Классный час «Толерантность и мы»

Цели: - развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; - раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; - воспитание толерантности среди подростков.   Ученик читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «С.Преображенскому».   Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее.   А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей.   У каждого свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это все неведомо для нас.   И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой... Все это забирает он с собой.   Да, остаются книги и мосты, Машины и художников холсты, Да, многому остаться суждено, Но что-то ведь уходит все равно!   Таков закон безжалостной игры: Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных, А что мы знаем, в сущности, о них?     Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, Зная все, не знаем ничего.   Уходят люди. Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.   Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это носит название «толерантность». Что же такое толерантность? Толерантность - это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям. Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность –умение руководить без нажима и агрессии. Культурная толерантность –уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.   16 ноября – Международный день толерантности.   Фундаментальные принципы толерантности:
  • Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.
  • Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.
  • Для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.
  Черты толерантной личности: · Расположенность к другим · Снисходительность · Терпение · Чувство юмора · Чуткость · Доверие · Альтруизм · Терпимость к различиям · Умение владеть собой · Доброжелательность · Умение не осуждать других · Гуманизм · Умение слушать · Любознательность · Способность к сопереживанию     А сейчас, вы попробуете оценить степень своей толерантности с помощью теста «Черты толерантной личности». Обучающимся предлагаются бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.   ИНСТРУКЦИЯ: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк остается у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому вы сможете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3-5 минут. Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный к доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения классного коллектива)
Черты толерантной личности Колонка А Колонка В
1.Расположенность к другим 2.Снисходительность 3.Терпение 4.Чувство юмора 5.Чуткость 6.Доверие 7.Альтруизм 8.Терпимость к различиям 9.Умение владеть собой 10.Доброжелательность 11.Умение не осуждать других 12.Гуманизм 13.Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию      

 

Затем обучающимся предлагается рассмотреть ситуации и выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения. Обучающиеся делятся на пары и выбирают ситуации.

 

Карточка 1. Клички.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют «Тол­стый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом де­ле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Ка­кой он Саша, он - Толстый!». Ваши действия:

- Станете тоже называть его «Толстый», иначе все могут на­чать смеяться над вами.

- Будете называть его по имени - вам наплевать на мнение ок­ружающих.

- Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: