Счета. Двойная запись

 

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Двойная запись – способ регистрации фактов хозяйственной жизни, состоящий в том, что сумма каждого факта записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого.

Двойная запись обусловлена экономической сущностью операций, вызывающих изменения в объектах бухгалтерского учета. Каждый факт хозяйственной жизни вызывает равновеликие изменения не в одном, а в двух объектах учета.

Счет состоит из номера и названия. Каждый счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении определенного актива или обязательства организации.

Счет состоит из двух частей. Это связано с тем, что любая хозяйственная операция вызывает изменения в объектах учета, которые могут характеризоваться лишь как увеличение или уменьшение. Поэтому каждый счет делиться на две части: одна предназначена для отражения увеличения, а другая – уменьшения объекта учета. Эти части счета называют дебетом и кредитом.

Счет представляет собой двустороннюю таблицу. В начале таблицы дается название счета – наименование объекта учета. Например, счет «Касса», счет «Материалы». Левая сторона таблицы называется «Дебет», правая – «Кредит». Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином «Сальдо» (остаток счета). Сальдо бывает на начало и конец отчетного периода.

Схема счета:

Счет № 50
«Касса»
Дебет Кредит
   
   

 

Субсчет (или счет второго порядка) – промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами.

Бухгалтерская проводка – двойная запись, с помощью которой бухгалтер отражает операции.

Классификация счетов

По отношению к балансу  
Балансовые
Забалансовые
Активные
Пассивные
Активно-пассивные

 


На активных счетах (01, 10, 20, 41, 51 и др.) учитываются активы организации (внеоборотные и оборотные), их наличие, состав и движение. В активных счетах увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение – по кредиту. Сальдо счета может быть только дебетовым и отражается в активе бухгалтерского баланса.

Схема активного счета

Дебет Кредит
Сальдо начальное (Сн)  
Увеличение (+) Уменьшение (-)
Дебетовый оборот (ОБд) Кредитовый оборот (ОБк)
Сальдо конечное (Ск=Сн+ОБд-ОБк)  

 

На пассивных счетах учитываются источники формирования активов организации (собственные и заемные) (66, 67, 80, 82,83). В этих счетах увеличение источников записывается по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо может быть только кредитовым, оно отражается в пассиве баланса.

Схема пассивного счета

Дебет Кредит
  Сальдо начальное (Сн)
Уменьшение (-) Увеличение (+)
Дебетовый оборот (ОБд) Кредитовый оборот (ОБк)
  Сальдо конечное (Ск=Сн+ОБк-ОБд)

 

Активно-пассивные счета имеют признаки активных и пассивных счетов. На них отражается процесс реализации (90, 91), его результат (99, 84), некоторые виды расчетов (60. 62, 68, 69, 71, 76), результат переоценки ТМЦ (14), отклонения в стоимости материалов (16).

Сальдо такого счета может быть и дебетовым, и кредитовым либо одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо) (76). Дебетовое сальдо по счету отражается в активе баланса, кредитовое – пассиве.

Активно-пассивные счета бывают двух видов:

- с односторонним сальдо (дебетовое или кредитовое) – например, счет «Прибыли и убытки»;

- с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно) – расчетные счета.

Схема активно-пассивного счета

Дебет Кредит
Сн – задолженность дебиторов Сн – задолженность кредиторам
Увеличение (+) задолженности дебиторов Уменьшение (-) задолженности кредиторам Уменьшение (-) задолженности дебиторов Увеличение (+) задолженности кредиторам
Дебетовый оборот (ОБд) Кредитовый оборот (ОБк)
Ск – задолженность дебиторов Ск – задолженность кредиторам

 

Забалансовые счета – предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, МЦ на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Двойная запись – отражение каждой хозяйственной операции на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах (по дебету одного счета и кредиту другого).

Получены с расчетного счета деньги в кассу предприятия – 10000 руб.

- «расчетный счет» - «касса»

Поступили от поставщиков материалы на сумму 20000 руб.

- «расчеты с поставщиками» - «материалы»

Выдана из кассы заработная плата работникам

- «касса» - «расчеты с персоналом по оплате труда».

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникла эта взаимосвязь, - корреспондирующими.

Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой операции называется бухгалтерской проводкой.

План счетов

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов, необходимых для учета хозяйственной деятельности.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Балансовые счета имеют номер от 01 до 99, забалансовые – от 001 до 011.

План счетов вступил в действие с 01.01.2001г. (утвержден Приказом Минфина России №94-н от 31.10.2000 г.). Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы. Ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (основных средств, материалов и т.п.).

В Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов – в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

 

Учетная политика

Учетная политика – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Нормативно-законодательные документы, регулирующие формирование учетной политики:

1. Для целей бухгалтерского учета

1.1. 402-ФЗ

1.2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

2. Для целей налогового учета

2.1. НК РФ.

 

Принципы учетной политики выражены в требованиях, предъявляемых к ней.

Требования к учетной политике:

1. Полноты – полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности

2. Своевременности – своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

3. Осмотрительности – большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых

4. Приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования

5. Непротиворечивости – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца

6. Рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

 

Состав учетной политики:

· рабочий план счетов;

· формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности (все формы первичных документов необходимо утвердить в учетной политике, все используемые бланки нужно распечатать и приложить к учетной политике);

· формы регистров бухгалтерского учета;

· порядок проведения инвентаризации (частота и сроки проведения инвентаризации);

· способы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике отражают только правила по тем операциям, которые на данный момент встречаются в организации. Например, если у организации нет нематериальных активов или финансовых вложений, и в ближайшем будущем это тоже не запланировано, то и писать об этом ни к чему.Возможно, что к тому моменту, когда в организации появятся наконец-то эти операции, правила учета поменяются. Или вообще – выбранный заранее вариант не подойдет. А вот если заранее методы не выбраны, то при появлении новых операций описать правила их отражения можно в момент появления. И это не будет считаться изменением учетной политики (п.10 ПБУ 1/2008).

Рабочий план счетов в учетной политике организации

План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат счета, которые используются для ведения бухгалтерского учета. Синтетические счета из Плана изменению не подлежат, а субсчета можно использовать свои.

Чем может отличаться рабочий план счетов в учетной политике организации от Плана счетов:

1. В Рабочем плане счетов должна быть детализация по субсчетам, в зависимости от особенностей деятельности. Причем субсчета могут быть не только первого, но и второго, третьего и сотого порядка. Все зависит от потребностейорганизациив детализации учета и возможностей их осуществления.

2. В Рабочем плане счетов может не быть счетов, которыми организация не пользуется, например, 15, 16, 23, 29, 40 и т.д.

3. Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.

 

Рабочий план счетов обычно имеет вид таблицы:

Номер и наименование счета Номер и наименование субсчета
20 «Основное производство» 20.1 «Выпуск продукции А»
20.2 «Выпуск продукции Б»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: