Определение предположений 8 страница

Тине нужна была именно такая помощь. На терапевтическое консультирование она пришла в состоянии замешательства. Телефон консультанта ей дали 15 месяцев назад, и она хранила его в сумочке на крайний случай. Только теперь она нашла в себе силы говорить о том, что ее беспокоит, поскольку раньше она всегда надеялась, что ее трудности и плохое самочувствие магическим образом исчезнут. Наконец стало ясно и очевидно, что положение не улучшилось, а ухудшилось, и что ей нужна помощь.

Тине было 23 года. Ее отец был родом их Восточной Индии, а мать - белая, родившаяся и выросшая на юге Лондона. Тину растили мать и отчим, тоже белый. У нее были две сводные сестры. Отец и родственники по его линии по большей части оставались в тени, хотя иногда она с ними встречалась. Тинин образ себя был очень противоречивым. Выросла она, считая себя белой, как все члены ее семьи, с кем она жила, но лет с тринадцати домашние ее стали поддразнивать за шоколадный оттенок кожи. По сравнению с ее цветом кожи младшие сестры выглядели совсем бледными, и сначала она решила, что они завидуют ей, что она так быстро загорает летом. Когда отчим принялся отпускать обидные замечания в ее адрес и начал выживать ее из дому, чтобы она переехала в дом к отцу, она поняла, что на самом деле происходит.

С живым воображением одинокого пятнадцатилетнего подростка Тина стала создавать историю своих несчастий. Она выдумала, что она - девочка-рабыня, которую отчим купил, чтобы она делала всякую работу и ухаживала за другими девочками. Она решила, что теперь она им надоела, потому что больше не соглашается с их требованиями. Вначале она пыталась найти убежище в семье отца, но там ей были рады еще меньше. Здесь она тоже чувствовала, что ее ненавидят за то, что она - полубелая, и за то, что ее растила мать. Теперь фантазия о девочке-рабыне совершенно перестала отвечать требованиям, поскольку она явно не была чернокожей..,..,,.,.. „■..

Играя с воображением

После этого двойного разочарования Тина больше не знала, к какой расе она принадлежит, кто она, и как ей найти тот образ себя, который бы ей понравился. К этому времени ей уже исполнилось шестнадцать, она бросила учебу и пошла на курсы машинописи. Как только курсы закончились, Тина нашла временную работу и сняла комнату в районе, где жил ее отец. Несколько лет она так и жила, перебираясь с одной временной работы на другую, не имея никаких устойчивых дружеских отношений. Все свободное время она проводила за телевизором с сигаретой; она воображала, что она совсем не такая, как другие.

Теперь она стала строить миф о том, что она находится на пустынном острове, в ожидании, что за ней придет корабль и спасет ее. Она ненавидела свою работу, ненавидела свою семью, которая все меньше ею интересовалась из-за ее нарастающей эгоистичности и эксцентричности. Она ненавидела все вокруг за исключением своего телевизора, который был ее лазейкой во внешний мир. На работе у нее было много неприятностей, которые убеждали ее в базовой несправедливости и жестокости мира, и в ее собственной невозможности этому противостоять. Она начала думать, что они изо всех сил стараются ее достать, потому что она - идеальная жертва. Она осознала, что ей нужна помощь, чтобы выйти из отчаянного штопора. Как обычно, рядом был телевизор, который мог спасти положение и снабдить ее подходящим образом. Этим образом стал популярный эстрадный певец, в него Тина отчаянно влюбилась.

Вначале такое развитие придало ей сил. Она влюбилась всего во второй раз, и прежде такой силы чувств не испытывала. Она была в приподнятом настроении и полна надежд. Она быстро накопила денег на видеомагнитофон и питала свое чувство, бесконечно просматривая концерты поп-звезды. Попутно она открыла для себя радости мастурбации, что существенно дополнило ее растущую веру в то, что между нею и звездой действительно была какая-то связь. Так хорошо Тине никогда раньше не было. Теперь у нее была собственная иллюзия, к которой она могла возвращаться каждый день после работы и упиваться ею, когда бы ей этого ни захотелось.

Тина чувствовала себя на седьмом небе. Она знала, что она - особенная. Она была вовсе не худшей, а лучшей. Если бы только все эти глупцы знали, что она в самом деле была его тайной возлюбленной. В течение нескольких месяцев иллюзия была почти полной. Но потом колдовские чары были разрушены, когда она однажды отправилась на живой концерт этого артиста.

Она испытала крайнее унижение, вынужденная делиться им со столькими людьми. В тот же момент ей стало ясно, что она дурачила себя, играла в ребяческую игру, которая подошла опасно близко к реальности. Она была здесь, в этом огромном зале, среди тысяч девушек и женщин, выкрикивающих слова и мелодии, которые она считала своей частной собственностью.

На концерте Тина потеряла сознание, и когда она пришла в себя в машине скорой помощи, она услышала, как люди говорят о ней, прежде чем они поняли, что она пришла в себя. Она пыталась найти какую-нибудь опору для ног, которые очень неудобно лежали на носилках; увидев ее судорожные подергивания, они посмеялись над ней. Они назвали ее «еще одной истерической девкой, у которой, кажется, сейчас будет эпилептический припадок». Она была шокирована, когда услышала, что о ней говорят в таком тоне, сейчас, когда она была наиболее уязвима; это замечание дало начало новой серии фантазий о себе.

Ее иллюзии о поп-звезде в тот вечер были безжалостно растоптаны, и их место немедленно заняли мысли о том, что она истеричка и, возможно, больна эпилепсией. С этого момента жизнь Тины превратилась в сплошное несчастье. Удовольствия исчезли, поскольку

V. Творческие исследования

видеомагнитофон потерял свою привлекательность. Все, до этого момента подавляемые, опасения по поводу психического здоровья вышли на первый план, и она принялась изводить себя постоянным самокопанием. За несколько месяцев она убедила себя в своей душевной болезни и через знакомых, связанных с медициной, отыскала специалиста.

Когда Тина наконец добралась до консультанта, позади был еще год самоистязаний. Она чувствовала, что должна попытаться получить какую-то помощь, потому что дошла уже до того, что боялась идти на работу, чтобы коллеги не узнали о ее психической ненормальности. Первые занятия Тины прошли в непрерывных рыданиях. Еще пару сессий занял ее рассказ о том, как она все это пережила. Потом, очень постепенно, можно было начать какую-то работу.

Изначально внимание концентрировалось на ее образе себя. Было очевидно, что, невзирая на сильное страдание и негативную самооценку, в глубине души она считала себя стоящим, а может быть, даже выдающимся человеком. Было несложно подтолкнуть Тину к тому, чтобы отыскать ту истину, на которой были основаны ее фантазии о собственной уникальности. Она была благодарна терапевту за поддержку, которая помогала ей честно и откровенно рассказать о своей необычной жизни. Добившись признания и одобрения своих усилий сохранить свободу и не сломаться в трудностях, в чем она так нуждалась, она все меньше думала о своей неполноценности. Таким образом, постепенно стало возможно пересмотреть историю ее проблем в прошлом, как отчет об учебной практике. Первоочередной задачей было выделить и подчеркнуть все то, что подтверждало ее силу и мужество. Признание допущенных ею ошибок было тем необходимым этапом, переходить к которому нужно было очень мягко.

Для Тины было совершенно очевидно, что ее воображение было сильным и мощным. Многие отмечали это и раньше, когда ловили ее на небольших выдумках или невинной лжи. Также она прекрасно осознавала, что у нее есть привычка отдаваться на волю воображения. Описывая чувство, которое она при этом испытывает, она использовала образ лошади, которая понесла. Хотя она и не хотела бы ехать так быстро, и не хотела бы терять контроль над реальностью, она чувствовала, что не может ничего с этим поделать, и ощущала большое возбуждение, позволяя этому происходить.

Еще Тина очень гордилась тем, что ей удалось прожить столько времени самостоятельно, ни на кого, кроме себя, не рассчитывая. Она знала, что жизнь ее не была легкой, и что ее способность справляться даже и с этим доказывала ее внутреннюю прочность и изобретательность. При наличии этого базового позитива, вероятно, в будущем можно было направить ее силы в другое русло, использовать их более эффективно. Когда Тина вновь обрела уверенность в своем здравомыслии и убедилась в своей способности справляться с жизнью самостоятельно, сила воображения вновь вернулась к ней. Она с энтузиазмом принялась строить планы, выдумывая свой путь в будущее.

На этой стадии Тина очень нуждалась в том, чтобы ей помогли уследить за ее воображением, которое запросто могло снова перейти в галоп. Ей пришлось научиться отпускать свои мысли туда, куда им хотелось, когда это было полезно, а потом возвращать их обратно и обдумывать, какие есть реальные возможности воплотить в жизнь результаты этой игры ума. К примеру, она пришла к выводу что ее одержимость поп-звездой выражала ее стремление к шикарной жизни. После она продолжила безудержно фантазировать насчет своих собственных достижений в качестве поп-звезды, и по нескольку дней мечтала о том, как это могло бы быть.

Играя с воображением

Привыкая к фантазии, которая может в самом деле иметь шанс реализоваться, она в конце концов преобразовала образ собственной славы и удачи в образ, где она работает в мире эстрады в качестве личного помощника. Еще немного подумав, она захотела пройти обучение на секретаря. Это, конечно, было вполне доступно, особенно при том, что она за это время накопила достаточно денег, чтобы некоторое время не работать. Хотя ей не особенно понравилась эта учеба, она завязала отношения с другими молодыми женщинами, и с одной из них они переехали на квартиру. Поскольку эта новая подруга тоже была поклонницей эстрады, они часто вместе ходили на концерты. Это изменило жизнь Тины.

Когда Тина стабилизировала свою жизнь в этом направлении, разработанном на основе придуманного плана, на первый план вышли другие проблемные области. Особенно нуждались в проработке ее сексуальные фантазии, поскольку Тина сейчас уже подумывала, что люди считают ее лесбиянкой, поскольку они с подругой жили довольно активной жизнью. В то время как Тина и терапевт исследовали образы, связанные с тем, что ей приятно в сексуальном плане, а что вызывает отвращение, на свет вышло ее давно забытое сексуальное влечение к отчиму. Теперь Тина уже настолько хорошо различала факты и фантазии, что могла рассказать несколько случаев из детства и не попасться при этом на удочку тех ложных убеждений, которые долгое время были частью этих происшествий в ее голове.

Теперь Тине казалось, будто эти образы отчима, которые она сама создала, были связаны со сферой чувственных наслаждений. Она была убеждена, что отчим хотел использовать ее, и подтверждение этой идеи она видела во многих небольших событиях. Это было частью ее образа девочки-служанки, и хотя от самой фантазии она отказалась, она так и не разобралась, права ли она была в своем убеждении, что отчим хотел ее. Сначала Тина решила, что в ее представлениях, должно быть, есть какая-то правда, и стала развивать мысль о том, что «все мужчины - свиньи». Это освободило ее от смущения по поводу совместной жизни с подругой, и она даже пришла к выводу, что больше не боится людей, которые считают ее лесбиянкой, поскольку она, возможно, гордилась и должна была гордиться этим.

Жизнь в соответствии с новым образом себя как лесбиянки принесла ей массу удовольствия и возбуждения. Она считала себя либеральной и эмансипированной, и это давало ей новые силы и энтузиазм. Но, притом, что этот опыт был в некотором смысле полезен, это по-прежнему очень ограничивало Тину в ее отношениях с мужчинами. Это ее не удовлетворяло, поскольку она предполагала в свое время обзавестись детьми. Поэтому она принялась за исследование фантазий об отношениях к отчиму и к отцу. В конце концов, она решилась трансформировать фантазию в возможную реальность и отправилась в гости и к отчиму, и к отцу, и поговорила с ними о своих подозрениях и обидах.

За этот мужественный шаг Тина была вознаграждена внутренним чувством мощной независимости и решимости изменить свою жизнь к лучшему. Во-первых, не было утвердительного ответа ни от отца, ни от отчима. Хотя Тина была довольна тем, что сумела с ними поговорить, ее раздражало отсутствие определенного ответа. Выясняя, почему же это так для нее важно, она пришла к выводу, что каждый из этих двоих мужчин символизировал одну из половин ее происхождения. Признание хотя бы одной из сторон дало бы ей чувство принадлежности. Опять дав волю своему воображению, Тина придумала, что она хочет выяснить для себя, кто из них был настоящим отцом, чтобы она поняла, называть ей себя белой, или чернокожей.

Она спланировала то, что назвала «Соломонов тест», который состоял в написании писем в обе семьи, в которых будет сказано, что она собирается покончить жизнь самоубийством, поскольку не чувствует себя родной никому в целом свете. У нее не было намерения

V. Творческие исследования

в самом деле убивать себя, но она хотела выяснить, как люди отреагируют на эту угрозу. Она была абсолютно хладнокровна и решилась реализовать свою задумку.

В результате ей удалось привлечь внимание обеих семей к своей потребности, к тому факту, что она нуждалась в помощи и признании родства. Про себя она надеялась, что привлечет внимание лишь одной пары родителей, но вокруг нее собрались и те, и другие, и ее чувство родства получило подпитку. Она стало регулярно навещать мать и отчима, завела хорошие отношения со своими сводными сестрами, которые теперь уже стали подростками. Она получала массу удовольствия от своего образа «большой сестры» и наперсницы, и стала чувствовать себя очень взрослой и ответственной.

В то же время ее пригласили и в семью отца, и она присутствовала на крещении его новорожденного сына. На крестинах ее сводного младшего брата она чувствовала чрезвычайный подъем и создала образ того, что это ее саму крестили и официально приняли в эту вест-индийскую семью, которая до сих пор так мало о ней заботилась. Впервые за всю свою жизнь Тина чувствовала умиротворение при всей смешанности своего расового происхождения, и она плакала слезами облегчения, поскольку поклялась стать хорошей сестрой малышу Ясону, какой она уже стала для своих сестер.

Именно постоянный уход за Ясоном расставил все по местам в жизни Тины. Она обнаружила, что любит детей, и что ей нравится быть частью большой семьи, к которой она теперь принадлежала. В следующие несколько месяцев она влюбилась в друга семьи и вступила в свои первые отношения с мужчиной. У путешествия Тины в страну воображения и фантазии было и много других граней. Все так же было несколько серьезных препятствий, которые могли помешать ей полностью насладиться творчеством, но теперь она могла прекрасно управлять своими желаниями и фантазиями, и заставляла их работать на пользу, а не во вред.

Опыт Тины иллюстрирует позицию, согласно которой воображение является чрезвычайно мощным орудием для формирования жизни человека. С каждым новым образом жизнь Тины делала новый поворот. Задача Тины была в том, чтобы найти способы структурировать и замедлять бег своего воображения. Содействуя ей в решении этой задачи, без попыток заставить ее соответствовать стандартам более строгого социума, оказалось возможно помочь ей использовать творческие силы ее воображения. Очень часто таких людей, как Тина, осуждают или отвергают за то, что они ведут себя непонятно и подвержены истерикам.

Не каждый использует свое воображение так причудливо, как Тина. Не каждый использует его так осторожно, как Джордж. В работе с силой воображения клиентов очень важно учитывать уровень их творческой гибкости, и приспосабливать задачу к потребностям конкретной личности. В сфере воображения нет худшего или лучшего. Важно только дать клиенту возможность двигаться от пассивного использования образов к активному, и от деструкции - к конструктивному творчеству.

Обзор главы)/

1. Чувства - важный ориентир того, что для людей значимо. Чувства иллюстрируют образ бытия людей в мире.

2. Понимание и овладение эмоциями сходно с обучением серфингу, поскольку эмоции - это приливы и отливы в море человеческого восприятия.

Обзор главы V

3. Не так важно выразить эмоции, важно расшифровать сообщение настроений и чувств, перейти от реактивной эмоциональности к активному чувствованию.

4. Эмоции выражают нашу позицию в отношении к тому, чем мы дорожим или чего

бОИМСЯ.

5. Гордост'.> указывает на определенное принятие того, что мы ценим и чем наслаждаемся, как само собой разумеющегося. Как говорится, гордыня до добра не доведет12.

6. Ревность показывает: то, что мы ценим и чем наслаждаемся, находится под угрозой, и мы отчаянно пытаемся защитить это, чтобы сохранить.

7. Гнев указывает: то, что мы ценим, находится в серьезной опасности, и мы чувствуем право попытаться вернуть это, поиложив последнее решающее усилие.

8. Страх показывает, что мы не верим, что можем спасти то, что для нас особенно ценно, и что мы стараемся отвести от себя опасность, которая угрожает нашим ценностям.

9. Горе - выражение потери, и оно показывает, что мы отпускаем то, что ценим, позволяем себе остаться пустыми.

10. Вина указывает на то, что мы все еще переживаем пустоту потери, но что мы уже способны обернуться и посмотреть назад, сравнивая нынешнее положение вещей с тем, каково оно могло бы быть, и что мы уже почти решились вернуть эту ценность обратно, но в данный момент терпим поражение. Вина - наше собственное переживание надежд, которые не оправдались.

11. Желание указывает на наше стремление обрести новые ценности, при этом нет определенности - возможно ли на самом деле этого добиться.

12. Надежда - наше понимание того, что получить искомое возможно, при том что до обладания этим предстоит еще проделать долгий путь.

13. Любовь - это опыт преодоления границ, окружающих наш внутренний мир, с целью обрести то, что мы ценим, преодоления, ставшего возможным в тот момент, когда мы принимаем на себя обязательство заботиться об этом, что бы то ни было.

14. Радость - эмоция, которую ощущаешь, благополучно достигнув того, что для тебя поистине ценно, слившись с этим.

15. Каждое чувство имеет положительную и отрицательную стороны, и весь эмоциональный цикл может бесконечно повторяться, или даже в одно и то же время - по поводу различных ценностей.

16. Когда нет никаких эмоциональных привязанностей, не может быть ни стремлений, ни отчаяния, и в результате появляется апатия.

17. Смысл привносит в нашу жизнь только то, что ценно; именно это создает цель, придающую жизни цену.

18. Прежде чем станет возможно осмысление мира, необходимо оценить его нелепость.

19. Людям можно помочь пересмотреть историю их жизни так, чтобы привнести в нее больше смысла, и дать им возможность распознать и создать смысл там, где его прежде не хватало.

Pride comes before a fall - дословно: Гордость приходит перед падением, ср. рус. Дьявол гордился, да с неба свалился.

V. Творческие исследования

20. Каждой базовой цели и ценности соответствует конечная данность потери этой ценности. Нам придется научиться принимать эти пределы во внимание так же, как и наши ценности.

21. Сновидения могут почти графически выразить наше отношение к нашим ценностям и конечным данностям. Они иллюстрируют наше отношение к миру во всех четырех измерениях реальности, и их можно расшифровать, чтобы понять, что значимо, что ценно, и о чем мы тревожимся.

22. Для экзистенциальной работы со сновидениями нужны двое - клиент и терапевт. В рамках этих сессий отношения с миром и личные мотивации описываются и исследуются на предмет их значения для автора сна, но они никогда не интерпретируются во внешней смысловой системе.

23. Мир сновидений клиента должен быть осмыслен самим клиентом, так, чтобы он лучше понял свои предубеждения и мотивации в реальной жизни.

24. Сновидения выражают нашу нынешнюю жизненную позицию, но воображение может формировать и перестраивать эту позицию, формируя таким образом будущее.

25. Истории, которые мы рассказываем себе о мире, о прошлом, о настоящем и будущем, определяют возможности или препятствия, которые мы создаем для себя в этом мире.

26. Понимание того, как можно творчески использовать наше воображение, вместо того, чтобы позволять ему деструктивно влиять на нас, составляет важную часть искусства жить.

Один на один с миром_________________________________.______ 167

VI. Примирение с жизнью

Один на один с миром

Весь процесс экзистенциального консультирования и терапии сосредоточен вокруг сущности Я. Тем не менее, понимание Я с точки зрения экзистенциализма радикально отличается от трактовок, данных Я большинством других подходов. С экзистенциальных позиций, понимание Я определяется отношениями личности и мира. Я - центр всей личностной сети физических, социальных, личных и духовных отношений с миром. Мы становимся тем, что мы делаем, о чем мы беспокоимся и о чем заботимся. Наши разнообразные роли и функции определяют наше понимание личности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие люди затрудняются сказать, кто они, ведь их понимание себя может иногда резко меняться в зависимости от того, как меняются обстоятельства и отношения в мире. В этом плане терапевтическая сессия понимается как момент спокойствия, когда у клиента есть возможность примириться с собой и со своей жизнью. Вследствие этого значение придается не столько взаимодействию между терапевтом и клиентом, сколько встрече клиента с самим собой.

Специалист выступает как alter ego клиента, но не как родитель, советник, руководитель или друг. Экзистенциальный терапевт является, прежде всего, союзником клиента, но союзником, обладающим дополнительной, малой толикой мудрости. Он - тот, кто способен дать подсказку, когда голос совести говорит недостаточно внятно. Его работа заключается в том, чтобы помочь клиенту повернуться лицом к той истине, которая скрывается внутри нас, оказать поддержку, помочь утвердиться в принятом решении и ясно представить себе выбранное направление. Поэтому задача терапевта состоит в том, чтобы во время сессий сфокусировать внимание клиента на внутреннем осмыслении тех вещей, которые занимают его во внешнем мире. Хотя в терапевтических отношениях всегда присутствует социальное измерение, иногда в его общественной, иногда в частной области, во время терапевтической сессии социальное межличностное общение представляется менее важным, чем субъективный мир клиента. Важно помнить это для того, чтобы противостоять попыткам клиента спрятаться в круговороте взаимозависимых отговорок и уклониться от необходимости продолжить исследование внутри своего собственного мира. Сессия - это время, посвященное всестороннему, исчерпывающему, доскональному самоисследованию. Терапевт стремится дать клиенту возможность почувствовать себя наедине с самим собой и собственной совестью.

Многие другие терапевтические подходы предполагают, что отношение клиента к терапевту является выражением его отношения к значимым другим. Экзистенциальный подход более склонен видеть в этом выражение его отношения к себе. Эта мысль основывается на понимании того, что люди могут взять из отношений лишь то, что сами в них вкладывают, точно так же, как они могут взаимодействовать только с тем, что имеет для них значение. Предположение состоит в том, что люди воспринимают мир и относятся к нему точно так, как они воспринимают себя и относятся к себе самим.

VI. Примирение с жизнью

Принцип близости включает в себя и проекцию, и интроекцию. В этом смысле мы движемся вокруг того, что нам знакомо, по спирали, и обнажаем те свои стороны, которые подходят данной ситуации или людям, с которыми мы взаимодействуем. Сходным образом, люди отвечают на то, что им знакомо в нас, и так мы выявляем в них те стороны, которые заметны в нас самих. В поведении люди немного похожи на магниты, и обнаруживают притяжение и желание соединяться со всем тем, в чем чувствуют родственность. Мы можем погрузиться во все, что воспринимаем как свое собственное, и будем постепенно трансформировать себя или других так, чтобы максимально увеличить сходство и близость. Это базовое стремление к единению, однако, должно понимать не как защитный механизм, а как принципиальную мотивирующую силу, основное состояние человека.

Когда терапевт осознает, таким образом, что клиент пытается влиять на его отношение, или он начинает понимать тот способ, которым клиент реально на него воздействует, он подталкивает клиента к осознанию этого факта и пониманию его смысла. В этом случае терапевт не должен давать никаких интерпретаций, говорить о том, что именно вызвало к жизни такое побуждение; он должен просто подтолкнуть клиента к тому, чтобы изучить отношение к ситуации и подвергнуть проверке те цели, которые тот ставит перед собой. Это вмешательство, позволяющее переместить фокус сессии с обычного социального взаимодействия на осознание субъективных переживаний клиента, имеет место всякий раз, когда бы клиент ни попытался ускользнуть от необходимости проделывать то, ради чего, собственно, он пришел - от общения с целью саморефлексии. Это довольно простая, но при этом деликатная процедура, которую широко используют все проницательные интервьюеры, когда нужно обнажить уязвимое место интервьюируемого. После короткого, предельно вежливого и безобидного обмена любезностями, в одно мгновение, четко поставленным, глубоко личным и остроумным вопросом выявляется проблема. Мисс Марпл Агаты Кристи - замечательная иллюстрация того, как можно провести всестороннее расследование, задавая наивные вопросы, исполненные доброжелательного любопытства.

Терапевту нужно убедиться в том, что он не вступает в поединок с клиентом, но что он - союзник клиенту и бережно подталкивает этого последнего вперед по пути дальнейших изысканий относительно его внутреннего мира и базовых предположений. Честность клиента не рассматривается в виде приза; честность - это выбор, о котором ему надо напомнить. Чувствует ли клиент себя в безопасности настолько, чтобы этот выбор принять, во многом зависит от того, насколько непринужденно ведет себя терапевт в этой ситуации, и от того, до какой степени сам он в состоянии сдерживать свои, могущие возникнуть, недоброжелательные эмоции в отношении клиента.

Экзистенциальный терапевт всегда примет участие в разговоре на любую тему, но он не старается сам их предлагать. Он позволяет клиенту проскользнуть внутрь, к интересующей нас теме, через черный ход, начав со светской беседы. Тем не менее, сам терапевт не задерживается возле этой двери дольше, чем это необходимо. Приступать к изысканиям, посвященным личному опыту клиента, следует сразу же, как только это становится возможным. Таким образом, клиент постоянно возвращается к беседе с собой, и избегает ловушки, которую в данном случае представляет диалог с терапевтом. Если клиент спросит терапевта, к примеру, куда тот едет в отпуск, последний может после краткого и точного ответа парировать чем-то в роде: «Тот ли это отпуск, которого бы вы хотели?». Реакция клиента почти наверняка обнаружит большинство его предпочтений и антипатий. Концентрируясь на том, что делает привлекательным или непривлекательным то или другое, мы, естественно, подойдем к исследованию соответствующих проблем.

Один на один с миром

Если клиент, к примеру, отмечает, что чувствует раздражение от того, что ему пришлось пару минут подождать, пока начнется его сессия, а терапевт в это время отвечал на срочный телефонный звонок, терапевт может сказать что-то вроде: «Да, я прошу прощения за то, что Вам пришлось подождать минутку; вынужденное ожидание Вас очевидно фрустрирует». Но после первого, доброжелательного и сочувственного, ответа необходимо подтолкнуть успокоенного клиента к выяснению того, что именно в этой ситуации его огорчило. Терапевт может сконцентрироваться на проблеме, интересуясь общим мнением: «Такие вещи Вас беспокоят?», а затем уточнить, продвигаясь в интересующем его направлении: «Что с Вами происходило, когда Вы ждали?».

Таким образом, клиенту предложено рассматривать собственные мнения, взгляды, чувства, мысли, впечатления и предположения, не слишком углубляясь в их оценку. Часто клиенты к такой работе не привычны. Многие пассивно вовлекаются в свои внутренние переживания, и не очень-то их контролируют. До тех пор, пока их переживания структурируются внешним миром, все в порядке, но как только они остаются в одиночестве - они растеряны. Такое самоисследование становится для многих людей первым шагом к спасению от путаницы мыслей и чувств. Это способ, который позволяет вписать в узнаваемую и привычную структуру то, что кажется непостижимым и хаотичным. Внутренний мир, созданный таким образом, может оказаться довольно жестоким.

В большинстве случаев экзистенциальный терапевт или консультант должен посвятить клиента в тонкости саморефлексии. Постепенно, обращая внимание на все быстротечные эмоции и мнения, не пытаясь объяснить их случайностью, клиент начнет сознавать себя источником этого сложного внутреннего мира. Вместо того, чтобы «застревать» на каких-то конкретных моментах своих переживаний, он научится отступать назад настолько, чтобы понять смысл и происхождение своей изначальной идеи и замысла. Цель состоит в том, чтобы выйти из-под власти собственного внутреннего мира, и, следовательно, прекратить его бояться. Чтобы достичь ее, необходимо начать с того, чтобы посмотреть самому себе в глаза. Терапевт может лишь ограниченное время играть роль посредника между клиентом и его внутренним миром. Чем раньше клиент научится доверять себе, тем лучше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: