Оценка и контроль реализации стратегии является завершающим этапом в процессе осуществления стратегического менеджмента. Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете должна дать ответ на вопрос: «Приведет ли выбранная стратегия к достижению целей организации?» Именно это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям организации, то ее дальнейшая оценка проводится по следующим направлениям:
· соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям внешней среды;
· соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям самой организации;
· приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска предполагает получение ответов на следующие вопросы:
- реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии?;
- каковы негативные последствия провала выбранной стратегии?;
- оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии?
Предпринимательская деятельность осуществляется в постоянно изменяющейся среде и поэтому перед стратегическим менеджментом стоит весьма серьезная задача осуществления контроля над тем, насколько успешно движется организация к своим целям, а также определение того, сумеет ли она их достичь, а если нет – то что она должна изменить в своем поведении.
Стратегический контроль в процессе реализации стратегии обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Стратегический контроль не направлен на выяснение того, правильно или неправильно осуществляется реализация стратегии. Его задачей является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей. Именно это предопределяет систему построения стратегического контроля.
Система стратегического контроля включает в себя четыре основных элемента:
1. Установление показателей по которым будет проводиться оценка реализации стратегии. Как правило, для этого используется четыре группы показателей:
- показатели эффективности функционирования организации;
- показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов (производительность труда, текучесть кадров и т.д.);
- показатели, характеризующие состояние внешней среды;
- показатели, характеризующие внутриорганизационные процессы.
2. Система измерения и отслеживания параметров, которая предусматривает:
- контроль рыночных показателей функционирования организации (объем продаж, доля рынка и т.д.);
- контроль деятельности структурных подразделений организации;
- установление правил и процедур проведения контроля;
- установление и контроль за системой внутриорганизационных ценностей.
3. Сравнение и оценка результатов в процессе которых выясняются причины отклонения фактических данных работы организации от стандартов, планов, нормативов или других эталонных показателей.
При этом возможны три ситуации:
а) реальное состояние лучше желаемого;
б) реальное состояние соответствует желаемому;
в) реальное состояние хуже желаемого.
4. Проведение корректировки, которая предусматривает:
- пересмотр параметров контроля, который осуществляется, когда состояние выбранных параметров контроля не соответствует установленным целям организации и выбранной стратегии;
- пересмотр стратегии,который осуществляется тогда, когда изменения во внешней среде привели к тому, что реализация выбранной стратегии становится затрудненной, либо сама стратегия уже не может привести организацию к достижению поставленных целей;
- пересмотр целей, который осуществляется тогда, когда изменение условий внешней среды делает невозможным достижение поставленных целей.
К числу возможных негативных последствий функционирования системы контроля относятся:
· чрезмерное контролирование деятельности подразделений и сотрудников;
· подмена целей организации параметрами контроля, в результате чего сотрудники и подразделения ориентируют свою деятельность на те показатели, по которым их контролируют;
· перегрузка руководителей информацией, поступающей из системы контроля.