V. Физкультминутка (слайд 8)

«Глазкам нужно отдохнуть».

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть».

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут».

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много—много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо».

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все»!

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

VI. Актуализация знаний

Интересно, для чего слову нужно окончание? Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Прочитайте слова первой строчки, которые вы видите на доске (слайд 9).

Читают: Лунтик, слушать, нежный мелодия, вальс.

Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение?

Нет. Слова между собой не связаны.

Что необходимо сделать, чтобы составить их этих слов предложения?

Изменить окончания. Составляют предложение: Лунтик слушает нежную мелодию вальса.

Прочитайте слова на второй строчке.

Читают: Она, пробуждать, душа, светлый, чувства.

Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получить предложение?

Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.

Составьте и запишите предложение.

Записывают: Она пробуждает в душе светлые чувства.

Почему же вы изменяли окончание слов? Так для чего служит окончание?

Для связи слов в предложении.

Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.

Читают: Окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.

А теперь давайте обобщим полученные нами результаты и посмотрим как графически обозначается окончание (слайд 10).

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

VII. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам (слайд 11).

Задание:

1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса Сова Волк
Пушистый хвост у …. Долго выслеживал …. Любовался …. Много сказок о …. Гнездо …. Увидел …. Грустил о …. Любовался …. Охотился на …. Дал еду …. Любовался …. Говорили о ….

Что происходило с окончанием?

Запишите начальные формы слов, которые встретились на карточках, на доске:

ЛИСА, СОВА, ВОЛК

Выделите окончания. Подчеркните основу слова.

Что вы заметили?

Нет окончания в слове Волк.

Такое окончание называют нулевым. Обозначают его таким же знаком.

Выделение нулевого окончания.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Игра «ДА или НЕТ» (слайд 12).

Окончание – часть предложения?

Окончание – изменяемая часть слова?

Окончание – это часть речи?

Окончание служит для связи слов в предложении?

У одного и того же слова могут быть разные окончания?

Окончание – это безударная гласная?

Все молодцы, справились с заданием.

Вот и подошел к концу наш урок.

Что нового вы узнали на уроке?

Что такое окончание?

Оцените свою работу на уроке (дети показывают смайлики—оценки).

Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание, помочь другим.

Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам еще нужна помощь.

Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

IX. Домашнее задание

Упражнение 142, стр. 93 (слайд 13).

Всем спасибо за работу! Урок закончен (слайд 14).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ТЕМА: Интеллектуальная игра по теме «Суффикс как часть слова» ЦЕЛЬ: обобщение, повторение и закрепление знаний учащихся, полученных на уроках русского языка по теме «Суффикс как часть слова»

ЗАДАЧИ:

— создать условия для формирования комплекса универсальных учебных действий;

— способствовать развитию творческих способностей, аналитического мышления, памяти, орфографической зоркости, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;

— воспитывать интерес к работе с информацией, развивать умение работы самостоятельно и в группах.

Участники: 2 команды (мальчики и девочки), ведущий, жюри.

Предварительная подготовка:

· формируются команды, назначаются капитаны;

· команды готовят домашнее задание.

Этапы игры:

1. Организационный момент. Вступительное слово ведущего.

2. Проведение конкурсов.

3. Подведение итогов.

4. Награждение команд.

ХОД ИГРЫ

Ведущий:

Здравствуй, великий,

Здравствуй, могучий,

Здравствуй, любимый русский язык!

Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями

Послушайте притчу.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умерщвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Дорогие ребята! Все в ваших руках! Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.

Ребята, на уроках русского языка мы познакомились с еще одной очень важной темой русского языка. А о какой теме идет речь, вы сможете догадаться, отгадав загадку:

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называю домиком?

Сегодня мы повторим изученное, а может быть, и узнаем новое в форме игры под названием «Игра со Смешариками» (слайд 1).

У нас две команды. (Представление команд)

Первая команда девочек – НЮША (слайд 2).

Девиз: Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба

А только наши знания

И, соревнуясь, вместе с вами

Останемся друзьями

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней!

Вторая команда мальчиков – ЛОСЯШ (слайд 3).

Девиз: Мы – веселые ребята, и не любим мы скучать

С удовольствием на вопросы будем отвечать.

Мы ответим дружно и здесь сомнений нет

Сегодня будет дружба владычицей побед!

Мы проведем множество конкурсов и выявим победителя. А определить победителя поможет нам уважаемое жюри. (Представление жюри).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: