Классификация интервалов

Консонирующие – рассматриваются как опорные гармонические построения,

диссонирующие – являются важнейшими побудителями движения. Новые правила в употреблении интервалов вносит сложный контрапункт.

Совершенные консонансы: ч.1, ч.8, ч.5 и соответствующие им составные (квинтдецима, дуодецима).

Правила:

1. Прима является начальным и заключительным интервалом, введение примы на тяжелых долях такта внутри построения запрещено, тек как звучит пусто.

2. Прямое движение к совершенному консонансу в двухголосии недопустимо, в том числе – скрытые квинты и октавы, со скачком. Исключение – ход к квинте от сексты и от терции.

3. Нельзя использовать движение параллельными примами, квинтами и октавами. Разновидностью параллельного движения служит запрещенное противоположное движение от унисона к октаве, от квинты к дуодециме.

Эффект параллелизма возникает от движения параллельных квинт на сильных долях тактов. Задержания, проходящие и вспомогательные звуки вуалируют эффект параллелизмов, но не убирают его.

 

Несовершенные консонансы: терции и сексты, децимы и терцдецимы.

Они возможны в прямом и параллельном движении голосов, но не длительно (3-4).

Диссонансы: секунды, септимы (соответствующие им составные), а также тритоны и чистая кварта.

Любой диссонирующий интервал должен быть подготовлен и разрешен.

Движение подряд диссонансами недопустимо.

 

Голоса диссонирующего интервала составляют совокупность

- свободного звука, не требующего специального разрешения: он может быть взят скачком и разрешен скачком,

- диссонирующего звука, связанного с правилами появления:

 

1. В секунде свободный – верхний звук, диссонирующий нижний.

2. В септиме – н6аоборот.

3. В кварте, ноне, тритоне – свободным и диссонирующим может быть любой звук.

Каждый из диссонирующих интервалов, за исключением тритона, может быть применен:

А) на сильной доле такта. В этой ситуации они применяются как задержание с нисходящим разрешением, в обрамлении консонансов. Приготовление задержания должно быть или равно, или превосходить задержание, оно не может быть четвертью.

Б) на слабой доле диссонанс возможен как проходящий или вспомогательный звук.

В) на относительно сильной доле такта как проходящий или вспомогательный звук.

Комбиата – брошенный диссонанс на слабой доле, чаще используется нижняя.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите принципы контраста и единства голосов в полифоническом изложении.

2. Что называют простым контрапунктом?

3. В чем особенности классификации интервалов в полифонии?

4.Как используются диссонансы в полифоническом 2-х голоси?

 

Задание:

1. Сочинить второй голос к заданному первому.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: