Единство в многообразии

Многообразие современного мира

Человечество до последнего времени не имело возможности, да и никогда не ставило перед собой задачи создания всемирной, охватывающей всю планету цивилизации. Однако активная экспансия западных институтов и норм жизни в последние столетия поставила подобный вопрос в повестку дня XXI в. Что же представляет собой человечество в начале нового тысячелетия? Предельно простой, казалось бы, вопрос отнюдь не предполагает такого же простого и однозначного ответа. В чисто статистическом смысле современное человечество – это 7,5 млрд землян, тысячи народов и две сотни государств.

За лаконичными статистическими данными стоит многообразие культур, экономических институтов, укладов жизни. Ряд экономических, политических и культурных процессов, протекающих в современном мире, делает этот мир более единым – причем и в его достижениях, и в его проблемах. Но означает ли единство мира его культурную, политическую и экономическую унификацию? В последнее время социологами, философами довольно много говорится о формировании принципиально нового явления – единой, планетарной человеческой цивилизации. Однако возникает вопрос: с чем именно мы сталкиваемся – с перспективой возникновения плюралистичной, сложной и многообразной всепланетарной цивилизации или с процессом становления единообразного космополитического мира?

ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

Социальный мир так же многообразен, как и окружающая нас природа. Собственно, причину возникновения подобного многообразия мира многие ученые и мыслители на протяжении столетий усматривали в естественных различиях природных условий, физической среды обитания людей. Очевидно, что на протяжении тысячелетий неподвластный человеку окружающий природный мир диктовал особенности и приоритеты хозяйственной деятельности людей, определял образ их жизни. Климат, ландшафт, плодородие почв предопределяли способы обработки земли, приемы разведения домашнего скота, стимулировали производство тех или иных предметов быта (теплой обуви и одежды, например) и орудий труда. Однако влияние природной среды не ограничивалось только этим. Само возникновение феномена государственности также оказалось связано с особенностями климата и природы. Первые государственные образования неизменно возникали в теплой климатической зоне в долинах великих рек (Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Янцзы). В рамках речных систем, отделенных друг от дуга «варварской периферией», получили развитие центростремительные тенденции, связанные с особенностями ведения хозяйственной деятельности («гидравлические цивилизации», т. е. сообщества, основой существования которых выступало ирригационное земледелие, требовавшее больших трудозатрат и высокой организованности при проведении сельскохозяйственных работ).

Наряду с природными условиями, разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Наше время смело можно называть уникальным периодом в истории человечества. В его рамках имеет место видимое преобладание западных институтов и ценностей над институтами и ценностями других народов и цивилизаций.

В истории человечества так было не всегда. Достаточно сказать, что сам феномен цивилизации возник в Азии (Индия, Китай, Междуречье) и Северной Африке (Египет). На протяжении всей истории Древнего мира и Средних веков в разных частях света параллельно и зачастую не соприкасаясь друг с другом существовали различные империи и цивилизации, каждая из которых вносила собственный вклад в копилку духовных и материальных ценностей, создаваемых человечеством. Однако ныне преобладание европейских институтов представляется большинству исследователей очевидным. Прежде всего это относится к рыночной экономике, но в последнее время также и к политическим нормам, ориентированным на демократическую политическую систему, и к культурной подсистеме общества. Внешние атрибуты и признаки влияния западной цивилизации так или иначе прослеживаются повсюду: в одежде, музыке, кино, едином компьютерном языке и т. д. Вместе с тем распространение тех или иных институтов на самом деле еще не означает окончательного доминирования западных стандартов, установок и ценностных ориентации в жизни народов стран Азии, Африки, Латинской Америки. Скорее имеет место постепенное формирование единой и при этом многообразной всепланетарной цивилизации.

Что же именно лежит в основании этого процесса? Имеет ли место всепоглощающее расширение ареала западной цивилизации на новые регионы земного шара, или все-таки происходит плодотворный синтез Запада и Востока? Идет ли речь о вестернизации (от англ. west – запад) или же о модернизации на свой лад ряда государств Азии, Африки и Латинской Америки, заимствующих научно-технические достижения Запада, но одновременно адаптирующих к меняющейся ситуации собственную культурную и политическую традицию? Отвечая на эти и подобные им вопросы, надо помнить, что, например, признание факта появления вида homosapiens в Африке отнюдь не делает всех людей африканцами. Точно так же приоритет и, скажем прямо, решающая роль Запада в деле создания важнейших атрибутов современной цивилизации не делает последнюю исключительно европейской или североамериканской.

Известно несколько подходов к изучению исторического процесса человечества. Первый подход Маркса: человечество развивается по ступеням, общественно-экономическим формациям. Второй подход: теория локальных цивилизаций Данилевского, Тойнби, Гумилёва. И третий подход: стадиальный Тоффлера. Человечество проходит в своём развитии несколько стадий: стадию традиционного общества, индустриального и постиндустриального.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: