Общение: сущность, содержание, составляющие

Общение – это процесс реализации личностных смыслов человека в ситуациях контакта, осуществляемого им в знаковой форме с самим с собой, другим человеком, социальной группы или сообществом людей, либо с любыми предметами и объектами наделяемыми антропологическими характеристиками.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:

- восприятие, познание и понимание партнера по общению(перцептивная сторона)

- обмен информацией(коммуникативная сторона)

- выработку единой стратегии взаимодействия(интерактивная сторона)

В общении выделяются:

- содержание(по поводу чего)

- цель

- средства

- функции

- формы

- стороны

- виды

- барьеры

Функции и содержание общения.

По содержанию общение может быть:

- Материальное(обмен чем-то)

- Когнитивное(обмен информацией, знаниями)

- Кондиционное(обмен психическими, физиологическими состояниями)

- Мотивационное(обмен побуждениями)

- Деятельное(обмен действиями, операциями, навыками)

По целям общение делится:

- биологическое

- социальное

В социальном общении выделяют:

- Деловое общение

- Личностное

- Инструментальное

- Целевое

Функции общения:

- Информационно-коммуникативная

- Аффективно-коммуникативная

- Регуляционно-коммуникативная

 

Каналы и виды общения.

Каналы общения

- аудио-вербальный

- зрительный

- кинестико-тактильный

Виды общения

- Контакт масок

- Примитивное общение

- формально-ролевое

- деловое

- межличностное

- манипулятивное

- светское

 

Взаимопонимание в общении.

Общение не может быть без взаимопонимания. Надо понимать мотивы и потребности от общения другого человека

Механизмы взаимопонимания:

Идентификация – мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению

Эмпатия – мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять переживания и чувства другого человека

Рефлексия – осмысление человеком того как он воспринимается и понимается другим партнером по общению.

Стороны общения:

Внешнее(техническое, поведенческое) выражается в коммуникативных действиях и фиксируется показателями коммуникационного взаимодействия

- коммуникационная активность в группе общения

- интенсивность действий в общении

- инициативность в общении

- технико-коммуникационное мастерство в общении

Внутренняя – отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели с которыми человек вступает в общение

Внутренняя и внешняя стороны общения формируют стиль общения индивида определяемые как индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

- особенности коммуникативных возможностей человека

- сложившийся характер отношений с конкретными людьми и группами

- психологическая и социальная индивидуальность человека

- особенности партнера по общению.

 

Средства общения.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в процессе общения

- вербальные

- невербальные

Структура речевого общения:

- значение и смысл слов и фраз

- речевые звуковые явления

- выразительные качества голоса

Не вербальные средства общения

- Кинестика, мимика, жесты и пантомимика

- Такесика(кинестико-тактильный)

- проксимика(интимная зона, личная или персональная зона)

- социальное оформление внешности

- запахи

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: