Поведение участников команд по отношению друг к другу

Команда — это зеркало, в котором отражаются существенные черты отношений участников и их поведения в социуме в целом. Обратите внимание на следующие параметры в поведении каждого игрока: активность, доброжелательность, целесообразность.

Активность (пассивность) проявляется в следующем: развернулся ли к остальным членам команды или сидит отвернувшись, в закрытой позе? Слушает ли? Совершает ли какие-то действия? Высказывается? Берет ли инициативу на себя, если возникли затруднения или спор? Взаимодействует со всеми участниками команды или только с избранными? Участвует ли в решении задачи?

Доброжелательность (недоброжелательность) проявляется в общем эмоциональном настрое участника. Что выражает мимика: интерес, внимание, скуку, несогласие? Дополняет ли ответы других участников, выражает согласие или обесценивает мнение других («нет», «это не подойдет», «я бы это не говорил»)? Поддерживают ли игроки друг друга?

Целесообразность проявляется как направленность на поставленную перед командой цель. Это способность принять задачу и направить свои усилия, а также, если возможно, усилия остальных на то, чтобы выработать эффективное, максимально разностороннее решение ситуации. Бывают игроки, которые активны и доброжелательны, но действуют нецелесообразно, например, отвлекают команду: комментируют действия других команд, ищут что-то в телефоне, снова возвращаются к уже решенному и т. п.

Обсуждая с игроками результаты работы, расскажите о своих наблюдениях: перечислите тех, кто был активен, а кто нет, кто действовал доброжелательно, а кто наоборот, чье поведение было целесообразным, а чье — направленным на достижение другой цели (привлечь внимание, отдохнуть, проявить свое отношение к кому-то из игроков). Это обсуждение не должно быть оценочным («плохо» — «хорошо», «правильно» — «неправильно»).

Вопросы учащимся:

· Согласны ли вы с высказанными наблюдениями? В чем не согласны?

· Чувствовали вы, что команда двигалась вперед в решении поставленной задачи?

· На что были направленны усилия соседа по команде?

Поведение участников по отношению к групповой задаче

В этой технике используется прием искусственного ограничения времени. Конечно, реальные профессиональные задачи решаются не в такие сжатые сроки. Ограничение времени нужно для того, чтобы усилить проявление проблемных зон в поведении участников.

В отношении к групповой задаче вы отмечаете следующее: принята ли задача, взялась ли группа за ее решение? Если отвлекаются, то на что: на споры друг с другом, слежение за тем, чтобы другой игрок не нарушал правил, разговоры не по делу — это очень хорошо показывает типичные проблемы группы в работе с реальным материалом. Не превратилась ли общая задача в ничью — в общем деле никто ни за что не отвечает и ничего не хочет (феномен «размывание ответственности»)? Не появилось ли у кого из участников личной задачи?

По завершении работы обсудите с учащимися, смогла ли команда принять задачу, предложить решение в сжатые сроки, выполнить правила, достойно представить свой ответ. Все это говорит о том, как в обычной жизни участники игры относятся к задачам, поставленным перед ними. Где слабые места в игре команды — там и слабые места в реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: