4.1. При выборе темы исследовательской работы старайтесь руководствоваться Вашими возможностями, научными интересами и накопленным опытом. Тему сформулируйте конкретно.
4.2. Выбрав тему, определите перечень необходимой литературы для ее анализа.
4.3. Прочитывая литературу, выбирайте материал, который для Вашей темы представляет особую важность.
4.4. При работе с источниками делайте выписки с указанием названия источника, его автора (авторов), места издания и года. Записи должны быть точными, четкими, и вести их необходимо на отдельных листках или в тетради, но на одной стороне.
4.5. Составьте список источников в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора или названия книги, если она выпущена без автора под редакцией.
4.6. На основе проработанной литературы и мысленного анализа собственного опыта составьте план исследовательской работы. Помните, что в зависимости от цели план может быть простым или сложным. Обдумайте формулировки глав, пунктов, параграфов плана. В процессе написания работы их можно уточнять, соблюдая логику исследования.
4.7. Начиная излагать материал теоретической главы, помните, что не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя один источник за другим. Необходимо попытаться раскрыть существо выявленных научных подходов, выделить главные положения, ведущие идеи в соответствии с поставленными вопросами плана исследовательской работы. Излагать мысли необходимо литературным языком, используя общедоступные для понимания научные термины.
4.8. Анализируя проблему на основе источников, следует отражать собственное ее понимание, делать оценочные суждения.
4.9. Анализ научных источников, доказательство каких-либо положений необходимо строить с привлечением цитат. Ссылки на автора и его работу очень важны для читателя. В конце цитаты следует указывать источник высказывания. Сноски на используемую литературу в последнее время принято давать в квадратных скобках в соответствии с нумерацией в списке литературы. Например: «И.П. Иванов [15]».
4.10. В тексте при ссылке на высказывания или суждения цитируемых авторов и выражении к ним отношения приходится использовать различные глаголы, подбор которых часто вызывает затруднение у многих авторов исследовательских работ.
4.11. И.В. Усачева, И.И. Ильясов [53] предлагают использовать следующие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отличает, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.
4.12. Можно также использовать следующие речевые клише:
• автор рассматривает такие аспекты проблемы, как...;
• проблема...приобретает особую актуальность в связи с...;
• весьма важной, с нашей точки зрения, является идея...;
• изучив результаты исследования данной проблемы, нами выявлен целый ряд нерешенных вопросов, а именно...;
• вслед за автором, под..., мы понимаем..
• из данного определения следует..
• многие авторы связывают это положение с необходимостью разработки и применения...;
• данные выводы сделаны на анализе следующих положений
• данная точка зрения позволила нам определиться с подходами к разработке..
• из вышеупомянутого определения следует, что
• можно согласиться с автором в том, что..., однако..
• полученные результаты использовались нами в прогрессе..
• для подтверждения данной точки зрения необходимо сделать ряд пояснений
• авторская позиция весьма привлекательна, вместе стем
• исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что..
• в совокупности все эти факторы обеспечивают
• ориентируясь на воззрения вышеозначенных авторов, следует сделать вывод о том, что..
• можно согласиться с утверждением, что данное условие может выступать как определяющее, однако....