Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации,по Конституции РФ, является главой государства

Президент Российской Федерации,по Конституции РФ, является главой государства. Особенность его положения состоит в том, что он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовали избиратели в том или ином регионе. Получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, Президент представляет совокупные, то есть общие интересы всего народа и всей России. Он находится также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных движений, выступая своеобразным правозащитником всего российского народа.

Порядок избрания Президента РФ установлен Конституцией РФ,
а также федеральными законами от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» и от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы Президента России назначаются Советом Федерации
Федерального Собрания РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента России. В случае досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий, досрочные выборы назначаются на последнее воскресенье третьего месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий.

Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит в торжественной обстановке присягу народу, которая носит название инаугурации. С момента принесения присяги Президент России приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение исполнения Президентом РФ своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента Российской Федерации. Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не вправе: распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации (ст. 93) предусматривает также возможность принудительного отрешения Президента РФ от должности (импичмент) на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Полномочия Президента Российской Федерации охватывают практически все сферы государственной жизни. Ему принадлежит право:

· назначать общероссийский референдум и выборы Государственной Думы;

· с согласия Государственной Думы назначать Председателя Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ назначать его заместителей и федеральных министров, самостоятельно принимать решение об отставке Правительства РФ;

· представлять Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

· выдвигать кандидатуры для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также самостоятельно назначать судей других федеральных судов;

· представлять Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ;

· назначать одну треть членов Центральной избирательной комиссии РФ;

· право законодательной инициативы и право вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием (которое может быть преодолено лишь при повторном принятии законопроекта большинством в две трети голосов обеих палат), и др.

Конституционные полномочия Президента РФ реализуются им как лично, так и через такие функционирующие при нем такие органы как
Администрация Президента, Государственный совет и Совет Безопасности.

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента РФ.

Правовой основой ее деятельности является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, а также Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490.

Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции:

· подготовка законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы;

· подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;

· подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;

· подготовка Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных документов;

· подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;

· осуществление контроля за исполнением федеральных законов, указов, и других решений Президента РФ;

· содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам, и др.

В состав Администрации Президента входит Руководитель, его заместители, помощники Президента РФ, пресс-секретарь и руководитель протокола Президента РФ, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты и иные должностные лица Администрации, а также управления и иные самостоятельные подразделения (департаменты) Администрации Президента РФ.

Полномочные представители Президента РФ представляют его интересы в федеральных органах государственной власти и федеральных
округах. Они контролируют исполнение руководителями этих органов власти федерального законодательств, и в случае его нарушения вносят соответствующее представление Президенту РФ, который вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Правовой основой его деятельности является Указ Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации» от 01.09.2000 г. № 1602.

Основными задачами Государственного совета являются:

· содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

· обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ, государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;

· обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;

· рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;

· обсуждение проекта федерального бюджета, а также хода исполнения федерального бюджета;

· обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ;

· обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

В состав Государственного совета входят председатель и члены Государственного совета, участвующие в его работе на общественных началах.

Председателем Государственного совета является Президент РФ, который определяет место и время проведения заседаний Государственного совета и его президиума, председательствует на их заседаниях, формирует план работы Государственного совета и повестку дня его очередного заседания, дает поручения членам и секретарю Государственного совета.

Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (губернаторы, президенты, главы администрации) субъектов РФ. По решению Президента РФ в состав Государственного совета могут также включаться лица, замещавшие должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд.

Для решения оперативных вопросов компетенции Государственного совета формируется президиум в составе семи членов, персональный состав которых определяется Президентом РФ и подлежит обновлению один раз в полгода. Заседания президиума Государственного совета проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц.

Для обеспечения работы Государственного совета предусмотрена должность секретаря Государственного совета, обязанности которого возлагаются на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента РФ. Обеспечение деятельности Государственного совета осуществляется соответствующими подразделениями Администрации Президента РФ и Управлением делами Президента РФ.

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, не реже одного раза в три месяца. Для признания заседания правомочным достаточно присутствуя на нем большинства от общего числа членов.

Решения Государственного совета принимаются на его заседании и оформляются протоколом, подписываемым секретарем Государственного совета. При необходимости решения Государственного совета могут оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ.

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Правовой основой деятельности Совета Безопасности РФ является Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1,
а также Указ Президента РФ от 07.06.2004 г. № 726.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

· обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

· определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

· разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности;

· подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

· подготовка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

· подготовка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

· решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Решая указанные задачи Совет Безопасности рассматривает законопроекты и готовит проектов решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; организует и координирует разработку стратегии в области внутренней, внешней и военной политики РФ; рассматривает вопросы, касающиеся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности, а также вопросы оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

Совет Безопасности формирует и возглавляет Президент РФ,
являющийся по должности его Председателем. В Совет Безопасности входит также Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены
Совета Безопасности, включаемые в его состав Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Работу Совета Безопасности организует Секретарь Совета Безопасности, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Секретарь Совета Безопасности возглавляет Аппарат Совета Безопасности, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ на правах управления.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях, регулярно проводимых один раз в квартал, постоянными членами Совета Безопасности, оформляются протоколами и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. В целях оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с его постоянными членами также еженедельные оперативные совещания. Для подготовки решений, выносимых на заседания, Секретарь Совета Безопасности проводит со всеми членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

Основными рабочими органами Совета Безопасности являются его постоянные или временные межведомственные комиссии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: