Общение – это процесс реализации личностных смыслов человека в ситуациях контакта, осуществляемого им в знаковой форме с самим с собой, другим человеком, социальной группы или сообществом людей, либо с любыми предметами и объектами наделяемыми антропологическими характеристиками.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:
- восприятие, познание и понимание партнера по общению(перцептивная сторона)
- обмен информацией(коммуникативная сторона)
- выработку единой стратегии взаимодействия(интерактивная сторона)
В общении выделяются:
- содержание(по поводу чего)
- цель
- средства
- функции
- формы
- стороны
- виды
- барьеры
Функции и содержание общения.
По содержанию общение может быть:
- Материальное(обмен чем-то)
- Когнитивное(обмен информацией, знаниями)
- Кондиционное(обмен психическими, физиологическими состояниями)
- Мотивационное(обмен побуждениями)
|
|
- Деятельное(обмен действиями, операциями, навыками)
По целям общение делится:
- биологическое
- социальное
В социальном общении выделяют:
- Деловое общение
- Личностное
- Инструментальное
- Целевое
Функции общения:
- Информационно-коммуникативная
- Аффективно-коммуникативная
- Регуляционно-коммуникативная
Каналы и виды общения.
Каналы общения
- аудио-вербальный
- зрительный
- кинестико-тактильный
Виды общения
- Контакт масок
- Примитивное общение
- формально-ролевое
- деловое
- межличностное
- манипулятивное
- светское
Взаимопонимание в общении.
Общение не может быть без взаимопонимания. Надо понимать мотивы и потребности от общения другого человека
Механизмы взаимопонимания:
Идентификация – мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению
Эмпатия – мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять переживания и чувства другого человека
Рефлексия – осмысление человеком того как он воспринимается и понимается другим партнером по общению.
Стороны общения:
Внешнее(техническое, поведенческое) выражается в коммуникативных действиях и фиксируется показателями коммуникационного взаимодействия
- коммуникационная активность в группе общения
- интенсивность действий в общении
- инициативность в общении
- технико-коммуникационное мастерство в общении
Внутренняя – отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели с которыми человек вступает в общение
Внутренняя и внешняя стороны общения формируют стиль общения индивида определяемые как индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.
|
|
- особенности коммуникативных возможностей человека
- сложившийся характер отношений с конкретными людьми и группами
- психологическая и социальная индивидуальность человека
- особенности партнера по общению.
Средства общения.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в процессе общения
- вербальные
- невербальные
Структура речевого общения:
- значение и смысл слов и фраз
- речевые звуковые явления
- выразительные качества голоса
Не вербальные средства общения
- Кинестика, мимика, жесты и пантомимика
- Такесика(кинестико-тактильный)
- проксимика(интимная зона, личная или персональная зона)
- социальное оформление внешности
- запахи