Новый курс Ф. Д, Рузвельта

· Банки

Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Меры по "очищению" банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год — 4890. В целом за 1933—1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объем их активов вырос на 37 %. Разрешение на открытие и получение правительственных займов давалось только «здоровым», т.е. наиболее крупным банкам. К середине 30-х гг. из 25 тыс. банков, функционировавших в США в 1929 г., осталось только 15 тыс.

· Создание национальной администрации восстановления промышленности

Председате­лем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бой­котировало. Админис­трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис­ты, деятели Американской федерации труда. созда­валась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее. Закон о восстановлении национальной промышленнос­ти вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений.

· Закон НИРА

Важнейшей частью «нового курса» стал закон о восстановлении промышленности, или NIRA, вступивший в силу 16 июня 1933 г. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышлен­ности (НИРА). Закон о восстановлении промышленности вводил систе­му государственного регулирования этого подразделения эконо­мики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматри­вал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Он вводил систему государственного регулирования промышленности. Ассоциациям предпринимателей было предписано выработать так называемые «кодексы честной конкуренции». После утверждения их президентом они приобретали силу закона. В кодексах определялись условия и объем производства, а также минимальный уровень цен. На основании НИРА администрация Рузвельта санкционировала 750 кодексов во всех отраслях промышленности. Кодексами для каждого пред­приятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация чле­нов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (ми­нимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти«государственный социализм». 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась. Результатом этого было вытеснение более слабых компаний и принудительное картелирование промышленности. · Закон о регулировании с/х Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирова­ния сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодо­ления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компен­сации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.2. Чрезвычайные меры по финансированию государст­вом фермерской задолженности,которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл. фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась. Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600тыс.) разорились и были проданы с молотка.

· Организация общественных работ

Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ,которую возглавил министр внутренних дел Г.Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безра­ботной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечива­лись бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очи­щала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаж­дением, ремонтировала дороги. В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростан­цией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тыс. чело­век.

· Закон Вагнера о трудовых отношениях

Признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона.

· Закон о справедливом найме рабочей силы

В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которымзапрещалось использование детского тру­да, на предприятиях федерального значения устанавлива­лись единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжи­тельности рабочей недели — 44 часа.

· Закон о социальном страховании

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятыйнесколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пособий по безработице. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Администрация чрезвы­чайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организо­ванных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

· Закон о пенсиях

Пенсии устанавливались с 65 лет;оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались извзносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспеченияустанавливались едиными для всей страны.

Внешнеполитические

· Закон о нейтралитете

· Политика «большой дубинки» сменяется политикой «доброго соседа»

  1. Какой главный тезис кейнсианства стал основой политики «нового курса»? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные тексты законов.
  2. Какие меры предусматривались в законах для увеличения покупательной способности населения?
  3. Какие пути борьбы с безработицей были предложены в законах?
  4. Почему обеспечение прав лиц, работающих по найму, на самоорганизацию в профсоюзы и на заключение коллективных договоров об уплате и условиях труда придавалось столь большое значение?
  5. Какое место занимали в рамках «нового курса» создание системы социального обеспечения и расширение социальных выплат? Какие цели преследовали эти меры?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: