Социальная информация: виды, свойства, тенденции развития

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

· в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше";

· в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;

· в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Понятие «информация» рассматривали Клод Шеннон, Норберт Винер, Аркадий Соколов.

Аркадий Соколов в «Введение в теорию соц.комм.» высказал необходимость ни единого опред-я информ-ии, а выработке информ.подхода к тому или иному явлению.

Информация общенаучное понятие. Включает:

b) Обмен сведениями между людьми

c) Между человеком и машиной

d) Между машиной и машиной

e) Обмен сигналами в животном и растительном мире

f) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

В соответствии с этим, сегодня выделяют 3 типа информации:

® Кибернетическую (машинную, механическая)

® Биологическую или генетическую

® Социальную информацию

Социальная информация – инфо, кот-я создается и передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые (управленческие воздействия).

ВИДЫ СОЦ. ИНФО.: Определение видов осущ-ся на основе определения ключевых признаков.

1. В зависимости от способа передачи: = вербальная (устная) ч/з слово; = визуальная – сам. сильн. канал передачи (87% информации человек принимает именно визуально); = осязательная и обонятельная инфо.

2. В зависимости от содержания: = политическая, = экономическая, = историческая, = экологическая, = культурологическая, = эстетическая, = психологическая, = юридическая, = педагогическая и т.п. инфо.

3. В завис-ти от хар-ра отображаемых сведений: = фактографическая (эмпирическая) инфо – определ-т сведения (факты) без комментариев (справоч-к «Желт. стр.»); = концептуальная (базисная) инфо – научная, аналитическая инфо (б. высокая инфо, для СКД – культурология, психология); = производственно-практическая инфо (учебная, методическая, рекомендательная инфо; Как делать?).

4. В зависимости от востребованности или информационных потребностей: = личная (передается по неформальным каналам и касается определ-го узкого круга лиц); = специальная или профессиональная (адресованная целевой аудитории, кот-я вырабат-т свою знаковую систему; например: ноты в музыке, символы в математике); = массовая информация – это та информация, которая рождается в массовой аудитории, передается через массовые каналы и передается массовой аудитории (Фирсов).

Выделяют следующие подвиды массовой информации:

· Бытовая (обыденная) – (нормы, традиции, субкультуры) – отражает общественное мнение, соц-о-псхол-е чувства, регламентир-т поведение членов общ-ва, на нее направлены PR технологии.

· Публицистическая – возникает и передается благодаря СМИ

· Художественно-эстетическая – это специфический вид массовой информации, которая воздейст-т на эмоц-ю сферу ч-ка при помощи худ. образов, исполняет особую знаковую систему. Основным каналом передачи явл-ся иск-во.

Свойства социальной информации (СИ):

1. Семантический (смысловой, значение) хар-р СИ – люб. сообщ-е (устн. выступл-е, клубное меропр-е, спектакль, акция, праздник имеет св. значение, смысл. Насколько мне это нужно? О чем сообщение?

2. Аксиологический (ценностный) хар-р СИ - люб. сообщ-е имеет определ-ю ценность д/ч-ка, кот-й восприним-т инфо (у ч-ка должны формироваться культур-е потреб-ти, чтобы инфо была д/него ценностной).

3. Кумулятивный хар-р СИ (способ-ть инфо к уплотнению) – худ.-эстет-я инфо этому не подлежит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: