Цель: Тест является проективной методикой исследования личности.
Материал: В качестве стимульного материала используется 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.
Ход: Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация – собственная или другого индивида (они написаны рядом с персонажем). Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Ситуации, изображенные на рисунках, могут быть разделены на две группы:
- ситуации препятствия;
- ситуации общения.
Оценка полученныйх ответов осущ-ся главным образом по направлению р-ций:
- эксплуативные – направлены на окружение; осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;
- интропунитивные - направлены на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;
|
|
- импунитивные – обвинения отсутствуют.
По определенной программе выделяются скрытые мотивы поведения.
Существует детский вариант этого теста – тест детской апперцепции, в котором персонажами являются дети или дети во взаимодействии со взрослыми, в некоторых модификациях – животные. В этом случае ответы могут даваться устно.
Вопрос 43 Психодиагностика индивидуального сознания и самосознания.
Индивидуальное сознание — это высшая форма отражения действительности отдельным человеком, членом общества.
Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.
1.стандартизированные самоотчеты («Шкала детской Я-концепции» Пирса – Харриса.)
2.нестандартизированные самоотчеты («Тест 20 утверждений на самоотношение»)
3.методы измерения локуса контроля («Шкала локуса контроля» Дж.Роттера, «Опросник субъективного контроля»)
5.методики изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, де-Греефе)
6.методики изучения уровня притязаний (Хоппе)
Проба Де Греефе
Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.
Материал: лист бумаги, ручка или карандаш.
Ход: В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй - тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.