Федеральное Собрание РФ: структура, принципы взаимоотношения палат Федерального Собрания РФ

По структуре Федеральное Собрание является двухпалатным органом и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура парламента имеет следующие основные преимущества. Во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, наличие второй палаты позволяет делать законодательный процесс более качественным, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двух палат. Среди основных недостатков двухпалатной структуры парламента называют, напротив, торможение законодательного процесса второй палатой, которая часто отличается сдержанностью и консерватизмом. В качестве недостатка можно говорить и о разобщенности, несогласованности действий парламента, в случае если палаты противоборствуют и конфликтуют. Отсутствие взаимодействия палат может негативно сказываться на качестве работы парламента и вести к ослаблению его места в системе государственной власти. Вместе с тем оценивать двухпалатную структуру российского парламента следует с точки зрения ее достоинств. Отражение интересов субъектов РФ и своего рода «фильтрация» в законодательном процессе осуществляются Советом Федерации.

Палаты Федерального Собрания работают самостоятельно. Они заседают раздельно, имеют неодинаковое внутреннее устройство, например, образуемые ими комитеты и комиссии отличаются по количеству и названиям. Срок полномочий Государственной Думы составляет 4 года (для следующего созыва Государственной Думы в соответствии с законом о поправке к Конституции РФ срок полномочий составит 5 лет). Совет Федерации не имеет фиксированного срок полномочий, его состав обновляется в порядке ротации (обновления), т.е. периодически происходит замена того или иного члена палаты другим кандидатом. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разный порядок образования. Государственная Дума избирается путем демократических выборов. Члены Совета Федерации избираются (назначаются) в парламент органами государственной власти субъектов РФ (по 2 от каждого субъекта: от законодательного и исполнительного органа соответственно). Численный состав палат неодинаков. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В состав Совета Федерации входит 166 членов. Число членов Совета Федерации может меняться в зависимости от изменения числа субъектов РФ. Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции парламента едины для обеих палат.

Нельзя говорить о перевесе полномочий одной палаты в пользу другой или о соподчиненности палат. Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты РФ, является парламент в целом, т.е. Совет Федерации и Государственная Дума, полномочия которых соответствующим образом сбалансированы. Специализация в организации и деятельности палат направлена на их конструктивные споры и сотрудничество на благо прежде всего качественного законотворчества. В системе разделения властей парламент рассматривается как единое целое. Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют в законодательном процессе, например, они образуют согласительные комиссий. Палаты совместно могут отстаивать свои позиции в спорах о компетенции, например, обращаются в Конституционный Суд РФ с просьбой обязать Президента РФ подписать конкретный федеральный закон. Сотрудничество палат проявляется в совместном образовании целого ряда органов, например, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Совместное участие обеих палат необходимо для принятия решения об отрешении Президента РФ от должности. Государственная Дума выдвигает обвинение Президента РФ, а Совет Федерации отрешает его от должности двумя третями голосов от общего числа парламентариев каждой из палат.

Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют на основе принципа верхней и нижней палаты. Этот принцип прямо не описывается в законодательства. Суть его заключается, во-первых, в том, что каждая палата работает самостоятельно и имеет ряд исключительных полномочий. Во-вторых, законодательный процесс всегда начинается в одной палате, и после того, как она примет закон он направляется для одобрения в другую палату. В России законопроекты поступают в Государственную Думу, и законодательный процесс продолжается в Совете Федерации. Получается, что законопроект движется как бы «снизу-вверх», поэтому Государственная Дума считается нижней палатой, а Совет Федерации – верхней. В-третьих, одна из палат, как правило, является прямым представительством народа, формируется путем демократических выборов. В России – это Государственная Дума. Непосредственная близость к избирателям предопределяет такую характеристику Государственной Думы как нижняя палата. В отличие от членов Совета Федерации, направляемых соответствующими государственными органами, депутаты Государственной Думы, избранные напрямую, выражают другой уровень интересов – интересы российских избирателей. Именно палата, основанная на непосредственном народном представительстве, имеет существенные полномочия по осуществлению контроля над органами исполнительной власти и может быть распущена главой государства в случае возникновения конфликта между органами исполнительной и законодательной власти.

Порядок организации и деятельности палат Федерального Собрания, механизмы их взаимоотношений с другими органами публичной власти, формы влияния граждан и их объединений на парламентариев регулируются целым рядом нормативных правовых актов: федеральные законы о выборах, о порядке формирования Совета Федерации, о статусе парламентариев, о Счетной палате РФ и др. Полномочия палат Федерального Собрания и порядок его взаимоотношениях с другими государственными органами определяются в законах, предмет регулирования которых посвящен вопросам организации и деятельности Правительства РФ, введения и обеспечения режимов военного и чрезвычайного положений, функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ. Многие статусные характеристики Федерального Собрания развиваются в целом ряде Постановлений Конституционного Суда РФ.

Каждая палата Федерального Собрания принимает регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В Регламенте Государственной Думы и Регламенте Совета Федерации определяются внутреннее устройство палат, порядок проведения заседаний, парламентских слушаний, работы парламентариев с избирателями, законодательная процедура в соответствии с конкретными этапами рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании, решаются другие вопросы деятельности. Работу Государственной Думы и Совета Федерации обеспечивают аппараты палат, состоящие из государственных гражданских служащих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: