Ротором (по гост 19534-74) называют звенья механизмов, совершающие вращательное движение и удерживаемые при этом своими несущими поверхностями в опорах. Если масса ротора распределена относительно оси вращения равномерно, то главная центральная ось инерции совпадает с осью вращения и ротор является уравновешенным или идеальным. При несовпадении оси вращения с осью, ротор будет неуравновешенным и в его опорах при вращении возникнут переменные реакции, вызванные действием инерционных сил и моментов (точнее, движением центра масс с ускорением).
В зависимости от взаимного расположения оси вращения и главной центральной оси инерции, по ГОСТ 19534-74, различают следующие виды неуравновешенности роторов:
а. - статическую, когда эти оси параллельны;
б. - моментную, когда оси пересекаются в центре масс ротора ;
в. - динамическую, когда оси либо пересекаются вне центра масс, либо не пересекаются, а перекрещиваются в пространстве.
Дисбаланс - мера статической неуравновешенности ротора, векторная величина, равная произведению неуравновешенной массы на ее эксцентриситет, где эксцентриситет - радиус-вектор центра этой массы относительно оси ротора.
|
|
Направление главного вектора дисбаланса совпадает с направлением главного вектора сил инерции, действующих на ротор при вращении:
Моментная неуравновешенность характеризуется главным моментом дисбалансов ротора, который пропорционален главному моменту сил инерции:
,
где - главный момент дисбаланса.
Задача балансировки ротора заключается в определении, в выбранных плоскостях коррекции, значений и углов дисбалансов и размещении в этих плоскостях корректирующих масс, дисбалансы которых равны по величине и противоположны по направлению найденным дисбалансам ротора. На практике балансировку проводят:
- при конструировании - расчетными методами,
- в процессе изготовления деталей и узлов - экспериментально на специальных балансировочных станках.