3-х рядные цепи в1,5…2 раза тяжелее и в 4…5 раз дороже!!!
Рис. 6
Определение величины коэффициента, учитывающего конструктивные особенности цепной передачи: КК = К1 · К2 · К3 · К4
Коэффициенты К1 , К2 , К3 , К4 Таблица 3.
Регулировка межосевого расстояния: | Осуществляется перестановкой опор | 1,0 | |
Не предусматривается | 1,25 | ||
Коэффициент, учитывающий относительную величину межосевого расстояния | маленькое a<25t | 1,25 | |
оптимальное a=(30…50)t | 1,0 | ||
большое a=(60…80)t | 0,9 | ||
Коэффициент, учитывающий наклон к горизонту | До 600 | 1,0 | |
Свыше 600 | 1,25 | ||
Коэффициент, учитывающий условия смазки | Эпизодическая, консистентная | 1,5 | |
Внутришарнирная | 1,0 | ||
В масляной ванне | 0,8 |
Коэффициент рядности цепи Таблица 4.
Число рядов цепи m | |||
Km | 1,6 | 2,3 |
Шаг цепи определяется расчетом:
t (9.5…10.8)
Наибольший допустимый шаг цепи ограничивается:
Максимальная частота вращения звездочки Таблица 5.
n1 | ||||
t | 25,4 | 31,75 | 38,1 | 50,8 |
Шаг цепи может быть назначен из конструктивных соображений в зависимости от требуемого межосевого расстояния:
t =(0,02…0,03) а
Кроме этого, необходимо ориентироваться на диаметр ведомой зведочки – он не должен быть больше диаметра барабана транспортера.
|
|
6) Размеры цепи и шарниров по табл. 1 (ГОСТ 13568-97).
7) Оптимальное межосевое расстояние: a=(30…50)t, amax=80t
,
8) Число звеньев цепи должно быть четное и целое
9) Уточняют после всех округлений межосевое расстояние
10) Стрела провисания ветвей цепи f1 = f2 = 11,4×l×cos α
Допустимое значение провисания ветвей цепи =0,02a при горизонтальной цепной передаче. Для передач под наклоном более 450, =(0,015…0,01)a
11) Делительные диаметры звездочек
12) Давление в шарнирах цепи <
Площадь опорной поверхности вычисляется приблизительно:
Допускаемое давление в шарнирах цепи. Таблица 6.
Шаг t, мм | Допускаемое удельное давление [p], МПа в зависимости от частоты вращения ведущей звездочки, мин-1 | |||||
12,7…15,875 | ||||||
19,05…25,4 | ||||||
31,75…38,1 | ||||||
44,45…50,8 | 17,5 | - |
13) Число ударов звеньев цепи (или число пробегов) U= < с-1
Число ударов звеньев цепи Таблица 7.
Шаг цепи t, мм | 15,875 | 19,05 | 25,4 | 31,75 | 38,1 | 44,45 | 50,8 |
Nmax, мин-1 | |||||||
[U], с-1 |
14) Силы в цепной передаче.
Ft = = , где V = P·z1·ω1 =
15) На вал и соответственно на подшипник действует достаточно большая сила, которую необходимо учитывать в дальнейших расчетах.
Сила действующая на вал: FR=(1,05…1,15)Ft