double arrow

Российская Федерация – демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

В основах конституционного строя Российской Федерации закреплены характеристики важнейших параметров государства: формы правления, формы государственного устройства, политического режима, отношения государства к праву, задачам развития общества, гражданским институтам.

Конституционными характеристиками Российского государства согласно ст.1 Конституции РФ, являются: демократическое государство; федеративное государство; правовое государство; государство с республиканской формой правления.

Конституционные характеристики Российского государства также как и принципы конституционного строя развиваются в многочисленном законодательстве. Конституционные характеристики являются своего рода стандартами, нормативам, ориентирами, к которым общество и государство должны стремиться в их развитии.

Россия как демократическое государство характеризуется на основе статей 1, 3, 31-33 Конституции Российской Федерации. Под демократическим государством понимается организация публичной власти, при которой созданы эффективные механизмы участия населения в управлении делами государства, включая осуществление гражданского контроля над деятельностью органов публичной власти. Характеризуя РФ как демократическое государство, необходимо рассмотреть следующие элементы: народовластие, принцип разделения властей, политическое многообразие, наличие местного самоуправления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная форма народовластия).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Прямое волеизъявление граждан (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ) возможно и в других формах, хотя они в Конституции РФ и не раскрываются (например, собрания граждан муниципального образования, петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местно самоуправления и др.).

Принцип разделения властей означает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Данный принцип направлен на недопущение концентрации и последующей узурпации власти одним органом или институтом власти, например, высшим должностным лицом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ) государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13-14 Конституции РФ, ФЗ «Об общественных объединениях»). Каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, посредством которого решаются вопросы местного значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Россия как федеративное государство характеризуется на основе статей 1, 5, 65-78 Конституции Российской Федерации. Под федеративным государством понимается сложное государство, состоящее из политико-территориальных единиц, органы которых обладают определенной самостоятельностью и независимостью от центральных (общефедеральных) публичных учреждений. Основными признаками федеративного государства являются: 1) конституционно-правовой статус федеративного государства и его политико-территориальных единиц; 2) разграничение предметов ведения между федерацией и ее политико-территориальными единицами, а также разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти; 3) система правовых механизмов взаимоотношений центральных органов и органов политико-территориальных единиц, входящих в состав федерации, в том числе в сфере преодоления и разрешения споров.

В мире насчитывается около двухсот государств. Из них всего лишь 26 являются федеративными – Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Индия, Малазия, ОАЭ, Пакистан, Бразилия, Канада, Мексика США, Нигерия, Танзания, Эфиопия и др.

Одним из важных признаков федеративного государства является установление качественных правовых форм реализации принципа равноправия и самоопределения народов в рамках федерации, проживающих на ее территории. Особенно это актуально для федераций, в государственно-территориальном устройстве которых в той или иной мере учитываются национальные, этнические, языковые, религиозные особенности различных групп населения.

Россия как государство с республиканской формой правления характеризуется на основе статей 1, 32, 81, части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации. Под государством с республиканской формой правления понимается государство, в котором система формирования органов, прежде всего высших, базируется на обязательном и периодическом проведении демократических выборов, цивилизованных правовых механизмах взаимодействия государственных органов, например, сбалансированной системы «сдержек и противовесов». Основными признаками государства с республиканской формой правления являются: 1) периодические выборы высших государственных органов и органов местного самоуправления, а также механизмы сменяемости персонального состава органов в ином порядке, например, ротации; 2) реализация принципа разделения властей на основе демократических законодательства и практики.

Россия как правовое государство характеризуется на основе статьи 1, части 2 статьи 4, статьи 15 Конституции Российской Федерации. Под правовым государством понимается государство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции, организованный в нем правопорядок пронизывает все сферы взаимодействия личности, общества и публично-властных институтов, в котором уважается естественное право как система надпозитивных норм, ориентированных на признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Основными признаками правового государства являются: 1) верховенство конституции в системе национального права, соответствие ей решений и действий (бездействия) всех органов публично власти и должностных лиц; 2) подчинение конституции и законов естественному праву как объективно существующим нормам, основываным на общепризнанных идеях разумности, добропорядочности, справедливости и равенства; 3) эффективное правовое обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; 4) судебная система, функционирующая на независимости, беспристрастности, состязательности и иных демократических началах правосудия; 5) реализация принципа приоритета норм международного права.

Принцип правового государства означает не только разделение властей, верховенство закона, но и признание того, что права и свободы человека, имеющие надпозитивный характер, и в том числе достоинство человека, являются высшей ценностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: