Это можно обсудить: Культура мусора

«Культура мусора» – в 2007 г. такой теме был посвящен один из выпусков журнала «Отечественные записки». Одна из публикаций - реферат книги Элизабет Лакост и Филиппа Шальмена «От скудости к неисчерпаемости: всемирная панорама отходов 2006». По мнению этих французских специалистов, отходы из черной дыры, поглощающей огромные средства на их утилизацию, способны превратиться в ценный ресурс. Ежегодно в мире производится столько же экономически ценных отходов, утверждают Лакост и Шальмен, сколько зерновых (2 млрд тонн) и стали (1 млрд тонн) вместе взятых.

«Во второй половине ХХ века в развитых странах окончательно исчезли мелкие ремесленники, занимавшиеся вторичной переработкой отходов (старьевщики, тряпичники и пр.).

Но в то же время мир начал осознавать пределы своих возможностей. Одним из важнейших симптомов этого стал знаменитый доклад «Пределы роста», опубликованный в 1972 году Римским клубом. В нем отмечалось, что хотя ориентация на переработку отходов и на производство промышленных товаров длительного пользования в большинстве случаев считается «нерентабельной», именно она могла бы способствовать равновесию в мире. /…/ Однако в конце ХХ века, после падения мировых цен на сырье, предупреждения Римского клуба оказались забыты.

В настоящее время мировая экономика переживает новый кризис. Резкий рост цен на нефть и металлы, трудности, с которыми сталкивается сельское хозяйство, экономический рост стран Азиатского региона заставляет вернуться ко многим положениям доклада. По прогнозам, в XXI веке население планеты должно увеличиться в полтора раза, тогда как ее энергетические и топливные ресурсы будут почти исчерпаны, а площадь полезных земель, занятых сельскохозяйственными культурами, сократится из-за роста городов. /…/

Объем отходов, собранных в мире в 2004 году (за вычетом строительных и сельскохозяйственных), составлял приблизительно 2,5–4 млрд тонн. /…/ По приблизительным подсчетам, в 2004 году в мире было собрано 1,2 млрд тонн муниципальных отходов. /…/

Вследствие скандалов, которые разразились в 1980-х годах в связи с вывозом некоторых опасных отходов из развитых стран в страны развивающиеся, на национальном и международном уровне были приняты меры, обеспечивающие контроль за этими отходами и их перевозкой. Одной из этих мер стала Базельская конвенция (март 1989 года), благодаря которой была создана система контроля за экспортом и импортом некоторых опасных отходов. /…/

Сжигание 170 млн тонн муниципальных отходов дает примерно столько же энергии, сколько 220 млн баррелей нефти, т. е. около 600 тыс. баррелей в день (такая страна, как США, потребляет в сутки около 20 млн баррелей). Этот способ переработки может удовлетворить известную часть энергетических потребностей. В Японии, например, насчитывается 236 мусоросжигательных заводов, которые производят энергии примерно столько же, сколько одна атомная станция (японский рынок в этой области оценивается в 4 млрд долл.). В одной из директив ЕС поставлена цель довести к 2010 году внутреннее потребление энергии за счет возобновляемых источников до 12%, а электричества — до 22,1%. /…/

По некоторым оценкам, всего в мире в «индустрии рециклинга» занято около 1,5 млн чел., а объем рынка достигает 160 млрд долл; в Японии объем рынка составляет ок. 67 млрд долл (на 2000 год), в США — 47,3 млрд долл (на 2003 год), а мировое производство превосходит 500 млн тонн. /…/

…отслужившие свой срок электрические и электронные приборы. Утилизация этих отходов стала приоритетным направлением в политике стран ОЭСР (Европа, США, Япония). Электронные приборы, особенно компьютеры, содержат большое количество материалов, пригодных для вторичного использования: металлы (сталь, алюминий, медь, свинец, цинк, калий), стекло, пластмассы, а также редкие драгоценные металлы (золото, палладий, платина, серебро) и опасные вещества (мышьяк, ртуть, кадмий, бериллий и пр.). Исследование, проведенное в 2001 году в США, показало, что в компьютерах, которые в течение года выбрасывают американцы, содержится столько же золота, сколько добывается из 2 млн тонн золоторудных пород. Состав среднего компьютера примерно таков: пластмасса — 22%, сталь — 20%, алюминий — 14%, медь — 7%, свинец — 6%, цинк — 2%; согласно оценкам, 10 млн отработавших компьютеров содержат около 135 тыс. тонн полезного сырья.»

Источник: Элизабет Лакост и Филипп Шальмен. От скудости к неисчерпаемости: всемирная панорама отходов 2006 // Отечественные записки. 2007. № 2. http://www.strana-oz.ru/?numid=35&article=1436

Представляет интерес обновляемая подборка сообщений в новостном разделе сайта РАФ+ - в частности, о перенасыщении окружающей среды пластиковыми отходами.

«Тихий океан: вырос гигантский мусорный айсберг

11.07.2008

Как сообщает businesseco.ru, в Тихом океане обнаружено быстрое разрастание размеров "мусорного" острова, обнаруженного впервые еще в 1950-х годах. В настоящее время он разросся до трудно вообразимых размеров и в два раза превосходит по площади территорию Украины. Его совокупная масса грубо оценивается в 3,5 млн. тонн отходов, на 80% состоящих из пластиковой упаковки.» Источник: РАФ+ http://www.rav.com.ua/a/news_one.php?id=74

«Белая грязь: каждый день китайцы используют 3 млрд. полиэтиленовых пакетов

02.07.2008

По статистике во всём мире в год используется 4 триллиона различных пакетов, возврат их составляет всего 1%. Полиэтиленовые пакеты, которые были изобретены австралийским учёным 105 лет назад, сейчас называют «одним из самых пагубных изобретений человечества 20 века». Злоупотребление пакетами становится очень опасным для окружающей среды ведь потребители не задумываются о последующем использовании и утилизации упаковки потому, что относятся к ней как к бесплатной вещи, которая есть везде и всюду.

Невзрачные на вид, полиэтиленовые пакеты оказываются необходимыми и удобными в нашей повседневной жизни, но из-за их массового использования возникает серьёзное загрязнение окружающей среды. …» Источник: http://www.rav.com.ua/a/news_one.php?id=88

Чтобы стимулировать ответственное отношение к упаковке, в Великобритании начинают вводить плату за пластиковые пакеты. У этой меры уже обнаружились не только сторонники, но и противники. Последние считают, что подобные действия только отвлекают внимание от экологических проблем, создавая иллюзию их решения.

Элизабет Лакост и Филипп Шальмен подразделяют способы управления отходами на четыре типа, по возрастанию их непосредственной стоимости:

— несанкционированные свалки;

— вывоз на санкционированные и подконтрольные полигоны, от простых свалок под открытым небом до центров «экологического» захоронения, где используются последние технологические новшества, позволяющие извлекать биогазы и получать полезную энергию;

— сжигание с выработкой энергии или без выработки энергии;

— сырьевая утилизация: компостирование, повторное использование либо рециклинг.

На сегодняшний день наиболее перспективная тенденция контроля отходов – это их сортировка (в случае с бытовыми отходами – самим населением) и дальнейшая раздельная переработка. Практически все развитые страны мира имеют свой интересный опыт в данном направлении. Технологии утилизации и переработки отходов развиваются и в нашей стране.

«Пресс "Малыш 6": утилизация и переработка отходов торгового центра

В небольшом торговом центре (продукты питания, одежда, обувь и т. д.) ежемесячно образуется большое количество отходов упаковки (картонные коробки, упаковочная бумага, пленка, пластмассовые ящики из-под фруктов), а также отходы от многочисленных кафе и фаст-фудов (одноразовая посуда, пластиковые бутылки, алюминиевые банки). Проблема утилизациии и переработки отходов стоит достаточно остро.

Если из мусора (отходов упаковки) отсортировать вторсырье, то за месяц получится:

7-8 тонн макулатуры (картонные коробки, упаковочная бумага),

900-1000 кг полимеров (пленка, ящики из-под фруктов),

150-200 кг пластиковых бутылок и алюминиевых банок. …»

Источник: Статико Промышленная группа http://www.statico.ru/technology.htm

По данным В. Н. Кузнецова, ежегодно в нашей стране образуется около 7 млрд т отходов, при этом вторично используется лишь 2 млрд т, или 28,6%. В результате скопилось уже более 80 млрд т только твердых отходов. Под свалки и полигоны твердых отходов, пишет Кузнецов, ежегодно отводится около 10 тыс. га пригодных к использованию земель, и это не считая несанкционированных свалок. Для захоронения отходов, не подлежащих использованию и переработке, отведено 1112 специальных мест, занимающих площадь в 14 тыс.га.

Правовое регулирование отходов регулируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. (последние изменения – от 31 декабря 2005 г.), а также специальными законами об обращении с опасными веществами, об охране окружающей среды.

Источник: Кузнецов В. Н. Правовые основы природопользования / В. Н. Кузнецов. М.: Чистые пруды, 2008. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 21). С. 18-19.

Это можно обсудить: Моя культура мусора – что может сделать каждый человек

На сегодняшний день в Интернете и других источниках существует множество разноплановой информации, которую условно можно разделить на два типа: 1) постановка проблемы - угрозы полного исчерпания ресурсов и погребения под горами мусора и 2) варианты решения проблемы. Не смотря на довольно широкое обсуждение, оно ведется, как правило, в масштабах, превосходящих активное включение школьника.

Одно из направлений, «соразмерных» подростку, дает сайт «Куда мусор» http://kudamusor.kender.ru (Координатор КРОО "Экологическая ассоциация" ЗАСТУПЕНКО Анастасия). Вот как сформулировано приветствие посетителям сайта.

 

«Добро пожаловать на сайт, посвященный всему, что касается мусора: куда он попадает после того, как оказывается в урне, что с ним происходит, если он попадает мимо урны и, наконец, что делать, чтобы он не заполнил всё.

 

Этот сайт для всех тех людей, кому небезразлично загрязнение окружающей природы мусором и кто давно ищет ответ на вопрос "А что же лично я могу сделать?". Несмотря на то, что наш ресурс посвящён именно городу Красноярску, ничто не мешает использовать его информацию на благо других городов.»

Там же имеется «Курс молодого борца».

«Если проблема мусора уже начала напрягать тебя, ты в правильном месте. Вот только на словах недовольны все. Мы же, здесь и сейчас, открываем курс для тех, кто не только говорит, но и делает. И первый учебный маневр называется: "Решай проблему до того, как она появилась".

 

Вопрос "Куда деть мусор?" встает со всем размахом в первую очередь именно оттого, что мусор этот уже ЕСТЬ. Но ведь в решении его можно пойти и другим путем - опередить вопрос, сделать так, чтобы он даже не встал. И сделать это довольно просто. Если ты готов опередить проблему, действуй!

 

1. "Думай, что берешь!" Прежде чем взять/купить что-нибудь ответь для себя на вопросы: "Действительно ли мне это нужно?" "Долго ли мне это прослужит?" "Смогу ли я без этого обойтись?" "Не разочаруюсь ли я в этом скоро?" И если на первые два ты твердо ответил себе "ДА", а на вторые "НЕТ", смело приобретай выбранную вещь - она еще не скоро превратится в безобразный объект мучительных раздумий "Куда деть мусор?" И помни: реклама, конечно, убеждает тебя, что именно без этой вещи ты никогда не сможешь прожить полноценную жизнь и найти свое счастье. Но: ты ей веришь?!

 

2. Ходи в магазин со своей сумкой и маленьким запасом аккуратно свернутых полиэтиленовых пакетов, уже скопившихся дома в огромных количествах после прошлых покупок. Не загрузив лишний раз мусорное ведро пластиком или полиэтиленом ты значительно облегчишь жизнь своим (возможным) потомкам.

 

3. Если ты хочешь избавиться от какой-то вещи - не выбрасывай ее немедленно. Если она вышла из строя ты можешь починить ее - одежду отдать в ремонт, технику - в сервис-центр. И сделать это не потому что у тебя нет денег на новую (как кто-то может подумать), а потому, что ты хочешь, чтобы мусора стало меньше. Если же решение избавиться окончательное и пересмотру не подлежит, подумай: может ли она кому-нибудь пригодиться, и просто отдай: книги в местную библиотеку, одежду - в благотворительную организацию, крошки со стола - птичкам. Мусора станет меньше, а ты вдруг узнаешь, что это за радость ПРОСТО ОТДАТЬ.»

Источник: Куда мусор http://kudamusor.kender.ru/kuda.php?s=2

 

Той же цели ответственного, критически-рефлексивного потребления, посвящена и игра «Рейтинг конфетных коробок».

Практическое задание Игра Рейтинг конфетных коробок

Задача – актуализация у участников упражнения позиции критически-рефлексивного потребителя.

Предварительно надо собрать коллекцию коробок из-под конфет разного вида и качества – пластиковые, картонные, металлические и т. д.

Раздайте ребятам коробки и попросите их расположить их все в один ряд по степени уменьшения экологичности. Когда ряд будет составлен, спросите, на каком основании коробки расположены именно так? Возможные ответы детей:

- картонные коробки могут быть утилизированы в природной среде (сгниют), а пластиковые нет – поэтому они на разных концах ряда

- пластиковые – прочные и могут послужить ещё в качестве вторичного продукта, а картонные ломаются и мнутся, их возможно использовать только один раз

- на производство новых коробок уходит много природного материала и энергии, поэтому все коробки неэкологичны – надо покупать конфеты на вес.

При любом мнении учитель может задавать провоцирующие вопросы, которые заставят детей посмотреть на ситуацию иначе и каждый раз перемещать коробку в ряду на новое место:

- а если коробки не будут использоваться повторно, то …

- а если на картонной коробке нанесен золотой (металлизированный рисунок), это повышает или понижает её экологичность?

- если картонная коробка ламинирована, сможет ли она сгнить в почве?

- а может, обязать всех покупателей закапывать коробки после употребления конфет в специально отведенный для этого полигон? Повысит ли это интерес покупателей к именно этой упаковке?

Итоговый вопрос:

- А КАК МОЖНО СДЕЛАТЬ ПОКУПАТЕЛЯ заинтересованным участником утилизации упаковочных отходов?

Результат. Это упражнение дает возможность детям аргументировать своё мнение, участвовать в спорах и дискуссиях, спокойно относиться к изменению мнения под действием изменившихся обстоятельств, взаимодействовать в группе. В игровой форме юные потребители осваивают реальность множественного выбора: оказывается, стоит обращать внимание не только на красочность упаковки, обещания рекламы, авторитет бренда, вкус конфет, если он известен, но и на такой аспект, как экологичность.

Вариант. Можно организовать работу по превращению отходов в полезные предметы в условиях домашнего задания или каникулярного внеклассного мероприятия. Идей много – от обычных кормушек для птиц и новогодних игрушек до утилитарных предметов типа вазочек, указок и др.

Практическое задание Групповая дискуссия Реклама – двигатель торговли или деспот человеческой жизни?

Задача – систематизировать противоречивые представления учеников о роли рекламы в нашей жизни, показать, что процесс рекламы необходимо регулировать.

Варианты проведения такого задания весьма разнообразны. Можно начать с анализа рекламных роликов, объявлений и т.п. Или с процесса создания рекламы и антирекламы по поводу какого-либо продукта. Задача анализа – показать как реклама влияет на человека, рассмотреть какие приемы используются для влияния на представителей различных групп (реклама для детей, для домохозяек, для настоящих мужчин или женщин и т.д.).

 

 

§ 2. Я выбираю. Выбор как процесс

В 6 классе мы говорили о том, как другие люди, культура, нормы и ценности, мода и реклама влияют на наш выбор. В учебном пособии подчеркивается унифицирующий эффект названного влияния: все ходят в джинсах, все едят чипсы… При обсуждении этого материала – на базе глав о социальных группах и действии - следует обратить внимание и на другие эффекты: группообразующий и индивидуализирующий. Кто эти «все»? Волшебная формула «Все ходят (едят, носят, слушают…), и я буду!» призвана легитимировать поведение, утверждающее идентификацию с референтной группой (в которую индивид входит или только хотел бы). В то же время безграничное разнообразие тех же рваных джинсов удовлетворяет также и потребность в индивидуализации.

Три названных эффекта (унификация, группообразование, индивидуализация), конечно, сочетаются по-разному, в разных пропорциях. Не одно поколение выросло на комедии «С легким паром!», на примере которой старшие рассказывают младшим, как это было: жить в типовых районах, домах, среди одинаковой мебели. Как счастливые обладатели дефицитной шмотки радостно ее носили, не смущаясь, что в том же ходит полгорода. Помимо ярких черт советской экономики, в этом проявлялась и ориентированность индустриального общества в целом прежде всего на унифицированное производство и потребление. В постиндустриальном обществе потребления не менее, а то и более заметную роль начинают играть идентификационная и индивидуализирующая функции. Сегодня только представителю совершенно другой культуры подростки в джинсах может показаться одинаково одетыми. Да, легко читается «текст» данного стиля (на чем подробнее остановимся в 3 параграфе), но заметен, как правило, и индивидуальный рисунок.

Богатые возможности выбора с одной стороны и настойчивые принуждения выбирать (читай: потреблять) ставят на повестку дня вопросы:

Какова моя роль в выбирании? Существует ли она вообще? Если да, то в какой степени мой выбор является моим? В каком случае следует настаивать на собственном мнении, а в каком – согласиться с выбором родителей, друзей, рекламы?

Таким образом, тема выбора продолжает разговор о субъектности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: