Оценка и контроль реализации стратегии

Оценка и контроль реализации стратегии является завершающим этапом в процессе осуществления стратегического менеджмента. Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете должна дать ответ на вопрос: «Приведет ли выбранная стратегия к достижению целей организации?» Именно это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям организации, то ее дальнейшая оценка проводится по следующим направлениям:

· соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям внешней среды;

· соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям самой организации;

· приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска предполагает получение ответов на следующие вопросы:

- реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии?;

- каковы негативные последствия провала выбранной стратегии?;

- оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии?

Предпринимательская деятельность осуществляется в постоянно изменяющейся среде и поэтому перед стратегическим менеджментом стоит весьма серьезная задача осуществления контроля над тем, насколько успешно движется организация к своим целям, а также определение того, сумеет ли она их достичь, а если нет – то что она должна изменить в своем поведении.

Стратегический контроль в процессе реализации стратегии обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Стратегический контроль не направлен на выяснение того, правильно или неправильно осуществляется реализация стратегии. Его задачей является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей. Именно это предопределяет систему построения стратегического контроля.

Система стратегического контроля включает в себя четыре основных элемента:

1. Установление показателей по которым будет проводиться оценка реализации стратегии. Как правило, для этого используется четыре группы показателей:

- показатели эффективности функционирования организации;

- показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов (производительность труда, текучесть кадров и т.д.);

- показатели, характеризующие состояние внешней среды;

- показатели, характеризующие внутриорганизационные процессы.

2. Система измерения и отслеживания параметров, которая предусматривает:

- контроль рыночных показателей функционирования организации (объем продаж, доля рынка и т.д.);

- контроль деятельности структурных подразделений организации;

- установление правил и процедур проведения контроля;

- установление и контроль за системой внутриорганизационных ценностей.

3. Сравнение и оценка результатов в процессе которых выясняются причины отклонения фактических данных работы организации от стандартов, планов, нормативов или других эталонных показателей.

При этом возможны три ситуации:

а) реальное состояние лучше желаемого;

б) реальное состояние соответствует желаемому;

в) реальное состояние хуже желаемого.

4. Проведение корректировки, которая предусматривает:

- пересмотр параметров контроля, который осуществляется, когда состояние выбранных параметров контроля не соответствует установленным целям организации и выбранной стратегии;

- пересмотр стратегии,который осуществляется тогда, когда изменения во внешней среде привели к тому, что реализация выбранной стратегии становится затрудненной, либо сама стратегия уже не может привести организацию к достижению поставленных целей;

- пересмотр целей, который осуществляется тогда, когда изменение условий внешней среды делает невозможным достижение поставленных целей.

К числу возможных негативных последствий функционирования системы контроля относятся:

· чрезмерное контролирование деятельности подразделений и сотрудников;

· подмена целей организации параметрами контроля, в результате чего сотрудники и подразделения ориентируют свою деятельность на те показатели, по которым их контролируют;

· перегрузка руководителей информацией, поступающей из системы контроля.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: