Тема 4. Реализация изменений. Сопротивление изменениям
Основные понятия темы:
Мотивация. Методы убеждения в необходимости изменений. Обязанности и ответственность. Поддержка изменений. Сопротивление. Причины индивидуального сопротивления изменениям. Методы преодоления сопротивлений. Понятие паники.
Мотивация
Мотивация [29] (от греч. motif от лат. moveo — двигаю) — внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.
Виды потребностей: физиологические, в безопасности, социальные, в уважении и в самовыражении.
Физиологические потребности - являются необходимыми для выживания и включают: потребности в еде, воде, жилье, отдыхе, сексуальные потребности[i].
Потребности в безопасности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем[ii].
|
|
Социальные потребности — понятие, включающее чувство принадлежности к какой-либо общности, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки[iii].
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании[iv].
Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности[v].
2. Методы убеждения работников в необходимости изменения:
· привести в порядок баланс и выявить понесенные за квартал огромные убытки;
· продать штаб-квартиру корпорации и перебраться в здание, которое более походит на боевой командный пункт;
· сообщить всем вашим предприятиям, что у них есть 24 месяца на то, чтобы стать первыми или вторыми на соответствующих рынках или, в противном случае, закрыться;
· поставить половину жалованья десяти высших должностных лиц компании в зависимость от выполнения всей организацией жестких заданий по обеспечению качества производимых товаров;
· открыть менеджерам глаза на их основные слабости по сравнению с конкурентами;
· лучше заранее раздуть результаты ошибок, чем в последний момент исправлять их;
· устранить чрезмерные расходы (например, на принадлежащие компании сооружения в загородном клубе, на содержание парка имеющихся у компании самолетов, на гастрономические роскошества и отдельные столовые для руководителей);
· настаивать на том, чтобы больше работников низших уровней несли ответственность за выполнение широкого круга мер по обеспечению эффективности предприятия;
|
|
· рассылать большему числу работников более подробные данные об удовлетворенности потребителей и о финансовой эффективности, в особенности информацию об отставании от конкурентов;
· требовать, чтобы сотрудники компании регулярно общались с неудовлетворенными клиентами, разочарованными поставщиками и недовольными акционерами;
· публиковать в газетах, издаваемых для предприятий компании, и включать в выступления высших руководителей как можно больше честных суждений о проблемах, с которыми сталкивается компания.
Обязанности и ответственности руководителя
Обязанность [vi] - нравственное, социальное или правовое требование социально ожидаемого поведения, предъявляемое индивиду или группе.
Виды обязанностей: служебные, должностные, юридические, общественные, семейные, всеобщие воинские обязанности.
Ответственность [vii] — обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости от субъекта различают ответственность индивидуальную и коллективную.
Виды ответственности: технологические и гуманитарные.
Технологические виды ответственности [viii]: профессиональная, дисциплинарная, административная, юридическая, экономическая и материальная.
Поддержка изменений
Полезный общий метод получения поддержки и уменьшения сопротивления — пригласить людей активно участвовать во всех этапах перемен[ix].
Способы обеспечение поддержки изменений: привлечение внимания к необходимости изменений; получение поддержки для конкретных предложений; формирование личностного состава участников процесса изменений; поддержка и создание неофициальной информационной сети, учет возражений против изменений[x].
Правила работы с возражениями в процессе устной дискуссии [xi]:
· прежде всего, установите, кто присутствует на встрече и каковы их интересы;
· перечислите все моменты, которые необходимо решить, и согласуйте их с противоположной стороной;
· установите регламент дискуссии: требуется ли вынести решение немедленно, а если нет, то какой срок крайний;
· если решение требуется вынести немедленно, детально обсуждайте все моменты, давая участникам дискуссии достаточно времени для изучения всех аспектов и обеспечивая четкое понимание каждой детали;
· если дискуссия носит предварительный характер, то некоторых моментов можно коснуться чуть поверхностей, чтобы дать сторонам время рассмотреть или пересмотреть свой подход или позицию;
· подводите итог всех принятых решений или ключевых моментов, по которым обе стороны будут проводить отдельные совещания и встречи;
· если необходима дополнительная информация, то оговорите, кто, кому и в какой срок должен ее обеспечить;
· если необходимо провести дополнительную встречу, то сразу назначьте ее день и время.