Правовые аспекты Интернет в современном обществе

ТЕМА 11. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правовые аспекты Интернет в современном обществе.

Правовое регулирование реализации информационных правоотношений в Интернет.

Вопросы правового обеспечения информационной безопасности в интернет.

Правовые аспекты Интернет в современном обществе

Что такое "Интернет"? О глобальной компьютерной сети (ее другая обобщающая характеристика _ всемирная информационная служба), известной под английским названием INTERNET, часто говорят, что ее возникновение и непредсказуемо бурное развитие может стать крупнейшим событием в истории мировой цивилизации конца XX в.

Самое простое определение "Интернета" _ объединение компьютерных сетей. А их существует множество _ от локальных (например, объединяющих несколько компьютеров на одном предприятии) до региональных и общенациональных коммерческих сетей.

Как развивался "Интернет"? Непосредственным предшественником "Интернета" была компьютерная сеть APRANET Министерства обороны США, объединившая в 1969 г. несколько американских университетов и компаний, выполнявших военные заказы. Она создавалась для использования, например, в случае военных конфликтов. Сеть оказалась вполне надежной и удобной, особенно для оперативного обмена результатами научных исследований, и к ней стали подключаться другие компьютеры, в первую очередь различных университетов США. Объем чисто гражданских вопросов, решавшихся через эту сеть, постоянно рос, и Министерство обороны США разделило сеть на две части: одну для военных целей, другую _ для гражданских. Они были связаны набором технических и программных средств, составивших так называемый Internet Protocol (межсетевой протокол). Так появилось само название "интернет".

Постепенно к сети стали подключаться частные компании, некоторые из них продавали возможность входа в сеть всем желающим. "Интернет" был приватизирован. Правительство США перестало его субсидировать и контролировать. С начала 90-х гг. он стал лавинообразно распространяться по странам и континентам, включая в себя все новые локальные сети и базы данных. Такие сети подключаются к более крупным сетям, которые для соединения друг с другом имеют так называемые точки встречи (meeting point).

В виртуальной среде, как и в реальной, действуют различные субъекты. Они вступают при этом в определенные отношения друг с другом, при которых наступают, в том числе, и юридические последствия. Возникает проблема правового регулирования общественных отношений в виртуальной среде или, как некоторые говорят, право виртуальной среды. При этом следует отметить, что именно информационное право составляет основу или юридический базис этой среды.

Сегодня ведется много споров по поводу того, что такое Интернете правовой точки зрения.

Можно выделить две группы специалистов, высказывающих мнения по этому поводу.

Одна группа специалистов считает, что Интернет — такая среда, в которой право принципиально не применимо.

Вторая группа полагает, что право в Интернет займет достойное место, нужно только учитывать особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям.

Интернет – это глобальная компьютерная система, которая:

логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов (каждый компьютер, подключаемый к сети имеет свой уникальный адрес);

способна поддерживать коммуникации (обмен информацией);

обеспечивает работу высокоуровневых сервисов (служб), например, WWW, электронная почта, телеконференции, разговоры в сети и другие.

Отличительные черты Интернета:

Во-первых, "Интернет" организационно не является чем-то единым целым. У него нет владельца или владельцев, продающих содержащуюся в нем информацию. Этим занимаются особые организации _ производители информации, имеющие возможность доступа к "Интернету" на практически тех же условиях, что и потребители информации.

Во-вторых, "Интернету" присущи подлинно глобальные масштабы _ он объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий подключиться к "Интернету" может стать его подписчиком, если у него имеются компьютер, модем, телефонная линия и сравнительно небольшая сумма денег. К концу 2006 г. число пользователей "Интернета" во всем мире уже исчислялось сотнями миллионов, и ежедневно подключаются десятки тысяч новых клиентов.

В-третьих, сложилось так, что среди всех компьютерных сетей именно "Интернет" постоянно и успешно прогрессирует в своем развитии не только "вширь" (за счет постоянно растущего числа пользователей), но и "вглубь" (путем увеличения количества оказываемых услуг и объемов циркулирующей по сети информации).

Что касается правового регулирования Интернет. На сегодняшний день ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства по Интернету. Существующие нормативные (подзаконные) акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т.д.

Во-вторых, нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу Интернета, "разбросаны" по законодательным актам иных отраслей права. В первую очередь они содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, а также в договорном праве.

В-третьих, практически отсутствует регулирование отношений по поводу Интернета на международном (межгосударственном) уровне.

Вопрос о необходимости регулирования Интернет, думается, имеет две стороны.

С одной стороны, содержимое Интернет есть явление социальное, и регулировать его или нет - общество либо решает само (и тогда это почти наверняка "нет"), либо позволяет правительству решить это за себя (и тогда это почти наверняка "да").

Тем не менее, Интернет в настоящий момент представляет собой интереснейший пример того, насколько удачно и эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правого регулирования. Это ставит важный теоретический вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования. Следующим, очевидно, будет вопрос о том, насколько эффективным окажется такое регулирование для развития самой технической системы.

В самом деле, до сих пор нормативное регулирование отношений между пользователями, поставщиками и иными участниками Интернета не носит специального правового характера. Помимо многочисленных регламентов и стандартов технического характера к Интернету применимы нормы, которые относятся к обычным (традиционным), корпоративным или даже этическим отношениям, разумеется, с соответствующей "интернетовской" спецификой. Это связано с историей возникновения и развития данной сети. На протяжении многих лет она объединяла сравнительно ограниченный круг пользователей из университетских исследовательских центров США. Их отношения (разумеется, не только "сетевые") характеризовались высокой степенью доверительности, уважением к мнению собеседника, определенными правилами вежливости, а также использованием терминологии, хорошо известной собеседникам, но мало понятной людям "со стороны". По мере развития Интернета стихийно выработанные, часто нигде не зафиксированные правила "сетевого этикета" становились стандартом поведения и для новых пользователей сети. Сейчас эти правила можно найти в Интернете в подробном изложении с комментариями. Конечно, речь не идет об их принудительном применении. В лучшем случае на отступление от правил другие пользователи не обратят внимания (или, наоборот, пошлют гневное замечание), в худшем случае (крайне редко) нарушитель будет частично лишен возможности продолжать общение с другими клиентами.

Можно рассмотреть два подхода к вопросам взаимодействия права и сети Интернет. Первый - по аналогии с конструкцией теории государства и права, можно назвать, естественносетевым. Второй, и тоже по аналогии, нормативистским. Первый - естественносетевой подход утверждает следующее: законов для сети Интернет нет. Существует существует этика, существует система единогласного принятия решений - и достаточно. "Правительство, go out!". Это стандартная формулировка, которая и в самом начале зарождения сети Интернет, и сейчас постоянно встречается. Второй подход - нормативистский - заключается в следующем. Есть сеть, очень сильный инструмент, серьезное социальное явление, и нужно срочно издать огромное количество каких-либо глобальных актов, чтобы как можно быстрее заурегулировать этот вопрос, и чтобы в дальнейшем данная проблема никоим образом не выходила из-под контроля организаций, государств и мировых сообществ.

По мере развития информационных технологий в мире растет сфера государственных интересов, государственного влияния. Государство осознает необходимость регулирования происходящих процессов во времена, когда человеческая активность переходит в цифровое поле. Считается, что от развития информационных технологий зависит теперь уровень развития мировой экономики в целом. И чем выше будет уровень технологий, тем более эффективно будут решаться экономические, социальные, политические вопросы в отдельно взятом государстве.

1. Так, в 2000 году в Окинаве «Большой восьмеркой» была принята Хартия Глобального информационного общества (далее – Хартия). Хартия установила основные принципы вхождения государств и стран в информационное общество. Основными постулатами Хартии являются: использование возможностей цифровых технологий, преодоление электронно-цифрового разрыва, содействие всеобщему участию и дальнейшее развитие.

2. Директива электронной неприкосновенности частной жизни (E-Privacy Directive 2002), Европейский союз. Директива является продолжением Директивы о защите данных и касается большинства важных аспектов, таких как «обработка данных трафика», «конфиденциальность информации», «спам».

3. Электронные подписи в глобальной и национальной торговле (Electronic Signatures in Global and National Commerce Act, 2000, США);

4. Акт об информационных технологиях (The Information Technology Act, 2000, Индия)

В РБ вопросы правового регулирования отношений в сети Интернет регулируются нормативными актами общего характера.

1. Роль ИТ в государственной политике впервые была выражена в Концепции государственной политики в области информатизации (одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.1999 г. № 195 ). Согласно Концепции, целью государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан и государства.

2. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Закон дает определение ключевым терминам, определяет принципы регулирования информационных отношений, определяет субъекты регулирования, сферу действия и регулирует общественные отношения, возникающие при: поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией; создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов; организации и обеспечении защиты информации.

3. Пожалуй, наибольший общественный интерес вызвало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Это связано прежде всего с тем, что действие данного Указа касается фактически каждого лица, проживающего в нашей стране. В частности, в Указе установлен ряд требований к содержанию сайтов государственных органов, государственных организаций. Так, например, доступ к общей информации о государственном органе, государственной организации должен осуществляться свободно, без взимания платы, определен перечень минимальной общей информации, содержание которых обязательно для сайтов вышеназванных организаций.

Что касается субъектов хозяйствования, то для них с 1 июля 2010 года Указ определил, субъекты хозяйствования, находящиеся на территории нашей страны и осуществляющие свою деятельность для потребителей РБ, обязаны обзавестись оборудованием и ресурсами, размещенными на территории нашей страны (например, серверы должны размещаться территориально в РБ, хостинг – предоставляться на территории РБ, регистрация домена должна быть осуществлена в зоне «BY»).

В отношении физических лиц Указ устанавливает требования по идентификации устройств, с которых осуществляется доступ к Интернету, а также сведения об оказанных услугах, учет и хранение сведений поставщиками интернет-услуг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: