В связи с распространением идей педагогики сотрудничества в учительской среде обретает сначала известность, а позже признание гуманистический принцип: «Принимать ребёнка таким, каков он есть».
Отдавая должное педагогам новаторам Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталову, С.Н.Лысенковой и многим другим разработчикам инновационных подходов к проблемам обучения и воспитания, следует отметить, что авторство в формулировании данного принципа принадлежит лидеру западной гуманистической психологии Карлу Роджерсу.
Если в традиционной педагогике доминирует оценочное восприятие учащегося, взгляд сквозь призму шаблонных школьных требований, то К.Роджерс считает оптимальной безоценочную тактику познания. Педагог может влиять на воспитанника, если позволяет тому быть самим собой и искренне уважает его личностное своеобразие. В основе такого отношения лежат сопереживание и благожелательность. Учитель, естественно, не может равнодушно реагировать на неэтичное поведение ребёнка. Однако поступок – случайный или сознательный – не расценивается как мерило личности растущего человека.
|
|
Первостепенное значение важно придавать доверительному общению и эмпатийному слушанию (позволяющему воспринимать внутренний мир другого человека).
Только принятие воспитанника таким, каков он есть, делает процесс сближения безболезненным и результативным. Коррекция «Я-концепции» воспитанника происходит благодаря включению внутренних личностных механизмов саморегуляции. Тактика насильственной перестройки структуры личности ребёнка всегда вызывает его протест и отчуждение, восприятие учителя не как друга, а врага.
Профессиональный долг учителя – принимать всех своих воспитанников: послушных и непослушных, трудолюбивых и ленивых, хорошо и плохо успевающих, красивых и непривлекательных, грубых и тактичных. «Непринятые» дети отвечают открытой или скрытой враждебностью, убегают с уроков, замыкаются в себе или конфликтуют по самому мелочному поводу.
Выдвинутый К.Роджерсом гуманистический принцип нацеливает педагога на осознание потребностей ребёнка и обеспечивает понимание и прогнозирование развития его личности.