Лаборатория. Заимствования из греко-византийского и латинского языков.
Диктант с предварительным анализом текста.
Уже в древнейший период истории русского языка начали определяться методы взаимодействия русского языка с другими языками. Русский язык, будучи, по выражению Пушкина, «переимчивым и общежительным в своих отношениях к чужим языкам», воспринимал от них лишь необходимые слова и выражения, приспособляя их к потребностям русской жизни. Внутренний строй русского языка развивался самостоятельно и не поддавался ассимиляции с чужими языками. Более глубоким было воздействие на русский язык греко-византийского языка. Это влияние осуществлялось и непосредственно и при посредстве старославянского языка. Оно сыграло огромную роль в истории русской культуры. Это был мощный импульс к быстрому и всестороннему культурному развитию, полученный могучими и свежими восточнославянскими языками от богатой греко-византийской цивилизации, уже имевшей за собой сложную культурную традицию.
|
|
Благодаря единению со старославянским языком молодой русский литературный язык оказался способным охватить, воспринять и самостоятельно переработать во всей широте, во всём разнообразии сокровища греческой языковой культуры. В этом отношении ему нет параллелей в истории западноевропейских языков.
Русский книжный язык на заре своей исторической жизни вырабатывает очень богатый словарь отвлечённых понятий и научных терминов, сложные конструктивные формы синтаксиса. Вместе с тем он оказывается необыкновенно разнообразным в средствах художественного выражения. В нём передавалась пышная образность библейских книг, уходящая своими корнями в фольклор народов древнего Востока. Через византийских церковных ораторов и их болгарских подражателей на русскую почву была Пересажена изысканная риторика античной литературы, своеобразие приёмов которой сохранялось и в переводе.
(В.В. Виноградов. Великий русский язык. – М., 1945. – С. 117-118).
Задания
1. Творческая лаборатория. Составьте сообщения на тему «Из истории слов», пользуясь словарями иностранных слов. Включите в доклады сведения об этимологическом анализе выбранных слов.
2. Выполните задания 232-238 учебника.
3. По материалам занятий 14-16 можно провести конференцию.