ТЕМА 11. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Правовые аспекты Интернет в современном обществе.
Правовое регулирование реализации информационных правоотношений в Интернет.
Вопросы правового обеспечения информационной безопасности в интернет.
Правовые аспекты Интернет в современном обществе
Что такое "Интернет"? О глобальной компьютерной сети (ее другая обобщающая характеристика _ всемирная информационная служба), известной под английским названием INTERNET, часто говорят, что ее возникновение и непредсказуемо бурное развитие может стать крупнейшим событием в истории мировой цивилизации конца XX в.
Самое простое определение "Интернета" _ объединение компьютерных сетей. А их существует множество _ от локальных (например, объединяющих несколько компьютеров на одном предприятии) до региональных и общенациональных коммерческих сетей.
Как развивался "Интернет"? Непосредственным предшественником "Интернета" была компьютерная сеть APRANET Министерства обороны США, объединившая в 1969 г. несколько американских университетов и компаний, выполнявших военные заказы. Она создавалась для использования, например, в случае военных конфликтов. Сеть оказалась вполне надежной и удобной, особенно для оперативного обмена результатами научных исследований, и к ней стали подключаться другие компьютеры, в первую очередь различных университетов США. Объем чисто гражданских вопросов, решавшихся через эту сеть, постоянно рос, и Министерство обороны США разделило сеть на две части: одну для военных целей, другую _ для гражданских. Они были связаны набором технических и программных средств, составивших так называемый Internet Protocol (межсетевой протокол). Так появилось само название "интернет".
|
|
Постепенно к сети стали подключаться частные компании, некоторые из них продавали возможность входа в сеть всем желающим. "Интернет" был приватизирован. Правительство США перестало его субсидировать и контролировать. С начала 90-х гг. он стал лавинообразно распространяться по странам и континентам, включая в себя все новые локальные сети и базы данных. Такие сети подключаются к более крупным сетям, которые для соединения друг с другом имеют так называемые точки встречи (meeting point).
В виртуальной среде, как и в реальной, действуют различные субъекты. Они вступают при этом в определенные отношения друг с другом, при которых наступают, в том числе, и юридические последствия. Возникает проблема правового регулирования общественных отношений в виртуальной среде или, как некоторые говорят, право виртуальной среды. При этом следует отметить, что именно информационное право составляет основу или юридический базис этой среды.
|
|
Сегодня ведется много споров по поводу того, что такое Интернете правовой точки зрения.
Можно выделить две группы специалистов, высказывающих мнения по этому поводу.
Одна группа специалистов считает, что Интернет — такая среда, в которой право принципиально не применимо.
Вторая группа полагает, что право в Интернет займет достойное место, нужно только учитывать особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям.
Интернет – это глобальная компьютерная система, которая:
логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов (каждый компьютер, подключаемый к сети имеет свой уникальный адрес);
способна поддерживать коммуникации (обмен информацией);
обеспечивает работу высокоуровневых сервисов (служб), например, WWW, электронная почта, телеконференции, разговоры в сети и другие.
Отличительные черты Интернета:
Во-первых, "Интернет" организационно не является чем-то единым целым. У него нет владельца или владельцев, продающих содержащуюся в нем информацию. Этим занимаются особые организации _ производители информации, имеющие возможность доступа к "Интернету" на практически тех же условиях, что и потребители информации.
Во-вторых, "Интернету" присущи подлинно глобальные масштабы _ он объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий подключиться к "Интернету" может стать его подписчиком, если у него имеются компьютер, модем, телефонная линия и сравнительно небольшая сумма денег. К концу 2006 г. число пользователей "Интернета" во всем мире уже исчислялось сотнями миллионов, и ежедневно подключаются десятки тысяч новых клиентов.
В-третьих, сложилось так, что среди всех компьютерных сетей именно "Интернет" постоянно и успешно прогрессирует в своем развитии не только "вширь" (за счет постоянно растущего числа пользователей), но и "вглубь" (путем увеличения количества оказываемых услуг и объемов циркулирующей по сети информации).
Что касается правового регулирования Интернет. На сегодняшний день ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства по Интернету. Существующие нормативные (подзаконные) акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т.д.
Во-вторых, нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу Интернета, "разбросаны" по законодательным актам иных отраслей права. В первую очередь они содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, а также в договорном праве.
В-третьих, практически отсутствует регулирование отношений по поводу Интернета на международном (межгосударственном) уровне.
Вопрос о необходимости регулирования Интернет, думается, имеет две стороны.
С одной стороны, содержимое Интернет есть явление социальное, и регулировать его или нет - общество либо решает само (и тогда это почти наверняка "нет"), либо позволяет правительству решить это за себя (и тогда это почти наверняка "да").
Тем не менее, Интернет в настоящий момент представляет собой интереснейший пример того, насколько удачно и эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правого регулирования. Это ставит важный теоретический вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования. Следующим, очевидно, будет вопрос о том, насколько эффективным окажется такое регулирование для развития самой технической системы.
|
|
В самом деле, до сих пор нормативное регулирование отношений между пользователями, поставщиками и иными участниками Интернета не носит специального правового характера. Помимо многочисленных регламентов и стандартов технического характера к Интернету применимы нормы, которые относятся к обычным (традиционным), корпоративным или даже этическим отношениям, разумеется, с соответствующей "интернетовской" спецификой. Это связано с историей возникновения и развития данной сети. На протяжении многих лет она объединяла сравнительно ограниченный круг пользователей из университетских исследовательских центров США. Их отношения (разумеется, не только "сетевые") характеризовались высокой степенью доверительности, уважением к мнению собеседника, определенными правилами вежливости, а также использованием терминологии, хорошо известной собеседникам, но мало понятной людям "со стороны". По мере развития Интернета стихийно выработанные, часто нигде не зафиксированные правила "сетевого этикета" становились стандартом поведения и для новых пользователей сети. Сейчас эти правила можно найти в Интернете в подробном изложении с комментариями. Конечно, речь не идет об их принудительном применении. В лучшем случае на отступление от правил другие пользователи не обратят внимания (или, наоборот, пошлют гневное замечание), в худшем случае (крайне редко) нарушитель будет частично лишен возможности продолжать общение с другими клиентами.
Можно рассмотреть два подхода к вопросам взаимодействия права и сети Интернет. Первый - по аналогии с конструкцией теории государства и права, можно назвать, естественносетевым. Второй, и тоже по аналогии, нормативистским. Первый - естественносетевой подход утверждает следующее: законов для сети Интернет нет. Существует существует этика, существует система единогласного принятия решений - и достаточно. "Правительство, go out!". Это стандартная формулировка, которая и в самом начале зарождения сети Интернет, и сейчас постоянно встречается. Второй подход - нормативистский - заключается в следующем. Есть сеть, очень сильный инструмент, серьезное социальное явление, и нужно срочно издать огромное количество каких-либо глобальных актов, чтобы как можно быстрее заурегулировать этот вопрос, и чтобы в дальнейшем данная проблема никоим образом не выходила из-под контроля организаций, государств и мировых сообществ.
|
|
По мере развития информационных технологий в мире растет сфера государственных интересов, государственного влияния. Государство осознает необходимость регулирования происходящих процессов во времена, когда человеческая активность переходит в цифровое поле. Считается, что от развития информационных технологий зависит теперь уровень развития мировой экономики в целом. И чем выше будет уровень технологий, тем более эффективно будут решаться экономические, социальные, политические вопросы в отдельно взятом государстве.
1. Так, в 2000 году в Окинаве «Большой восьмеркой» была принята Хартия Глобального информационного общества (далее – Хартия). Хартия установила основные принципы вхождения государств и стран в информационное общество. Основными постулатами Хартии являются: использование возможностей цифровых технологий, преодоление электронно-цифрового разрыва, содействие всеобщему участию и дальнейшее развитие.
2. Директива электронной неприкосновенности частной жизни (E-Privacy Directive 2002), Европейский союз. Директива является продолжением Директивы о защите данных и касается большинства важных аспектов, таких как «обработка данных трафика», «конфиденциальность информации», «спам».
3. Электронные подписи в глобальной и национальной торговле (Electronic Signatures in Global and National Commerce Act, 2000, США);
4. Акт об информационных технологиях (The Information Technology Act, 2000, Индия)
В РБ вопросы правового регулирования отношений в сети Интернет регулируются нормативными актами общего характера.
1. Роль ИТ в государственной политике впервые была выражена в Концепции государственной политики в области информатизации (одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.1999 г. № 195 ). Согласно Концепции, целью государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан и государства.
2. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Закон дает определение ключевым терминам, определяет принципы регулирования информационных отношений, определяет субъекты регулирования, сферу действия и регулирует общественные отношения, возникающие при: поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией; создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов; организации и обеспечении защиты информации.
3. Пожалуй, наибольший общественный интерес вызвало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Это связано прежде всего с тем, что действие данного Указа касается фактически каждого лица, проживающего в нашей стране. В частности, в Указе установлен ряд требований к содержанию сайтов государственных органов, государственных организаций. Так, например, доступ к общей информации о государственном органе, государственной организации должен осуществляться свободно, без взимания платы, определен перечень минимальной общей информации, содержание которых обязательно для сайтов вышеназванных организаций.
Что касается субъектов хозяйствования, то для них с 1 июля 2010 года Указ определил, субъекты хозяйствования, находящиеся на территории нашей страны и осуществляющие свою деятельность для потребителей РБ, обязаны обзавестись оборудованием и ресурсами, размещенными на территории нашей страны (например, серверы должны размещаться территориально в РБ, хостинг – предоставляться на территории РБ, регистрация домена должна быть осуществлена в зоне «BY»).
В отношении физических лиц Указ устанавливает требования по идентификации устройств, с которых осуществляется доступ к Интернету, а также сведения об оказанных услугах, учет и хранение сведений поставщиками интернет-услуг.