Сатирическое в литературе

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве»

Обратим внимание учителя на предтекстовые задания на стр. 28 и 39. Отвечая на эти вопросы, учащиеся развивают умение предвидеть, очень важное для формирования когнитивной культуры. Именно сатирические произведения, обладающие особой словесной заострённостью и выразительностью, дают прекрасный материал для работы над антиципацией (предвидением).

А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»,«Хамелеон»

Следует обратить внимание на неоднозначность «смешного» и «грустного» в рассказах Чехова, на парадоксальность обыденных ситуаций, на смещение привычных стереотипов в оценках героев. Поэтому сосредоточимся на дискуссионных вопросах (стр. 56, 61, 64). Напомним учащимся, что высказанное ими суждение является гипотезой, требующей подтверждения или опровержения.

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

Учителю следует продумать последовательность выполнения заданий, строго соблюдая принцип «от простого (1, 2, 3, 6, 7 на с. 139-140) к сложному (4, 5 первого блока, 1,2 второго блока, 1,2 третьего блока)». Хорошо, если «сложные» задания будут выполнены в паре или группе. Не надо стремиться непременно выполнить все «сложные» задания. Некоторые из них можно предложить мотивированным учащимся для самостоятельной исследовательской работы.

Что лежит в основе пафоса

 

Тематика литературного произведения

При организации деятельности учащихся на данном уроке важно, чтобы теоретический материал учебника обязательно иллюстрировался примерами, которые школьники самостоятельно подбирают и комментируют.

Родная природа

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина»

Встречаемся с новым типом задания: подготовкой реферата. Обращаем внимание учителя на то, что жанр реферата предполагает создание вторичного текста на основе отбора, переосмысления, систематизации первичного (научного) текста. Если задание кажется сложным, учитель может организовать его парное или групповое выполнение, распределив между участниками первичные тексты для реферирования. Собственно сопоставление может быть проведено и устно на уроке (например, в форме конференции или круглого стола). Ссылки на первичные тексты представлены в электронном приложении к учебнику.

А.К. Толстой. Слово о писателе.Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…»

Задание «Организуйте в классе музыкально-поэтический вечер…» является проектным заданием. Необходимо распределить в классе обязанности по подготовке вечера, продумать программу, пригласить гостей, оформить аудиторию, подготовить необходимую технику, позаботиться о призах и подарках, написать афиши и т.д. При разработке критериев оценивания выразительного чтения стихотворения можно воспользоваться памяткой «Как подготовиться к выразительному чтению» (см. учебники 5 и 6 кл.).

 

А.А. Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля»

Продолжаем работу над развитием механизма антиципации (предвидения), очень важного для восприятия художественных (особенно лирических) текстов. Выполняем предтекстовые задания на стр. 82 и 83. Не забудем вернуться к ответам после чтения стихотворения: обсудим, удалось ли предвидеть особенности содержания и пафоса произведения по его названию или первой строке. Прокомментируем (или объясним) результаты.

Гражданские мотивы

А.С. Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву»

Снова встречаемся с заданием, предполагающим создание реферата. См. выше комментарии к изучению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Дума»

О подготовке реферата см. комментарий выше.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе.Стихотворение «Школьник»

Обратим внимание на задание 2 (стр. 97). Воссоздание образа мальчика (адресата героя) требует фантазии, эмоциональной чуткости и внимания к деталям. Кроме бедной одежды и книги в котомке, кажется, о мальчике не сказано ничего. Но почему именно к нему обращается герой? Представим, как мальчик слушает монолог. Что из произнесённого может показаться ему непонятным? Интересным? Неправдоподобным? Что может вселить уверенность? Неуверенность? А может быть, мальчик – это вымышленный образ? Плод фантазии лирического героя? Обобщённый образ крестьянского ребёнка, идущего по дороге свободы и просвещения? Ответы детей могут быть неоднозначны. Это путь интерпретационного анализа.

Защита Отечества

А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Смерть и воин»)

Вспомним о традиции изображения подвига в русской литературе (см. комментарий к изучению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

Задание по озаглавливанию фрагментов (с. 99) является по существу не вполне традиционной, но очень эффективной формой организации деятельности, связанной с характеристикой героя литературного произведения.

Р. Гамзатов. Слово о писателе.Стихотворение «Товарищи далёких дней моих…». М. Джалиль. Слово о писателе.Стихотворение «Прощай, моя милая». М. Карим. Слово о писателе. Стихотворение «Бессмертие»

Целесообразно, опираясь на задания, представленные в учебнике, организовать читательскую конференцию (см. комментарий к изучению стихотворений А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…», «К морю» ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: