Предвыборная агитация: виды и порядок проведения

Предвыборная агитация заключается восуществлении воздействия на избирателей с целью побудить их голосовать «за» или «против» тех или иных кандидатов либо «против всех» кандидатов. В России агитационный период начинается со дня выдвижения кандидатов, списков кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещено.

Предвыборная агитация может проводиться на телевидении и радио, в периодических печатных изданиях, посредством проведения массовых мероприятий (например, встреч с избирателями, митингов, демонстраций, шествий, публичных дискуссий), путем распространения агитационных материалов и иных не запрещенных законом методов. Современные средства массовой информации имеют огромную силу воздействия на население. Общественные отношения, возникающие в ходе предвыборной агитации, часто не поддаются детальному правовому регулированию. Используя силу давления средств массовой информации на сознание избирателей, недобросовестные кандидаты и их сторонники могут злоупотреблять правом на проведение предвыборной агитации, что неизбежно приводит к искажению воли граждан на выборах. Поэтому перед законодателем и правоприменителем стоят задачи: 1) создать качественную правовую базу ведения предвыборной агитации; 2) обеспечить применение актов в соответствии с назначением выборов в демократическом государстве и ответственности за их нарушение конкретных норм.

В Российской Федерации запрещается проводить предвыборную агитацию органам государственной власти и местного самоуправления; лицам, замещающим выборные должности, государственным гражданским и муниципальным служащим; лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения; военнослужащим, воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным и религиозным организациям; избирательным комиссиям, их членам с правом решающего голоса; иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам; представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при выполнении ими профессиональной деятельности. Кандидатам и их сторонникам запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы. Недопустимыми для кандидатов и их сторонников в период предвыборной агитации являются: проведение льготной распродажи или бесплатное распространение товаров среди избирателей, предоставление им услуг безвозмездно или на льготных условиях, благотворительная деятельность.

Представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности не запрещается высказывать собственное мнение, давать комментарии за пределами отдельного информационного блока. Однако в таком информационном блоке не должно содержаться комментариев и не должно отдаваться предпочтение кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку по времени освещения предвыборной деятельности, объему печатной площади и соотношению ее предоставления бесплатно и за плату (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан).

Мероприятия по проведению предвыборной агитации должны финансироваться за счет средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных объединений. Избирательные фонды создаются до регистрации кандидатов, списков кандидатов, с момента сообщения соответствующей избирательной комиссии о желании баллотироваться. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение, то есть могут использоваться только на нужды избирательной кампании. Избирательные фонды могут создаваться за счет собственных средств кандидата, политической партии, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, средств, выделенных кандидату политической партией, избирательным объединением. В законодательстве устанавливается перечень субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. К ним относятся иностранные государства и международные организации, иностранные граждане и юридические лица, российские юридические лица с иностранным участием, а также имеющие государственную и (или) муниципальную долю в уставном капитале более 30 %, органы государственной власти и местного самоуправления, анонимные жертвователи и другие.

Государство несет существенные расходы в период организации и проведения выборов. За счет средств государственного или муниципального бюджетов, например, оплачивается работа избирательных комиссий, печатаются бюллетени для голосования, эксплуатируются средства автоматизации подсчета голосов и определения результатов выборов. Органы публичной власти обеспечивают кандидатам равные стартовые условия их избирательных кампаний: предоставление бесплатных эфирного времени на государственных и муниципальных телевидении и радио, а также печатной площади, направление денежных средств в избирательные фонды кандидатов, если это предусмотрено законом. Отчетность о ходе финансирования выборов должна быть достоянием гласности. В средствах массовой информации публикуются отчеты кандидатов о поступлении и расходовании средств избирательных фондов и отчеты о расходовании бюджетных средств.

Денежные средства за бесплатное эфирное время и бесплатные печатные площади должны быть возмещены соответствующим организациям кандидатами, политическими партиями, избирательными объединениями, зарегистрированными, но не принявшими участия в голосовании, не получившими выборных мандатов и не преодолевшими установленный конкретным законом процентный порог голосов избирателей, который в любом случае не может быть более 3. Избирательные комиссии могут взыскать с кандидатов и иные расходы, понесенные государством в связи с организацией и проведением выборов в случае, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств сходит с предвыборной дистанции и срывает таким образом выборы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: