Вопрос 2. Государственный механизм

Начнём с высших органов власти и управления. Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР.

Вспомним, была ситуация, что Президиум Верховного Совета СССР был гораздо более влиятельным органом, чем сам ВС. Сессии проводились нерегулярно, законодательство состояло в основном в утверждении указов Президиума, поэтому здесь ситуацию нужно было переламывать. Есть такое волшебное слово – демократизация, в чём она проявляется? Ну, во-первых, она выразилась в изменении избирательного законодательства. В 59 году было отменено наказание – лишение избирательных прав. Отныне нельзя было в дополнение к лишению свободы поражение в правах. И второе в 59 году было обновлено законодательство об отзыве депутатов. Промежуточный итог – избирательное право демократичнее.

Если смотреть конкретно на Верховный Совет, как изменились его функции. Во-первых, Верховный Совет стал теснее сотрудничать, как это звучит ни странно, с Парламентами иностранных государств. С 55 года начинается периодический обмен делегациями Советского Парламента и Парламентами Социалистических стран. Во-вторых, вырастает количество комитетов и комиссий при палатах Верховного Совета. В Конституции 36 года перечень комиссий отсутствует. За Хрущёвское правление было образовано порядка 5-6 комиссий при обеих палатах. Основные нормативные акты принимаются законами Верховного Совета, а до сего момента самые значительные изменения вносились Указами Президиума. Примеры, Законодательство о пенсионном обеспечении - 56 года, отмена избирательных прав по суду – 59 года, принятие основ законодательства, их было много. Вырастает роль Верховного Совета как реального законодательного органа. Хочу отметить, что роль Президиума понижается. В основном за ним сохранены распорядительные функции. В частности подготовка сессий ВС. При этом никто не отменял право Президиума издавать указы, конституцию здесь никто не менял. В 47 году в феврале право Президиума издавать указы, отдельно закреплено законодательством. Так вот теперь он просто указов этих не издаёт. В это время Верховный Совет утверждает Указы Президиума, которые были приняты дивным давно, Например, был момент, когда Верховный Совет в 58 утвердил Указ президиума 48 года. То есть десять лет надо было, чтобы Верховный Совет добрался до этих указов. Таким образом, Верховный Совет не только сам принимает законы, но и утверждает Указы, которые действовали сами по себе. Можно взять на заметку, что раз указы действовали так долго без утверждения, Верховный Совет был фактически фиктивным органом, в нём не нуждались. Указы действуют совершенно сами.

Органы центрального управления. Совет Министров и министерства.

Руководство народного хозяйства оторвалось от экономических реалий. Наметился разрыв между центральным руководством и местными экономическими проблемами. Цель реформы экономической – привязать управление народным хозяйством к местным экономическим проблемам. И вот здесь начиная с 56 – 57 года начинается эпоха по децентрализации управления экономикой. В чём она формально выразилась. В том, что всю страну разбили на 105 экономических районов. 70 – РСФСР, штук 20 – Украина, а остальные республики в основном представляли один район. В каждом таком экономическом районе создавался орган управления народным хозяйством, который назывался очень просто – Совет народного хозяйства – совнарком. Откуда всё это взялось? Наш дорогой Никита Сергеевич очень любил читать Ленина, на свою беду, и он видел решение проблемы в ленинских идеях. Дочитался до того, что Ленин придумал в 18 году – ВСНХ, высший совет народного хозяйства. В чём меняется принцип? От принципа отраслевого наше народное хозяйство стало управляться по принципу территориального, то есть совнархоз по району самостоятельно принимает решения по всему, что находится у него в районе. А это значит, что в министерствах союзного и союзно-республиканского значения отпала нужда, и они были расформированы. С одной стороны это хорошо – у нас децентрализация. Но были и проблемы. Во-первых, местничество. Иными словами, если вопрос стоял о развитии производства, то совнархоз отдавал предпочтения своим предприятиям. Ситуация: вот вам кирпич, если мы строим агропромышленный комплекс, то кирпич, вероятно, делают здесь, рядом, но если другие комплектующие плохо делают у нас, не лучше ли купить все в другом районе? Приоритет собственной промышленности, поэтому рядом с местничеством пишем – разрыв экономических связей. Третья проблема – неизбежность централизации. И отдельные отрасли начинают централизовываться. И первое что централизовалось – управление строительством – было создано союзно-республиканское министерство под названием Главстрой. При Хрущеве восстанавливаются министерства угольной и нефтяной промышленности. Неизбежный вывод, что не все децентрализаторские реформы были здесь достаточно эффективны. И последняя чевёртая проблема – совнархозы не привели к бурному развитию народного хозяйства. Тому были свои причины, например, отсутсвие методов экономического стимулирования. Рост заработной платы, совнархоз её не может повысить. Реформа во многом была неудачна. После смещения Хрущёва восстанавливается прежнее состояние.

Местные Советские органы.

То же слово – демократизация. Здесь это прошло в причудливых формах. Прошло увеличение числа депутатов. Попросту говоря, местные советы стали ещё более громоздкими органами. Увеличение органов – было обратно пропорционально его функциональности. Попытка установить связи между советами и избирателями. Это проблема очень реальная. Какая у нас связь между депутатами и населением? Да никакой. Налаживание связей, таким образом, архиважная. Во-первых, обновляется законодательство об отзывах. Более тщательно и детально прописывается порядок отзыва депутатов. Во-вторых, создание при исполкомах местных, различных нештатных структур – внештатный инспектор, внештатный инструктор. Цель у них одна – посещать различные учреждения и предприятия и рассматривать что там, где не так.

Органы Юстиции и Правопорядка.

Суды. Во-первых, 53 году устраняется последний внесудебный орган – Особое совещание при МВД. Напоминаю, что ОСО у нас с 34 года, когда образовали НКВД СССР до 53, единственный последний орган действовал, с этого момента только суд у нас вершит правосудие. Во-вторых, проводятся попытки повышения авторитета народного суда. Попытки часто декларативные, но иногда они важны для граждан. В 65 году, производство разводов было передано в народный суд как в единственной инстанции. Это было сделано формально с целью повышения авторитета народного суда. В-третьих, создаются новые подразделения при судебных органах, в частности восстанавливаются Президиумы областного, краевого и все вышестоящие суды. Цели восстановления президиумов – массовые реабилитации. Именно там слушались дела, которые обычно производились по протестам органов прокуратуры. В-четвёртых, еще одно изменение, оно касается компетенции Верховного Суда СССР, он утратил в основном свою надзорную функцию. Всякое судебное дело должно было закончиться на уровне суда союзной республики. Но единственный шанс, когда дело попадало в надзорную инстанцию Верховного Суда СССР, это когда суд сам решил истребовать дело, только в том случае, когда надзор на низшем уровне, на уровне республики уже прошёл. То есть дело было выслушано, Верховный Суд усмотрел нарушения и истребовал себе. Если на уровне республики надзорная инстанция не осуществлялась, то Верховный Суд это дело не принимал. Отныне главная задача Верховного Суда СССР – руководство нижестоящими судами. Это выражалось в том, что в Хрущевское время началось активное издание постановлений пленума Верховного Суда СССР по различным категориям дел. То есть руководство нижестоящими судами, достижение единства в судебной практике, издание руководящих постановлений Пленума Верховного Суда СССР.

Специализированные Суды. Во-первых, 57 году ликвидируются транспортные суды, мы их долго разбирали. В годы гражданской войны они возникают как трибуналы, в 20е годы их переименовывают в Линейные суды, в годы Великой Отечественной это опять трибуналы, в 47 это опять суды, и вот теперь решили, что у них нет специфики такой, из-за которой их можно вывести в отдельную систему. Во-вторых, 55 год обновляется законодательство о товарищеских судах. Мы с вами знаем, что в 30е годы были образованы суды общественной самодеятельности, они действовали на предприятиях, по коммунальных делам и в сельских общинах. Теперь речь идёт о товарищеских судах разного рода организациях, учреждениях, уже не профильного типа. Просто отдельные учреждения вправе организовать в рамках такой организации товарищеские суды. Хочу сказать, что таким судам отдавались дела о незначительных правонарушениях: мелкое хулиганство, преступления против личности незначительные, дисциплинарные правонарушения. В-третьих, начиная с 55 года, организовываются комиссии по реабилитации. Это не совсем судебные органы, но о них также необходимо упомянуть, так как дела обычно заканчивались судами. Это тройки, состав их очень прост – он такой же, как тройки в 30е годы, только у них теперь другой знак. Входил прокурор, представитель МВД, представитель КГБ СССР. Комиссии были разного уровня, начиная от областей, краёв, автономий – первый уровень и уровень союзной республики - второй. Если комиссия приходила к выводу, что репрессии необоснованные, то прокурор выносил соответствующий протест, и дело попадало в президиум соответствующего суда. Обратите внимание, какая разница, если в 30е годы решения тройки было вполне достаточно, то реабилитация совсем наоборот. Комиссия ищет основания для реабилитации, а потом передавались в суд. Эти комиссии сталкивались с очень печальными фактами, иногда дело состояло всего из нескольких листочков, по сути, не было никакого суда. Но обратите внимание, никого огульно не реабилитировали. Последние реабилитации, напоминаю, случились в 80е и 90е годы, это говорит о том, что комиссии в 60е годы были качественные, то есть были реальные проверки.

Прокуратура. Здесь есть эпохальный документ – 1955 год, положение о прокурорском надзоре. Положение это закрепило нам знакомые формы прокурорского реагирования, напоминаю, что это протест, представление, но поменялись правовые основы деятельности прокуратуры. Одна из первых тенденций это введение коллегиальности в работе прокуратуры. Обратите внимание, насколько у нас теперь государство боится кастовости управления и вводит коллегиальность, это видно и в уголовном процессе, расширение состава советских органов это участие общественных организаций через внештатных инспекторов и инструкторов налицо. Везде пытаются насадить прямо или косвенно участие общественности. У нас создаются коллегии при прокурорах, при Генеральном прокуроре СССР и при прокурорах союзных республик. Ещё одна попытка введения демократических начал в деятельность прокуратуры, это введение научно-методического совета при Генеральной прокуратуре. Это ученые и это практические работники, которые составляют данный научно-методический совет. Это положение 55 года впервые закрепило, что работник прокуратуре обязан иметь юридическое образования, а при этом судьям такого параметра не устанавливали.

Органы Государственной Безопасности. В 1953 году у нас ликвидирован МГБ и к 54 образован Комитет Государственной Безопасности СССР, это уровень пониже, ведомство, оно действует при Совете Министров. КГБ не имеет больше той самостоятельности, что раньше. Основные задачи – внешняя разведка, это контрразведка и следствие по государственным преступлениям. Что интересно, партийная элита не могла в принципе оказаться в разработке органов КГБ. Настолько в 30е годы ударили по номенклатуре, что первое, что они сделали, придя к власти при Хрущёве, они запретили чекистам в принципе заниматься оперативной разработкой деятелей партии и правительства. В таком смысле КГБ лишилась своей функции оперативной работы и не могла разрабатывать такие дела. Что касается борьбы с инакомыслием и раскрытия «контрреволюционных», как говорили раньше заговоров. Профилактические беседы стали одной из главной форм работы с гражданами.

Органы Внутренних Дел и Юстиции. МВД и КГБ. В 53 году МГБ Союза упразднён, был образован КГБ СССР, как отдельный Комитет и отдельно Министерство Внутренних Дел, МВД существует не очень долго в 54 же году ставится вопрос о ликвидации этого министерства в принципе, однако реально ликвидировать удаётся только в 1960 году, В тех же годах 50 – 60 ликвидируют Министерство Юстиции. Как же быть с милицией? Органы милиции стали подчиняться местным исполкомам. Это выражалось в том, что при местных исполкомах стали создаваться управления внутренних дел. Вместо минюста создаются отделы юстиции при судах, начиная с уровня областного, автномного, краевого суда и дальше. Эта реформа была непродуманной. Ликвидировав МВД – ликвидируется центр борьбы с преступностью. Была поставлена ставка на общественность – Добровольные дружины. Патрулирование улиц, оказание помощи при задержании преступника. Депрофессионализайия. Реформу признали неудачной и уже с 1962 года, пока на уровне РСФСР восстановлено Министерство охраны общественного порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: