Нравоучительное в литературе

«Поучение» Владимира Мономаха.

Сложность изучения этого текста древнерусской литературы состоит не в том, что он далёк от уровня восприятия современных семиклассников по языку и воссозданным историческим событиям (прекрасный перевод Д.С. Лихачёва снимает эту проблему), а в том, что требует от учителя создания особой эмоциональной приподнятости на уроке, своеобразного эмоционального «нерва». Только тогда «Поучение» достигнет той цели, ради которой было создано: оно «должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана». «Мономах внес сильное и высокое этическое начало в свою политическую деятельность. Он писал сочинения, открыто обсуждал свои поступки с этической точки зрения, признавал открыто, перед лицом всех, свои ошибки, не побуждаем никем и ничем, во имя одной только правды... Его пример удивителен». (Д.С. Лихачёв)

Героическое в литературе

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Бородино»

При анализе стихотворения важна мысль о том, что в нём заложена своеобразная традиция русской литературы рассказывать о подвиге солдат просто, без прикрас, без искусственного преувеличения (чуть позже в 7 классе будем изучать «Василия Тёркина» А.Т. Твардовского – обязательно вспомнить сказанное). Сделаем с учащимися важный вывод о том, что для русского сознания подвиг – категория нравственная.

Очень важны задания 4 и 5, помогающие увидеть связь изобразительных приёмов и идейного содержания, пафоса стихотворения.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Повесть «Пастух и пастушка»

Увидим вместе с учащимися, что героический пафос может воплощаться по-разному. В повести В.П. Астафьева средством создания эмоционального напряжения является динамика происходящего. Проследим, какими средствами автор создаёт динамизм боя (задание 3 стр. 258). Обратим внимание на речевые характеристики персонажей.

Трагическое в литературе

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

При изучении драмы «Моцарт и Сальери» из заданий учебника, данных «с избытком», выбираем несколько ключевых, позволяющих сосредоточиться на главном: на идее трагедии зависти («страстях роковых») и на поиске пути обретения гармонии черезосознание необходимости быть верным своему призванию, писать только правду и не поддаваться слабости и ложным благам.

Особое внимание уделяем заданию перед текстом и заданию 2 после текста трагедии: очень важно осознать ключевые для идейного содержания произведения понятия – «талант» и «гений». Хорошо, если учитель организует живое обсуждение (возможно, дискуссию) при выполнении этих заданий.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Тоска»

Выполнение предтекстового задания 1 на стр. 278 придаст обыденной истории, созданной А.П. Чеховым, поистине трагическое звучание.

Вспомним стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», сопоставим трагический пафос этих произведений: одиночество человека в холодном и бездушном мире, «каждый из нас по-своему лошадь».

В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла»). Характеризуя главного героя-рассказчика, последовательно выполняем задания: предтекстовое на с. 286, задания 1, 2, 3 (первый блок) на с. 292. Возможна групповая форма выполнения задания 1.

Обсуждение проблематики произведения организуем, последовательно выполняя задания 4, 5 (первый блок), 1, 2 (второй блок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: