Классификация метод психодиагностики по Ананьеву:
- Организационные
· Сравнительный
· Лонгитюдный
· Комплексный
- Эмпирические
· наблюдение
· эксперимент
· анализ продуктов и процессов
· моделирование
· биографический метод
· опросники, тесты
- Методы обработки данных
· Количественная обработка
· Качественная обработка
- Интерпретационные
· Генетические (фило- и онто-)
· Структурные (классификация, типологизация)
по степени формализации | с учетом диагностического подхода |
1. методы высокого уровня формализации · тесты · опросники · проективные методики · психофизиологические методики 2. малоформализованные методы · наблюдение · беседа · контент-анализ | 1. объективный метод · тесты 2. субъективный метод · опросники 3. проективный метод · проективные методики |
Наблюдение
Отличительные особенности:непосредственность восприятия при изучении. | |
Предмет наблюдения:различные особенности вербального и невербального поведения, деятельности, вегетативных реакций. | |
Формы регистрации данных наблюдения: · протокол (сплошной, структурированный). · дневник, «карточки развития». · кино-, фото-, аудио-, видеорегистрация. | |
Виды описаний при наблюдении:качественное и количественное (шкалирование). | |
Систематизация: | |
Основание для систематизации | Вид наблюдения |
по продолжительности | · лонгитюдное · периодическое · единичное (однократное) |
по цели | · выборочное · сплошное |
по степени стандартизации | · структурированное · свободное |
в зависимости от ситуации наблюдения | · естественное (полевое) · лабораторное |
в зависимости от позиции наблюдателя | · открытое – скрытое · пассивное (внешнее) – активное (включенное) |
|
|
Содержание наблюдения при изучении детей:
1. Наблюдение при знакомстве с ребенком (первичное восприятие).
2. Наблюдение за процессом решения ребенком учебных и других задач.
3. Наблюдение за игрой.