Содержание лекционного материала

 

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология».

Введение в основы культурологии. Теория культуры.

Человек - как существо природное и существо культурное. Биологическая недостаточность человека. Культура как одно из специфических средств обеспечения сосуществования людей в обществе.

Природа и культура. Учение о культуре в системе гуманитарного знания, её связь с другими гуманитарными науками. Культурология и философия культуры. Предмет куль-турологии - плоды культурной деятельности человека. Многообразие определений куль-туры и их классификация (Антропологические, ценностные, нормативные, исторические дидактические, символические и т.д.).

Функции культуры, ее роль в социальной системе (адаптивная, коммуникативная, интегративная, социализующая, компенсаторная). Этикет и традиции.

 

Тема 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Куль-турная преемственность.

Введение понятий «культурная константа» и «культурно исторический архив». Культура как развивающееся и культура как статическое явление. Традиционный и инно-вационный типы культуры.

Античность: полисная культура и принцип калокагатии. Рим: гражданская культура. Средние века: формирование принципа европоцентризма. Социокультурная парадигма “Восток - Запад” и вопрос культурной самобытности. Возрождение: проблемы определе-ния исторического периода. Антропоцентризм и обращение к античным принципам. Но-вое время: научный оптимизм и гуманитарное знание.

Гегель, Кант и Ницше о культуре. Дильтей и проблема герменевтического круга.

ХХ век: антропологичессий поворот и исторические катастрофы. Лингвистический поворот: философия «логического атомизма» и Хайдаггер. Критика массовой культуры. Культура и наука: Томас Кун и научные революции. Хронологический (формационный) и цивилизационный принципы типологии культуры.

 

Тема 3. Исторические типы культуры. Культурологические концепции.

Принципы исторической типологии культуры: историческая неповторимость опре-делённой культуры и общекультурное наследие человечества. Циклическое и линейное время. Связь культурологии и истории.

К. Маркс и поиск объективных исторических законов. Формационная концепция. Взаимосвязь экономики и культуры.

Макс Вебер о влиянии религиозно-этических принципов на развитие культуры со-общества.

О. Шпенглер и теория локальных цивилизаций. Ландшафт, душа и символы культур. Понятие цивилизации, как последней стадии существования культуры.

А. Тойнби и теория преемственности культур. Теория «Вызовов» и «Ответов».

 

Тема 1. Первобытная культура.

Проблема антропогенеза и особенности хронологии. Проблема происхождения пер-вобытной культуры. Понятие археологической культуры. Археологическая логика воссо-здания картины прошлого: периодизация по орудиям труда и способам захоронения. Формирование языка и особенности бесписьменной культуры. Табу: закон и запрет как основа выживания.

Особенности первобытного мышления и миропонимания: синкретизм, анимизм и тотемизм, магия как пра-научный подход. Политеистическая (языческая) картина мира. Мифологическое мышление. Миф как основа культурного единства. «Свои» и «чужие».

 

Тема 2. Культура Древних Цивилизаций.

Демонстрация взаимосвязи и преемственности культур на примере Египта, Греции и Рима.

Египет. Особенности периодизации. Цикличность и ландшафт, особенности земле-дельческих культур. «Культура мертвых» и проблемы реконструкции жизненного мира. Зооморфизм и взаимоотношения миром. Сакральное знание и наука. «Атоновское Воз-рождение».

Древняя Греция. Культура полиса. Калокогатия. Антропоморфизм. Формирование философии и наук. Мистерии и театры: трагедия и комедия. Состязательность (Агони-стичность) полисной культуры: соревнования тела и соревнования духа (Олимпийские и прочие игры, поэтические состязания, философские споры).

Значение противостояния софистов и Сократа для развития мировой культуры и науки. Представления Платона о человеке и искусстве. Общество и культура в «Государ-стве».

Древний Рим. Гражданская культура - воспитание и развлечения. Культурные заим-ствования. Расцвет ораторского искусства. Культ императоров и зарождение христиан-ства.

 

Тема 3. Европейская культура средних веков.

Понятие “средние века”. Сущность феодальных отношений: условность собственно-сти на землю, социально - политическая иерархия, личная зависимость крестьян (патронат и крепостное право), взаимные обязательства сеньора и вассала, составляющие единство прав и обязанностей. Сословность средневекового общества: духовенство, дворянство, народ. Иерархичность в Катрине мира. Культура элиты и культура простонародья. Основ-ные черты средневековой культуры: теоцентризм, традиционализм, символизм, дидак-тизм, рефлексивность и психологическая самоуглублённость, историзм. Апокалипсиче-ские тенденции и аскетизм. Языческие анахронизмы.

Особенности Средневековой науки, образования и искусства. Ваганты.

 

Тема 4. Европейская культура эпохи Возрождения.

“Возрождение” и изменение культурной парадигмы. Основные черты культуры Воз-рождения: антропоцентризм, гуманизм, видоизменение средневековой традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников, новое отношение к миру (“расшатанная католическая церковность”). Хронология эпохи Возрождения: Проторенес-санс (дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.), раннее Возрождение (кватроченто (XV в.), вы-сокое Возрождение (чинквеченто (XVI в.)).

Религиозное заальпийское Возрождение. Гуманизм и Реформация. Возникновение Протестантизма: англиканство, кальвинизм и Лютеранство. Реформация и истоки буржу-азно - капиталистической системы.

 

Тема 5. Европейская культура XVII - XIX вв.

Критицизм XVII в. - “революционная критика” феодализма, философия Декарта и ее влияние на развитие научных представлений. Этикет и народная культура.

XVIII в. - Просвещение и идеала Американской и Великой французской революций. Развитие опытных и описательных дисциплин: физика, биология, география.

XIX в. – “полнота времён”, время расцвета буржуазной культуры и начала её кризи-са. Концепция Дарвина. Кант и Ницше. Рационализм, антропоцентризм и сциентизм.

Научная и техническая революции. Утверждение научного мировоззрения и утопизм идеалов.

Мир - механизм, природа - мастерская. Бурное развитие науки и техники, становле-ние политической культуры.

 

Тема 6. Культура XX века.

Основная тенденция развития культуры в XX веке: от индустриальной культуры - к постиндустриальной. Техногенная цивилизация. Распространение европейского типа культуры. Общечеловеческая и национальные культуры.

Свобода и насилие. Социальная мобильность Культура элитарная и массовая. Плю-рализм и унификация. Технизация и гуманизация.

Формирование «массового человека» и критика «массовой культуры». Конформизм и кризис «культурно-историчекого архива».

Футурошок и массовое производство.

Постмодерн и неоязычество.

 

Тема 7. Культура России.

Особенности русской культуры: географические, этнические, исторические.

Русская культура - как культура кризисная.

Проблемы русского языка и литературы, их значение для сохранения культуры. Со-временные проблемы сохранения и воспроизведения русской культурной традиции.

Россия и Запад. Влияния и культурный обмен. Проблема сохранения национальной культуры и самобытности.

Россия как многонациональное государство. Этническая и национальная культуры. Значение сохранения культур малых народностей. Межнациональные конфликты - куль-турологический аспект

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: