Ответственность Президента РФ

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае:

- его отставки,

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия,

- смерти или

- отрешения от должности.

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий проводятся выборы нового Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Что касается процедуры отрешения Президента РФ, то она состоит из двух основных этапов. Первый – это выдвижение обвинения против главы государства. Решение о выдвижении обвинения принимается Государственной Думой двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Основанием для отрешения Президента от должности и, соответственно, для выдвижения обвинения является государственная измена или совершение Президентом иного тяжкого преступления.

В этом этапе предусматривается участие Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения.

Второй этап – это собственно рассмотрение Советом Федерации вопроса об отрешении Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В России была предпринята попытка проведения процедуры отрешения от должности Президента в соответствии с Конституцией России 1993 года. 13 – 15 мая 1999 года Государственная Дума рассматривала материалы Специальной комиссии этой палаты по отрешению Президента Б.Н.Ельцина от должности и голосовала по выдвижению обвинения по пяти пунктам, ни один из которых не набрал необходимых для этого двух третей голосов депутатов. Так, 17 голосов не хватило для выдвижения обвинения по пункту, набравшему наибольшее число голосов депутатов, – в связи с «развязыванием и проведением военных действий на территории Чеченской Республики в 1994 – 1996 годах».

В отношении процедуры прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровью Конституция и федеральное законодательство ничего не предусматривают. Это пробел восполнил Конституционный Суд РФ своим постановлением по делу о толковании статьей 91 и 92 (часть 2) Конституции. Суд решил, что досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае – в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания – волеизъявление Президента может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу Конституции РФ приведение в действие такой процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. При этом порядок досрочного прекращения полномочий по этому основанию не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом полномочий главы государства.

Таким образом, содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции РФ, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции РФ положения о неприкосновенности Президента.

В случае досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий, а также во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ (часть 3 статьи 92 Конституции РФ).

Предусмотренное Конституцией РФ положение о временном исполнении Председателем Правительства РФ обязанностей Президента распространяется и на иные исключительные случаи, когда Президент своим решением возлагает на Председателя Правительства выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента на Председателя Правительства.

Председатель Правительства исполняет обязанности Президента соответственно до момента возвращения действующего Президента к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Правовой статус бывшего Президента РФ определяется Федеральным законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Согласно этому Федеральному закону Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий (кроме случая отрешения от должности), предоставляются следующие гарантии:

1) пожизненная государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания;

2) медицинское обслуживание, которое предоставлялось на день прекращения исполнения полномочий;

3) обязательное государственное страхование его жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента РФ;

4) неприкосновенность – он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ (неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку); он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации при согласии Государственной Думы и Совета Федерации;

5) ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента РФ независимо от возраста;

6) пожизненное пользование одной из государственных дач;

7) бесплатное пользование залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов;

8) бесплатное пользование на территории Российской Федерации правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи (все виды почтовых и телеграфных отправлений пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных);

9) право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников, которые несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, правовые, социальные и иные гарантии сохраняются пожизненно и практически в полном объеме по сравнению с периодом, когда он занимал должность главы государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: