Особенности «советских» беларусов

 

Во всех странах СНГ — бывших союзных республиках — коммунистическую идеологию заменили национальные идеи. За исключением Беларуси. В нашей стране пока никому не удалось разработать концепцию, способную объединить все слои населения и общественные группы. В Беларуси нет сегодня идеалов, общих для её граждан — ни религиозных, ни социальных, ни политических.

Причина такого положения вещей заключается в том, что в БССР «советизм» развивался не параллельно национальной идее, как это происходило в других республиках, а вместо нее. Здесь на первых местах во всех сферах общественно-политической, экономической и культурной жизни находилось «советское», тогда как «национальное» вытеснялось на задворки, что неизбежно отражалось в массовом сознании.

Поэтому нет ничего странного в том, что мышление в категориях принадлежности к Советскому Союзу всё ещё характерно для большей части беларуских граждан. Им также свойственна иллюзия ментальной связи с этим несуществующим государством. Один известный беларуский режиссёр сказал по этому поводу: «Мы застряли в Советском Союзе, как поросёнок в заборе».

Все эти Ленины, Калинины и Дзержинские на городских площадях, русско-советские названия улиц, «октябрьские праздники», другие советские торжества, годовщины, юбилеи, «ленинские субботники», «доски почёта», красные звезды и флаги — всё это самым тесным образом связано с мифами коммунистической идеологии. Именно всей этой дребеденью десятки лет большевики — и московские, и свои собственные — дурили головы беларусам.

В 1992 году выход Беларуси из состава СССР позитивно оценили только 30,7 % опрошенных лиц, тогда как негативно — 52,6 %. Согласно социологическому опросу, проведённому в 2006 году, те же 52 % беларуских граждан по-прежнему считают себя советскими людьми. Это означает, что в течение первых 15 лет существования независимой Беларуси в массовом сознании преобладала идеализация советского прошлого, присутствовало стремление к сохранению прежних порядков.

Такое состояние умов весьма значительно способствовало консервации многих фрагментов советского режима. Поэтому не удивительно, что официальная доктрина беларуского государства связывает все «важнейшие достижения» беларуской нации исключительно с коммунистическим руководством республики и Советского Союза. Вполне закономерно и то, что понятие национальных интересов остаётся чуждым большинству жителей страны, поскольку психологически они всё ещё связаны с бывшей империей.

Как уже было показано в предыдущем изложении, коммунистические идеологи и партийные функционеры приложили массу усилий ради того, чтобы в сознании советских граждан понятие «русское» стояло в одном ряду с понятием «советское», понятие «антисоветское» — с «антирусским». В процессе сознательного смешения этих понятий произошла подмена национальных чувств, российский национализм превратился в элемент советской идеологии. Именно в объединении этих двух идеологий, коренным образом отличающихся друг от друга, — классовой и национальной, и заключалось «ноу хау» КПСС.

Для беларусов данное новшество обернулось не только уничтожением всей национальной интеллектуальной элиты, но и доминированием советского варианта классовой идеологии. Отсюда вполне логично проистекает отказ «советских беларусов» от европейских традиций — доминирования христианских ценностей, политического плюрализма, разделения власти на автономные ветви и уровни, самоуправления областей, городов и районов, правовых гарантий прав человека и гражданина, принципа частной собственности, автономии университетов, верности национальным традициям и многого другого. Польский исследователь беларуского общества Р. Радзик верно подметил:

 

«Жили сегодняшним днем, здесь и сейчас. Это отличало и теперь отличает беларусов от поляков, чехов, венгров, время которых насыщено категориями национального мышления, которому соответствует сильное историческое сознание, активность элиты, живущей согласно традициям».

 

Соответственно, примерно половине беларусов и сегодня всё, что происходило в его стране до 1919 года, кажется неинтересным. Беларуским «гомо советикусам» нет дела до Полоцкого княжества и Великого княжества Литовского, до Речи Посполитой и Беларуской Народной Республики[147]. Коллективная историческая память беларусов редко выходит за границы периода существования советской власти, а если это и происходит, то касается преимущественно выдающихся личностей и эпизодов российской истории.

Российско-коммунистическая модель денационализации предусматривала создание такого положения, при котором все проявления «национального» ограничивались бы фольклорными особенностями и региональной спецификой. Например, беларуский язык вполне мог звучать со сцены в виде народных песен или в театральных спектаклях, но в реальной жизни он воспринимался как нечто аномальное. Тех, кто всерьез пытался общаться с окружающими только по-беларуски, сразу зачисляли в группу подозрительных сумасбродов либо «оголтелых националистов». Далее они могли существовать без проблем только в узком круге единомышленников.

Сегодня, после нескольких десятилетий такой хитрой политики, хорошо видно, что она увенчалась огромным успехом. Во всяком случае, нынешние беларуские власти по-прежнему воспринимают всё беларуское преимущественно в категориях фольклора. Попытки же организации действительно национальной общественно-политической жизни оцениваются ими как проявления «крайнего национализма». Более того, сегодня в независимой Беларуси под маской «двуязычия» сохраняется прежняя доктрина русских «державников», которую столь рьяно проводили в жизнь «обрусевшие» местные руководители — всё та же русификация[148].

Беларуское советское общество в принципе не могло воспитать граждан, способных стать субъектами ни гражданского общества, ни национально ориентированной политики. Именно поэтому главным стимулом деятельности наиболее активной части населения является в настоящее время потребление материальных благ. Как один из результатов такой ситуации мы видим тенденцию сокращения творческого потенциала общества (в науке, искусстве, культуре, экономике) и, одновременно, возникновение целой системы привилегий «новой номенклатуры», созданной по советскому образцу. В таких условиях любые попытки осуждения коммунистического режима (в том числе его преступлений) лишены смысла, поскольку с позиций «советизма», всё ещё господствующего в Беларуси, некого и не за что осуждать.

Отсутствие механизмов критического анализа, всеобщего обсуждения назревших социальных проблем и пропорционального представительства в законодательных органах всех основных групп населения сделало беларусов полностью зависимыми от доброй или злой воли узкого круга лиц, находящихся у руля власти исполнительной. А это, в свою очередь, привело к пассивности граждан во всех сферах жизни, причём в массовом масштабе. Беларуское общество весьма значительно отстаёт в своем развитии относительно европейских стран и в плане самоуправления, и в плане правосознания населения, что облегчает манипуляцию им.

Сегодняшняя Беларусь — реликтовый обломок советского государства, сохранившийся в слегка изменённом виде. Поскольку беларусам пока не удалось найти (либо возродить) собственные национальные и социальные ориентиры, для общества характерна путаница идей, усиленная неосоветской политикой властей. В сознании беларусов уживаются диаметрально противоположные взгляды, например, уважение к религии и почитание большевиков-атеистов, восхваление сталинского СССР и одобрение независимости своей страны, симпатия к России и критика её за «развитие капитализма». Значительная часть населения высказывается за рыночные реформы, но одновременно одобряет административно-командную экономическую политику, по-советски считает государственные предприятия самой эффективной формой хозяйствования. Люди позитивно оценивают поступление иностранных инвестиций, но не одобряют продажу предприятий зарубежным инвесторам.

Политическая жизнь в беларуском обществе по существу отсутствует. Национально-патриотическая и гражданская деятельность отдельных личностей и мелких партий не играет сколько-нибудь значимой роли. Они подобны «вопиющим в пустыне». Беларуская же официальная идеология, частично заменившая марксистско-ленинскую доктрину, застряла между социализмом и своеобразно понятым патриотизмом. Однако национальная составляющая этой идеологии остается весьма скромной, достаточно условной, она скорее вынужденная. Ставка делается на социальный популизм.

И всё же сам факт государственной независимости способствует постепенному пробуждению национального самосознания. Так, российская газета «Коммерсантъ» в мае 2006 года отметила, что если в 2000 году около 50 % беларусов желали объединения с Россией, то в 2006 году (по опросам и независимых, и государственных социологов) их осталось всего лишь 5 %.

Но пока что беларусы осознали только самое простое и очевидное — преимущества жизни в небольшом спокойном государстве по сравнению с огромной, проблемной и чрезвычайно конфликтной Россией. Теперь начался следующий этап их дальнейшей эволюции, выражающийся в усилении любопытства к своему прошлому, к истокам нации, к особенностям своей психологии и культуры. За ним неизбежно придёт время вполне естественного интереса к современному состоянию общества и жгучего желания его изменить.

 

Перед беларускими «гомо советикусами» ныне открыты два пути эволюции — либо они станут приверженцами беларуского национального возрождения (т. е. нормальными европейцами), либо войдут в лагерь сторонников возрождения «великой русской империи».

Решающее слово могли бы сказать властные структуры, но они не желают вмешиваться в спор, так как не заинтересованы в эволюции беларусов ни в европейцев, ни в российскую «пятую колонну». Им хочется как можно более долго сохранять «советских беларусов» такими, какие они есть сейчас. Управлять такими людьми эта власть умеет, а вот двумя другими типами — нет.

С одной стороны, власть заявляет, будто бы беларусы не имеют вкуса к политике, не хотят вступать в политические партии, поэтому наш парламент не будет формироваться по партийному принципу. Но откуда взяться в стране массовым партиям, если политические дискуссии на ТВ и в центральной прессе запрещены? То есть, в этом пункте власть хочет сохранить «гомо советикуса»[149].

С другой стороны, власть испытывает огромное давление со стороны России — и от Кремля, и от воротил бизнеса. Поддаться ему — значит потерять свои кресла в пользу марионеток, которых в таком случае назначит московская администрация. Отсюда — выжидание и балансирование как единственно возможная политика.

Сегодня полемика в беларуском обществе, а также в России по поводу Беларуси, связана, в основном, с выбором между двумя указанными путями.

Упомяну в этой связи книгу российских докторов философских наук С. В. Лебедева и Г. В. Стельмашука «Белорусский феномен», изданную в 2006 году. Суть феномена они видят в том, что беларусы равнодушны к своей национальной самоидентификации и, в отличие от других соседей, «сохранили верность Русской империи». Выдавая желаемое за действительное, хвалят нас за то, что мы якобы настроены против Запада, и объявляют сторонниками московской идеи Великой Империи. Понятно, что от русских национал-шовинистов ничего иного ждать не приходится. Те же Лебедев и Стельмашук, к примеру, в одной из своих статей заявили, «что нет такой нации — украинцы»!

Конечно, дыма без огня не бывает. У нас не перевелись ещё люди, неспособные вообразить, как же это можно — жить и радоваться жизни без благоволения Москвы. Характерный пример подобных воззрений — статья П. Т. Петрикова «Методологические идеологомы историков», опубликованная в газете «Советская Белоруссия» 31 августа 2006 года. Вот что пишет этот доктор исторических наук, член-корреспондент НАН Беларуси:

 

«Прежде всего надо отметить… неприемлемость и историческую бесперспективность штампа «возрождения Беларуси» независимо и вопреки братской помощи русского народа и России, советской страны; формулы квазидемократов о «мифологизированной общности под названием «советский народ»»; ошибочность «типичной логики» некоторых учёных, что сегодняшняя суверенная Беларусь выросла из… идей националистов, а не благодаря самоотверженному труду и ратным подвигам беларуского народа и братской поддержке всех народов СССР.

Критика подобных новых подходов беларуских историков весьма актуальна. Потому что за последние 15 лет историческая наука в Беларуси, наряду с позитивным вкладом, сделала и определенный крен в сторону антирусской и антисоветской трактовки важнейших узловых проблем истории беларуского народа… Подрубая единые корни восточных славян в политической, хозяйственной и культурной жизни, эти историки расчищали поле для создания вместо реально существовавшего Великого княжества Литовского «Беларуска-літоўскай дзяржавы», даже «Беларускай дзяржавы».

…«Русификация» белорусов в тех условиях была исторически оправданна и оказала благотворное влияние на развитие нашего народа. Беларусы получили возможность учиться в Петербургском, Московском и других университетах, возрождать и развивать свою культуру и науку… Многие «русифицированные» учёные были удостоены Ленинских премий и Государственных премий СССР. Государственных премий БССР. Этим я хочу подчеркнуть, что сложный процесс «русификации», особенно в начальный период, в целом оказывал и оказывает благотворное влияние на развитие политической, экономической и социально-культурной жизни в Беларуси».

 

Такую точку зрения ученого, восхваление им роли царизма и большевизма в беларуской истории можно понять, хотя принять — вряд ли. Все его тезисы — позавчерашний день. И вот что любопытно. Обычно историки любого государства пытаются хоть каким-то способом изобразить его причастным к истории предыдущих государств, существовавших на той же территории; например, Италии — к Римской империи, Монголии — к державе Чингиз-хана, России — к Киевской Руси и Великому Новгороду, Польши — к Речи Посполитой. Но Беларуси профессор отказывает в этом, повторяя идеологический запрет времён тотального господства КПСС. Можно подумать, что беларуская нация в самом деле появилась на свет Божий исключительно стараниями большевиков.

Не способствует национальному возрождению беларусов и Беларуская православная церковь, которая должна выступать, по определению, хранительницей национальных традиций и национального языка. Вместо этого священники БПЦ ведут службы в храмах, дают интервью, выступают перед общественностью только на русском языке, а традициями беларусов провозглашают традиции Российского государства, но не Великого княжества Литовского. Их как-то не убеждает в собственной неправоте тот факт, например, что Минск и Орша, Борисов и Полоцк, Брест и Новогрудок, все беларуские города более 400 лет (до 1772–1795 гг.) входили в состав именно ВКЛ, не Московского государства. Более того, некоторые церковные деятели даже восхваляют Суворова и Муравьева, этих палачей беларуского народа.

К счастью, наша власть уже поняла опасность подобных воззрений и концепций, которые фактически отрицают беларускую государственность как нечто самостоятельное от Москвы.

 

Приведенные выше примеры наглядно показывают диапазон выбора беларусов: если они не принимают национальной беларуской самоидентификации, то автоматически оказываются в лагере воинствующих московских империалистов. Тогда и ментально они становятся русскими, с присущим им презрением к чужим традициям и обычаям, языкам и религиям, с железобетонной уверенностью в монопольном обладании истиной во всех вопросах. Беларусам же свойственна толерантность (терпимость + либерализм), чуждая национальному характеру московских военно-служилых людей, каковыми они были на протяжении всей своей 800-летней истории. Это последнее обстоятельство позволяет думать, что в дальнейшей эволюции весь беларуский народ обретёт менталитет европейцев.


[1]Согласно опубликованным данным опросов социологов, по состоянию на сентябрь 2007 года, 57,4 % жителей Беларуси читают книги, журналы и газеты только на русском языке. Ещё 38,3 % могут читать на двух языках. Лишь 4,3 % населения (около 420 тыс. чел.) читают литературу и прессу исключительно на беларуском языке.

 

[2]Надо отметить, что в точном научном смысле термин «русификация» неверен, так как историческая «Русь» — это Киевская земля, а не Московия. — Прим. Ред.

 

[3]Кстати, недавно в США вышло исследование Т. Снайдера из Нью-Хэйвенского университета, где он впервые в западной историографии заявил, что историческая Литва — это Беларусь. См.: Timothy Snyder. The Reconstruction of Nations: Poland, Ukraine, Belarus (1569-1999). New Haven. 2003.

 

[4]Вильня — исконное беларуское название города. Поляки называли его Вильно. А жемойты и аукштайты — Вильнюс.

 

[5]«Наука и жизнь», 2006, № 3.

 

[6]То же самое утверждает современный российский писатель Валентин Иванов в своем романе «Русь изначальная» (1982 год). Книга талантливая в художественном отношении, но в плане истории представляет собой ненаучную фантастику.

 

[7]Журнал «Власть», № 38 (сентябрь 2005), с. 54-60. Ещё один рассказ об этих исследованиях опубликован в журнале «Newsweek», 2005, № 27.

 

[8]Итак, точная наука генетика доказала, что русские, беларусы и украинцы во­все не «родные братья-славяне». Они даже не двоюродные! Славянами являются только беларусы и украинцы. Кто действительно «прямая родня» русским, так это вепсы, коми-зыряне, марийцы, мордвины, тогда как современные финны и эстон­цы им двоюродные братья.

Подобные заявления русскому человеку кажутся шокирующими, достаточно вспомнить популярные в России анекдоты о «горячих эстонских парнях». Поэтому выводы генетиков будут усваиваться очень медленно, ибо они опровергают ВСЕ традиционные представления на этот счет. Принципиально новую концепцию требуется не столько понять (с этим дело обстоит достаточно просто), сколько принять. Другими словами, к ней надо привыкнуть. — Прим. Ред.

 

[9]В 1989 году беларусы составляли 77,4 % населения своей страны, а генетически идентичные им поляки — 4,7 %. Таким образом, население Беларуси генетически однородно на 82 %. Это очень мощная «машина» по усвоению мигрантов.

 

[10]«Сябар» — друг. Текст рекламы гласит «Ценность дружбы — держаться вместе».

 

[11]Кстати говоря, часть колонистов-ободритов исповедала apианство, то ecть, они были христианами задолго до крещения киевлян при князе Владимире.

 

[12]Койне (греч.) — общий язык, образующийся при смешении ряда родственных языков и в итоге заменяющий их все. Например, таким был латинский язык, вобравший в себя наречия разных италийских племен.

Флексия (греч.) — окончание слова, изменяющееся при склонении или спряжении. — Прим. Ред.

 

[13]Никитин совершил своё путешествие в 1466-1472 гг. В Твери тогда правил великий князь Михаил Борисович, в Москве — великий князь Иван III. В то время общей для Московии и Орды была религия, являвшаяся гибридом христианства и ислама (верующие равно почитали Иисуса и Магомета). Процесс их разделения начался с момента «стояния на Угре» (1480 г.) и завершился к 1589 г. (при царе Федоре I).

 

[14]Базовая лексика — около 5000 слов и лексических выражений. Попутно надо отметить, что беларуский язык испытал заметное влияние немецкого языка. В словарях народных говоров западной и центральной Беларуси XIX века слова немецкого происхождения составляют от четверти до трети лексики. Этот вопрос подробно рассмотрен в книге Валентины Выхоты «Нямецка-беларускія моўныя паралелі. (Мн. 1999). — Прим. Ред.

 

[15]Например, латиницу использовали Николай Гусовский («Песня о зубре») и автор «Хроники Быховца», Ян Чечот и Александр Рыпинский, Константин Калиновский, Винцент Дунин-Марцинкевич, Франтишек Богушевич, газета «Наша Нива» и многие её авторы. — Прим. Ред.

 

[16]К сведению русских и украинских «ура-патриотов», возмущенных «очередной исторической выдумкой»: эта тема всесторонне исследована в израильском научно-популярном телесериале о Хазарии как «ещё одной прародине израильтян». Имеются также солидные научные труды по данному вопросу. — Прим. Ред.

 

[17]Флетчер Дж. О государстве русском. В книге «Россия XVI века. Воспоминания иностранцев». Смоленск. 2003. с. 146-150.

 

[18]Путешествие по России голландца Стрюйса. «Тверская старина», 2004, № 25. с. 105-142.

 

[19]Олеарий А. Описание путешествия в Московию. В книге «Россия XVII века. Воспоминания иностранцев». Смоленск, 2003, с. 257-487.

 

[20]«Философская энциклопедия», том 1. М., 1960. с. 90.

 

[21]Напомним ещё раз, что историческая Русь — это Киевское княжество. Московия не имела никакого отношения к Руси, она присвоила себе чужое название. — Прим. Ред.

 

[22]Царица 4 декабря 1783 года своим указом велела создать «Комиссию для составления записок о древней истории, преимущественно России» под руководством графа А. П. Шувалова. В указе было сказано: «Назначить до 10 человек, которые совокупными трудами составили бы полезные записки о древней истории, преимущественно же касающихся России... по известному довольно своеобразному плану»... (см. В. О. Ключевский «Исторические портреты», с. 564-565).

«Своеобразный план» состоял в том, чтобы выработать историческую доктрину российской империи, отредактировав и издав летописи в виде так называемых «сводов», а сами первоисточники уничтожить.

Во-первых, прошлое Московии выглядело непривлекательно. Этот ордынский улус во время ослабления и развала Золотой Орды приступил к систематическому захвату соседних земель по всему периметру своей территории. Изначально вся внешняя политика Московии заключалась в агрессии.

Во-вторых, московские властители претендовали на руководящую роль в славянском мире, но их страна не была славянской: крестьяне говорили по-фински, ходили в финских лаптях, в саамских косоворотках и коми-пермяцких кокошниках.

В-третьих, с греческим православием дела здесь обстояли неважно. Вместо него долгое время процветал гибрид несторианства и ислама. Вот эти три важнейшие особенности истории и следовало скрыть. — Прим. Ред.

 

[23]См. книгу Аджиева «Тюрки и мир: Сокровенная история» (2004 г.), и другие его работы.

 

[24]Отмечу, что 10 раз начинались переговоры о государственной унии Литвы с Польшей: в 1401, 1413, 1438, 1451, 1499, 1501, 1563, 1564, 1566, 1567 годах. И всякий раз по инициативе правящей верхушки ВКЛ. Но только на одиннадцатый раз, в 1569 году, эти усилия увенчались созданием общего государства. Так о каком «порабощении» поляками может идти речь?! — Прим. Ред.

 

[25]По официальным данным, на 1 января 2004 года в Республике Беларусь имелись 2862 общины верующих, в том числе 1200 — православных, 556 — евангелистских, 432 — католических, 290 — баптистских, 63 — адвентистов, 43 — иудейских, 27 — мусульманских, 26 — иеговистов, 13 — униатских, и т. д. Поэтому заявления типа «Беларусь — страна православных», не соответствуют реальности. Православные составляют только 45 % от общего числа церковных приходов. Верующие беларусы-христиане — это и протестанты, и католики, и униаты. — Прим. Ред.

 

[26]«Толковый словарь русского языка» дает следующие определения термина «ли­хой»:

а) приносящий беду, вредный, злой, тяжкий — «лихой человек»;

б) удалой, мо­лодецкий — «лихая молодецкая песня». — Прим Ред.

 

[27]Достаточно почитать свидетельства о Разине, оставленные иностранцами (книги Я. Стрюйса «Три путешествия», Э. Кемифера «Записки о персидском походе С. Разина» и др.). Этот бандит совершил налет на мирный иранский город (точнее, азербайджанский), ограбил и зарезал массу людей, город сжег, увез с собой девушку, родителей и братьев которой убил на глазах у неё (обо всем этом пишут свидетели), девушку изнасиловал, а затем утопил. И этот мерзавец — национальный герой русского народа, если вспомнить песню «Из-за острова на стрежень...», или фильм «Я пришел дать вам волю», лживый от начала до конца. — Прим. Ред.

 

[28]Деплояда (от франц. слова déployer, déploiement), воен. термин, развертывание войск с похода; ныне вышел из употребления. При Д. часть войск, шедшая впереди, оставалась на месте. ― Polochanin72.

 

[29]Голодолинский П. История 3-го драгунского Сумского его королевского высочества наследного принца Датского полка. Часть 2. М. 1902.

 

[30]Мне не нравится термин «толерантность», закрепившийся за беларусами. В конкретном социальном и политическом значении толерантность — это либерализм. Идеям империализма противостоят именно идеи либерализма. Национальный характер беларусов — либеральный, основанный на христианских, культурных и правовых традициях Европы, национальный характер русских — авторитарный, впитавший традиции азиатского деспотизма Золотой Орды. — В. Д.

 

[31]Всего одна цифра из официальной статистики. За весь 2006 год в Республике Беларусь было совершенно 199 убийств, при населении 9,8 млн. человек. Это одно убийство на 49 тысяч человек в год, что в 4-6 раз меньше, чем в ряде областей России. Но и это ещё не всё. Более половины всех убийств в Беларуси совершают не её граждане, а лица, приезжающие из России, Украины и с Кавказа! — Прим. Ред).

 

[32]Хотел бы напомнить, что капитан Мирович, пытавшийся в 1764 году свергнуть Екатерину II, и народоволец Гриневицкий, убивший царя Александра II, были беларускими шляхтичами. Первый съезд РСДРП состоялся в Минске. Соглашение, положившее конец существованию «красной» российской империи, тоже было заключено в Беларуси. Случайно ли вcё это? — Прим. Ред.

 

[33]Журнал «Новая экономика», 2007, № 7-8, с. 4.

 

[34]Сокращенный вариант глав І-IV из книги Е. Шибеки «Очерк истории Беларуси. 1795-2002». Сокращению подверглись, в основном, материалы социально-экономического характера.

 

[35]Koscialkowski St. Rzeczpospolita Obojga Narodyw (1569-1795). В книге «Dzieje Ziemi W. Ks. Litewskiego», Londyn, 1953.

 

[36]См.: «Исторический обзор деятельности Виленского учебного округа за первый период его существования (1803-1832 гг.) Отдел третий. Вильна, 1908, с. 51.

 

[37]См.: «Исторический обзор деятельности Виленского учебного округа за первый период...», с. 81.

 

[38]Некоторые беларуские исследователи, в частности С. В. Букчин, полагают, что Чичагов опоздал к Березине по той причине, что охотился за сокровищами, вывезенными французами из московского Кремля. Он их захватил и без лишнего шума отправил в Москву на 5 повозках, среди упомянутых 40, под видом сокровищ Радзивиллов. — Прим. Ред.

 

[39]В этом плане можно провести aналогию с использованием французского язы­ка российским дворянством с целью утверждения своей исключительности. Но ес­ли французский язык является абсолютно чужим для русских, то польский язык очень близок беларускому, особенно в его исконном виде, eщe не подвергшемся русификации. ― Прим. Ред.

 

[40]К. Игельстром (1799-1851) отбывал каторгу в 1828-32; в 1832-36 находился в ссылке в Сибири, в 1836-43 служил рядовым в действующей армии на Кавказе. В 1843 был уволен в отставку с чином поручика, но с запрещением въезда в Петербург и Москву.

 

[41]Разгром униатства подробно рассмотрен в следующей главе.

 

[42]В национально-освободительном движении участвовали и два других брата Далевских — Константин и Титус, а также их сестра Аполония. — Прим. Ред.

 

[43]В августе 1863 года Временное правительство отравило его в Париж с важным поручением. С 17 октября Траугут возглавил Временное правительство. В условиях спада восстания он принял ряд энергичных мер с целью его продолжения и развития. Но 11 апреля 1864 года был схвачен царскими войсками и 5 aвгуста повешен. — Прим. Ред.

 

[44]Отметим попутно, что украинские земли с левой стороны Днепра с середины XVII века царские власти называли Малороссией. Правобережная Украина в 1832 году получила официальное название Юго-Западный край. — Прим. Ред.

 

[45]Отметим попутно, что в 1874 г. была упразднена должность наместника Царства Польского, его сменил Варшавский генерал-губернатор. А с 1888 года вместо термина Царство Польское в официальных документах стал употребляться термин «Привисленский край». — Прим. Ред.

 

[46]Ланская Н. Обрусители. Санкт-Петербург. 1887. с. 9.

 

[47]Напомню, что термином «пролетарии» (proletarii) в Древнем Риме обозначали низший неимущий слой граждан, обладавших только потомством, от слова «proles» — «потомство». — Прим. Ред.

 

[48]Грамада (бел.) — «ватага» (рус.)

 

[49]Первое временное правительство РДР, во главе с князем Г. П. Львовым, было создано 2 (15) марта. Из 11 членов кабинета 5 человек являлись кадетами (в т. ч. премьер Львов), 2 — октябристами. 6 (19) мая его сменило Второе правительство в составе 15 человек. Премьер остался тот же — князь Львов, но обозначился сдвиг «влево» за счет 6 новых членов кабинета. 24 июля (6 августа) было сформировано Третье временное правительство. Премьером стал эсер А. Ф. Керенский. И, наконец, 25 сентября (8 октября) — четвертое (тоже из 15 человек). Именно это последнее правительство свергли большевики 25 октября (7 ноября). — Прим. Ред.

 

[50]Сокращенный и переработанный вариант глав VII-IX из книги Л. Лыча «Христианство в этнокультурной жизни Беларуси с древности до 1917 г.» (2006 г.)

 

[51]Горецкий М. История беларуской литературы. Минск. 1992, с. 148-149.

 

[52]Журнал «Спадчына» («Наследие»), 1992, № 1, с. 64.

 

[53]В этой связи следует напомнить характеристику, которую дал Пушкину в 1937 году русский философ-эмигрант Г. П. Федотов — «певец империи». Пушкин воспринимал историю Московского государства (России) и завоеванных им соседей с позиций Н. М. Карамзина, автора 12-томной «Истории государства Российского» (1816-29 гг.). Сочинение Карамзина он называл «созданием великого писателя». Пушкин, как и Карамзин, был убежденным русским патриотом-державником. — Прим. Ред.

 

[54]Катехизис — книга, кратко излагающая основы христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

 

[55]Цвикевич А. Западно-русизм. Минск, 1993. с. 149.

 

[56]Публицистика белорусских народников. Минск, 1993, с. 26.

 

[57]Лёсик Я. Произведения. Минск. 1994. с. 48.

 

[58]Церковный вестник. 1886. № 45, с. 708.

 

[59]Все эти документы по сей день остаются в распоряжении руководства Московской патриархии. Возвращать их в архивы независимой Беларуси никто не собирается. Впрочем, то же самое касается и национальной реликвии беларусов — креста святой Ефросинии Полоцкой, бесследно исчезнувшего в секретных хранилищах России, а также множества ценнейших книг, картин, коллекций, в разное время украденных русскими и советскими генералами и чиновниками в беларуских городах и в имениях помещиков. — Прим. Ред.

 

[60]Журнал «Кривич». 1923, 32. с. 33.

 

[61]Газета «Вольная Беларусь», 1917, 29 сентября.

 

[62]Ковалевский П. И. Национализм и национальное воспитание в России. СПб, 1912. с. 310.

 

[63]Белецкий А. В. Сорокалетие русской начальной школы в Северо-Западном крае России. Вильня, 1905. с. 57.

 

[64]Журнал «Народное образование». Октябрь 1910. с. 385.

 

[65]См. журнал «Полымя». 1929. № 5. с. 119.

 

[66]Газета «Вестник Могилева». 1993. Выпуск от 29 апреля.

 

[67]Сокращённый вариант глав V-VII из книги 3. Шибеки «Очерк истории Беларуси. 1795-2002», с некоторыми дополнениями.

 

[68]В 1936 году Н. Н. Кривошеин был казнен как «троцкист». — Прим. Ред.

 

[69]25 марта 2008 года многие беларусы отмечали 90-летие Беларуской Народной Республики.

 

[70]Не путать этот комиссариат с Беларуским национальным комитетом.

 

[71]Вскоре, с 17 апреля 1919 года, согласно постановлению ЦК РКП(б) в 33 губepниях РСФСР были сформированы части особого назначения (ЧОН), состоявшие из коммунистов, комсомольцев и «наиболее сознательных рабочих». Они подчинялись высшему партийному руководству и не воевали на фронте, их главной задачей являлась «борьба с контрреволюцией», вспомогательной — охрана партийных органов. В 1925 году подразделения ЧОН были преобразованы в войска ГПУ (с 1934 года — НКВД). — Прим. Ред.

 

[72]«Незалежнасць» по-беларуски означает «независимость».

 

[73]Позже Булак-Балахович обосновался в Беловежской пуще, где занимался обработкой древесины. В мае 1940 года, участвуя в польском сопротивлении, он погиб в Варшаве.

 

[74]Многие беларусы именно его считают национальным гимном.

 

[75]Уничтожение национальной интеллигенции рассмотрено в следующей главе.

 

[76]О жизни западных беларусов в составе Польши нынешние жители Беларуси знают очень слабо. Советская историография живописала этот период исключительно черными красками.

 

[77]Рада БНР существует до сих пор. Она находится в США, а её президентом с 1997 года является Ивонка Сурвилло. Рада не собирается передавать свои полномочия органам власти Республики Беларусь, так как они, в свою очередь, связывают начало беларуской государственности с БССР а не БНР.

 

[78]См. Gross J. T. Revolution from abroad. Princeton, 1988.

 

[79]По данным современных исследователей, все сведения ЦШПД о численности партизан и достигнутых ими успехах в борьбе против оккупантов значительно завышены. П. К. Пономаренко утверждал, что к началу наступления Красной Армии летом 1944 года (операция «Багратион») на территории Беларуси действовали 272.490 партизан в составе 150 бригад и 49 отдельных отрядов. В действительности их было около 143 тысяч, т. е. меньше почти в два раза. См. В. И. Боярский «Партизаны и армия», Минск, 2001, с. 238.

 

[80]Татаренко А. Недозволенная память. 1921-1954. СПб., 2006.

 

[81]Этот памятник снесли в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года.

 

[82]Панкратова А. Великий русский народ. М., 1952, с. 3.

 

[83]Кок-сагыз, многолетнее травянистое растение из рода одуванчиков, в корнях которого содержится каучук. От бредовой идеи выращивания этого растения государство вскоре отказалось, тем более что на Западе уже был синтезирован искусственный каучук. — Прим. Ред.

 

[84]Сокращённый вариант этой главы опубликован в феврале 2008 года в газете «Секретные исследования».

 

[85]Пятницкий В. И. «Осип Пятницкий и Коминтерн на весах истории». Минск. 2004. с. 614-615.

 

[86]Всего один пример. Было запланировано построить за 8 лет, с 1929 по 1937 гг., 369 подводных лодок. Реально построили 137 (37 % от плана). — Прим. Ред.

 

[87]Только строительство Беломоро-Балтийского канала унесло жизни 300 тысяч заключённых! Канал строился исключительно в военных целях: для обеспечения перевода военных кораблей с Балтики на Север. Серьёзного экономического значения он не имеет до сих пор.

Комсомольск-на-Амуре — это город, постепенно возникший вокруг военного судостроительного завода № 199, построенного в 1932-37 гг.

 

[88]Митрофан Владимирович Довнар-Запольский (1867-1934) родился в Речице (Минская губерния), в 1894 окончил Киевский университет, магистр с 1901, доктор исторических наук с 1905. В 1918 был членом Рады БНР. В августе 1925 – августе 1926 профессор кафедры истории Беларуси в БГУ. С сентября 1926 и до смерти жил в Москве. Его книга «История Беларуси» была впервые издана только в 1994 году!

 

[89]В. П. Затонский (1888–1938) в 1927–33 гг. был председателем Центральной контрольной комиссии КП(б)У и наркомом Рабоче-крестьянской инспекции УССР. В 1938 году объявлен «врагом народа», арестован и расстрелян.

 

[90]Для сравнения: в царской России за период 1825-1917 гг. были приговорены к смертной казни за политические преступления 6360 человек, приговоры были приведены в исполнение в отношении 3932 лиц (62 %). Но большевики превысили эти цифры уже к марту 1918 г., всего за четыре первых месяца пребывания у власти!

 

[91]Антипов Н. К. (1894-1938), Бухарин Н. И. (1888-1938), Рыков А. И. (1881-1938) — видные деятели из состава партийно-правительственного руководства СССР, обвинённые органами госбезопасности, по указанию Сталина, в несовершённых ими политических преступлениях и преданные смертной казни.

 

[92]Обращаю внимание читателей на то обстоятельство, что малограмотные следователи и «начальники» репрессивных органов утверждали, будто бы «заговорщики» сами себя так и называли: да, мы троцкисты-террористы, да, мы шпионы-повстанцы! Было бы смешно, если бы только людей не расстреливали по столь вздорным поводам. — М. П.

 

[93]После XX съезда КПСС (1956 г.) Пономаренко распространял в беседах с разными людьми придуманную им ложь противоположного характера: будто бы это он упросил Сталина «не трогать» беларуских классиков.

 

[94]«Книжное обозрение», 1988. № 25. с. 7.

 

[95]Л. Маракаў. Ахвяры i карнікі. Miнcк. 2007. с. 22-90.

 

[96]И. Н. Кузнецов, Л. В. Моряков, Т. С. Протько и некоторые другие авторы определяют общее число людей, в той или иной мере пострадавших от репрессий в БССР за указанный период, в пределах от 800 тысяч до 1 млн. 400 тысяч. — Прим. Ред.

 

[97]Сокращённый вариант глав VIІІ-IX из книги 3. Шибеки «Очерк истории Беларуси. 1795-2002».

 

[98]А. А. Фадеев (1901–1956) прославился своими романами «Разгром» (1927), «Последний из удэге» (в 4-х частях, 1929–40), «Молодая Гвардия» (1945).

 

[99]Ежегодно штатные партийные идеологи печатали в газетах «Призывы ЦК КПСС к советскому народу» в связи с различными юбилейными датами. Мирончик по-своему обыграл эту практику.

 

[100]Самиздат — любопытное явление в советской истории. Множество людей, организационно не связанных друг с другом, перепечатывали на пишущих машинках, размножали на копировальных машинах и другими способами работы отечественных и зарубежных авторов, запрещённые советской цензурой либо отклонённые издательствами по политическим причинам. Их передавали из рук в руки, снова и снова копируя. Библиография «самиздата» насчитывает несколько тысяч названий! — Прим. Ред.

 

[101]Слово «сумоўе» можно перевести и как «собеседование», но по смыслу более точным является термин «беседы». — Прим. Ред.

 

[102]Получили известность повести Быкова: «Третья ракета» (1962), «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Дожить до рассвета» (1973), «Знак беды» (1982), «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Стужа (1993).

 

[103]Спектакль был поставлен по произведению Винцента Дунина-Марцинкевича «Идиллия». Музыку написал Станислав Монюшко. Персонажи «из народа» говорят в спектакле по-беларуски; «паны» — по-польски. — Прим. Ред.

 

[104]Вандея — провинция на западе Франции, ставшая оплотом контрреволюционных сил и центром роялистских мятежей в 1792–1803 гг. — Прим. Ред.

 

[105]Эта работа доктора Станкевича была впервые опубликована, на беларуском языке, в 1962 году в «Записках» Беларуского института науки и искусства (БИНИМ) в Мюнхене. В 1994 году её переиздало отдельной брошюрой минское издательство «Наука и техника». Текст, публикуемый в данной монографии, перёвел и отредактировал писатель Валентин Тарас. При этом он значительно сократил число примеров, приведённых автором.

 

[106]Василь Чапленко. Бильшовіцка мовна політіка. Мюнхен, 1956; Roman Smal-Stocki. The Nationality Problem of the Soviet Union and Russian Communіst Imperialism. Milwaukee. 1952.

 

[107]И. В. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. М. 1950. с. 111-112.

 

[108]Каммари М. Д. Строительство коммунизма и развитие национальных языков. Журнал «Политическое самообразование», 1960. № 4. с. 75.

 

[109]Там же. с. 70.

 

[110]Формулировка пунктов 1-3 задана по работам беларуского советского языковеда Н. Круковского, опубликованным в 1958 году.

 

[111]Культурное строительство СССР. М. 1956. с. 186-187.

 

[112]Газета «Літаратура i Мастацтва», № 99 от 14.12.1957.

 

[113]ЛіМ. № З от 01.14.58.

 

[114]Там же.

 

[115]ЛіМ. № 3 от 8.01.1958.

 

[116]Там же.

 

[117]ЛіМ. № 17 от 26.02.1958.

 

[118]ЛіМ. № 103 от 29.12.1961.

 

[119]ЛіМ. № 11 от 5.02.1958.

 

[120]ЛіМ. № 92 от 21.11.1961.

 

[121]ЛіМ. № 93 от 24.11.1958.

 

[122]Навука на службе нацдэмаускай контррэвалюцыі. Том 1. Менск. 1931. с. 12.

 

[123]С учётом того, что сугубо беларуские слова непонятны русскому читателю, здесь и далее в скобках приводится их русский адекват. — Прим. Пер.

 

[124]См.: ЛіМ № 40 от 18.05.1957 и № 4 от 12.01.1962.

 

[125]Число приведённых автором однотипных примеров здесь и далее значительно сокращено. — Прим. Пер.

 

[126]Журнал «Маладосць». 1959. № 9. с. 139.

 

[127]См.: «Беларускі зборнік» Института изучения СССР (Мюнхен). 1957. № 7. с. 165.

 

[128]Журнал «Вопросы языкознания». 1959. № 5, с. 11.

 

[129]В. Красовский. О языке газет. «ЛiМ». № 40 от 18.05.1957.

 

[130]Ф. Янковский. Равнодушие к родному слову. «ЛiM». № 38 от 11.05.1957.

 

[131]ЛіМ. № 38 от 11.05.1957.

 

[132]ЛіМ. № 21 от 13.03.1957.

 

[133]ЛіМ. № 8 от 25.01.1958.

 

[134]ЛіМ. № 34 от 27.04.1957

 

[135]B. Юревич. Художественное слово на радио. «ЛiM». № 6 от 22.02.1961.

 

[136]Это письмо классик беларуской литературы Якуб Колас (К. М. Мицкевич) лично отнес в приемную ЦК КПБ 13 августа 1956 года. Видимо, оно далось ему нелегко. Многое переживший 74-летний человек был настолько взволнован, что после возвращения домой у него произошёл сердечный приступ и в тот же день он умер. Партийные чиновники сдали письмо в свой секретный архив. Впервые оно было опубликовано только в 2001 году. Перевод письма на русский язык сделал Анатолий Тарас по публикации в журнале «Беларускі гістарычны часопіс» (2007. № 10. с. 56-57).

 

[137]Отзвуки этого постановления слышны до сих пор. Так, во время одного из выпусков телевизионной передачи «К барьеру!» на канале НТВ лидер ЛДПР В. В. Жириновский в споре с публицистом А. Прохановым заявил, что «беларусы во время войны продались немцам». Преподаватель Гродненского областного института повышения квалификации кадров образования М. Журавков, возмущённый этим заявлением, обратился к спикеру Государственной Думы России Б. Грызлову. Вскоре он получил ответ: Жириновский признал, «что в рассматриваемом конкретном случае в пылу полемики допустил некорректные высказывания, о чем глубоко сожалеет». См. газету «Труд» № 96 (1339) от 13 декабря 2007 г. с. 4.

 

[138]МГБ — министерство государственной безопасности. В 1946 году народные комиссариаты были переименованы в министерства. Красная Армия — в Советскую Армию.

 

[139]В этой связи невольно вспоминаются яркие примеры, наглядно продемонстрировавшие «интернационализм в действии». Например, такие, как резня месхетинцев в Ферганской долине, массовые убийства армян в Сумгаите и Баку, гражданская война между «северными» и «южными» кланами в Таджикистане. Всё это произошло ещё до распада СССР. — Прим. Ред.

 

[140]П. Саевич (1892-1956) в 1911 окончил Свислочскую учительскую семинарию, в 1924 — Коммунистический университет им. Свердлова в Москве. В 1926-29 был деканом в Беларуской сельхозакадемии, в 1929-32 ректором Коммунистического университета БССР, в 1932-33 директором Института истории партии при ЦК КПБ. В 1947-51 являлся министром просвещения. Его выпустили на свободу и реабилитировали уже в 1954 году, но пережитые страдания не прошли даром, через полтора года после возвращения домой Саевич умер, не дожив до 64 лет. — Прим. Ред.

 

[141]В 1972 году учебник Абецедарского был дополнен главой, посвящённой переходу советского общества к этапу «развитого социализма». Имелся в виду период после 1958 года.

 

[142]Всемирно известный советский философ-диссидент А. А. Зиновьев (1922-2006) в 1982 году издал в Лондоне книгу под таким названием. Он же предложил сокращённый вариант термина ― «гомосос».

 

[143]Тех читателей, которые не согласны с оценкой большевиков как бандитов и авантюристов, отсылаю к ОФИЦИАЛЬНОМУ заключению Института российской истории РАН, подготовленному по указанию правительства России и опубликованному в марте 2006 года. Оно содержит общую оценку деятельности Ленина и ВКП(б) — КПСС. Главный вывод документа таков: «Деятельность В. И. Ленина направила страну в социально-экономический и духовный тупик, затормозила цивилизационное развитие страны и изолировала её от всего цивилизованного человечества». См. «Аргументы и Факты», № 16 (1329), апрель 2006. с. 9.

 

[144]Z profesorem Barbara Skarga rozmawia Izabella Sariusz-Skapska. «Znak». 1993. № 7, s. 115.

 

[145]Волков О. В. Погружение во тьму. М. 1989.

 

[146]А. Т. Марченко (1938-1986) пять раз осуждался по вздорным политическим обвинениям. В общей сложности он провёл в заключении 19 лет и умер в тюрьме. Автор книг «Мои показания», «От Тарусы до Чуны», «Живи как все». — Прим. Ред.

 

[147]Один высокопоставленный чиновник беларуского МИДа в середине 90-х годов заявил, например, что он безразличен к гербу «Погоня» потому, что родился в БССР, а не в Великом Княжестве Литовском!

 

[148]Если во времена существования СССР во главе национальных окраин становился обрусевший «национал», то он проводил откровенно великодержавную политику против своей нации. Такой же навык остался у людей этого типа поныне. Дело в том, что в результате глубокой русификации советского времени они не представляют себя ни в каком другом языково-культурном окружении, кроме русско-советского. — Прим. ред.

 

[149]Тем не менее, чиновники выражают уверенность в том, что «гражданское общество» в Беларуси обязательно появится. Осталось лишь дождаться того удивительного момента, когда все соотечественники начнут свято соблюдать законы и инструкции, разрабатываемые чиновниками. Представители исполнительной власти не желают ни думать сами, ни слышать от других о том, что гражданское общество основывается на трёх «столпах» — на экономической самостоятельности населения, независимого в этом плане от власти; на участии населения, объединённого в политические партии и массовые движения, в выработке управленческих решений; на контроле «снизу» за деятельностью чиновников всех уровней, от районов до «первых лиц». А «первые лица», кстати говоря, в гражданском обществе должны являть собой примеры для подражания, вместо того, чтобы увлеченно играть роли «главных погонял». Государственным чиновникам любого ранга ещё чужда элементарная истина, что все они — только менеджеры по обслуживанию интересов народа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: