Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
Двойная запись – способ регистрации фактов хозяйственной жизни, состоящий в том, что сумма каждого факта записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого.
Двойная запись обусловлена экономической сущностью операций, вызывающих изменения в объектах бухгалтерского учета. Каждый факт хозяйственной жизни вызывает равновеликие изменения не в одном, а в двух объектах учета.
Счет состоит из номера и названия. Каждый счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении определенного актива или обязательства организации.
Счет состоит из двух частей. Это связано с тем, что любая хозяйственная операция вызывает изменения в объектах учета, которые могут характеризоваться лишь как увеличение или уменьшение. Поэтому каждый счет делиться на две части: одна предназначена для отражения увеличения, а другая – уменьшения объекта учета. Эти части счета называют дебетом и кредитом.
Счет представляет собой двустороннюю таблицу. В начале таблицы дается название счета – наименование объекта учета. Например, счет «Касса», счет «Материалы». Левая сторона таблицы называется «Дебет», правая – «Кредит». Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином «Сальдо» (остаток счета). Сальдо бывает на начало и конец отчетного периода.
Схема счета:
Счет № 50 | |
«Касса» | |
Дебет | Кредит |
Субсчет (или счет второго порядка) – промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами.
Бухгалтерская проводка – двойная запись, с помощью которой бухгалтер отражает операции.
Классификация счетов
По отношению к балансу |
Балансовые |
Забалансовые |
Активные |
Пассивные |
Активно-пассивные |
На активных счетах (01, 10, 20, 41, 51 и др.) учитываются активы организации (внеоборотные и оборотные), их наличие, состав и движение. В активных счетах увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение – по кредиту. Сальдо счета может быть только дебетовым и отражается в активе бухгалтерского баланса.
Схема активного счета
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное (Сн) | |
Увеличение (+) | Уменьшение (-) |
Дебетовый оборот (ОБд) | Кредитовый оборот (ОБк) |
Сальдо конечное (Ск=Сн+ОБд-ОБк) |
На пассивных счетах учитываются источники формирования активов организации (собственные и заемные) (66, 67, 80, 82,83). В этих счетах увеличение источников записывается по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо может быть только кредитовым, оно отражается в пассиве баланса.
Схема пассивного счета
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное (Сн) | |
Уменьшение (-) | Увеличение (+) |
Дебетовый оборот (ОБд) | Кредитовый оборот (ОБк) |
Сальдо конечное (Ск=Сн+ОБк-ОБд) |
Активно-пассивные счета имеют признаки активных и пассивных счетов. На них отражается процесс реализации (90, 91), его результат (99, 84), некоторые виды расчетов (60. 62, 68, 69, 71, 76), результат переоценки ТМЦ (14), отклонения в стоимости материалов (16).
Сальдо такого счета может быть и дебетовым, и кредитовым либо одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо) (76). Дебетовое сальдо по счету отражается в активе баланса, кредитовое – пассиве.
Активно-пассивные счета бывают двух видов:
- с односторонним сальдо (дебетовое или кредитовое) – например, счет «Прибыли и убытки»;
- с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно) – расчетные счета.
Схема активно-пассивного счета
Дебет | Кредит |
Сн – задолженность дебиторов | Сн – задолженность кредиторам |
Увеличение (+) задолженности дебиторов Уменьшение (-) задолженности кредиторам | Уменьшение (-) задолженности дебиторов Увеличение (+) задолженности кредиторам |
Дебетовый оборот (ОБд) | Кредитовый оборот (ОБк) |
Ск – задолженность дебиторов | Ск – задолженность кредиторам |
Забалансовые счета – предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, МЦ на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
Двойная запись – отражение каждой хозяйственной операции на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах (по дебету одного счета и кредиту другого).
Получены с расчетного счета деньги в кассу предприятия – 10000 руб.
- «расчетный счет» - «касса»
Поступили от поставщиков материалы на сумму 20000 руб.
- «расчеты с поставщиками» - «материалы»
Выдана из кассы заработная плата работникам
- «касса» - «расчеты с персоналом по оплате труда».
Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.
Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникла эта взаимосвязь, - корреспондирующими.
Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой операции называется бухгалтерской проводкой.
План счетов
План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов, необходимых для учета хозяйственной деятельности.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Балансовые счета имеют номер от 01 до 99, забалансовые – от 001 до 011.
План счетов вступил в действие с 01.01.2001г. (утвержден Приказом Минфина России №94-н от 31.10.2000 г.). Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы. Ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
Организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (основных средств, материалов и т.п.).
В Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов – в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.
Учетная политика
Учетная политика – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Нормативно-законодательные документы, регулирующие формирование учетной политики:
1. Для целей бухгалтерского учета
1.1. 402-ФЗ
1.2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)
2. Для целей налогового учета
2.1. НК РФ.
Принципы учетной политики выражены в требованиях, предъявляемых к ней.
Требования к учетной политике:
1. Полноты – полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности
2. Своевременности – своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности
3. Осмотрительности – большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых
4. Приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования
5. Непротиворечивости – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца
6. Рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.
Состав учетной политики:
· рабочий план счетов;
· формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности (все формы первичных документов необходимо утвердить в учетной политике, все используемые бланки нужно распечатать и приложить к учетной политике);
· формы регистров бухгалтерского учета;
· порядок проведения инвентаризации (частота и сроки проведения инвентаризации);
· способы оценки активов и обязательств;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за хозяйственными операциями;
· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В учетной политике отражают только правила по тем операциям, которые на данный момент встречаются в организации. Например, если у организации нет нематериальных активов или финансовых вложений, и в ближайшем будущем это тоже не запланировано, то и писать об этом ни к чему.Возможно, что к тому моменту, когда в организации появятся наконец-то эти операции, правила учета поменяются. Или вообще – выбранный заранее вариант не подойдет. А вот если заранее методы не выбраны, то при появлении новых операций описать правила их отражения можно в момент появления. И это не будет считаться изменением учетной политики (п.10 ПБУ 1/2008).
Рабочий план счетов в учетной политике организации
План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат счета, которые используются для ведения бухгалтерского учета. Синтетические счета из Плана изменению не подлежат, а субсчета можно использовать свои.
Чем может отличаться рабочий план счетов в учетной политике организации от Плана счетов:
1. В Рабочем плане счетов должна быть детализация по субсчетам, в зависимости от особенностей деятельности. Причем субсчета могут быть не только первого, но и второго, третьего и сотого порядка. Все зависит от потребностейорганизациив детализации учета и возможностей их осуществления.
2. В Рабочем плане счетов может не быть счетов, которыми организация не пользуется, например, 15, 16, 23, 29, 40 и т.д.
3. Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.
Рабочий план счетов обычно имеет вид таблицы:
Номер и наименование счета | Номер и наименование субсчета |
20 «Основное производство» | 20.1 «Выпуск продукции А» |
20.2 «Выпуск продукции Б» |