Круг объектов также весьма обширен

Классификация профессора Костюкова из Омска. Он предлагает разделить все объекты муниципально-правовых отношений разделить на 3 группы исходя из их содержания:

1) Объекты, складывающие в административно-политической сфере. Прежде всего, это отношения, вытекающие из самой власти; это вопросы, связанные с муниципальным правотворчеством; это вопросы, связанные с определением статуса депутатов, служащих, должностных лиц; это отношения, которые возникают по поводу территориальных границ, по поводу территории муниципального образования…

2) Объекты, складывающиеся в имущественной сфере (сфере имущественного характера). Отношения, возникающие по поводу муниципальной собственности. Самые разные отношения, связанные с её приватизацией, арендой… Сюда же входят отношения, связанные с предоставлением муниципальных услуг населению.

3) Это объекты, складывающиеся в финансовой сфере, в сфере финансовых отношений. Это такие объекты, как местный бюджет, налогообложение, местные налоги, осуществление муниципального финансового контроля.

 

Содержание – это субъективные права и обязанности участников.

Особенности: права и обязанности публичных правовых участников обычно называются таким термином, как «полномочия». То есть полномочие – это совокупность прав и обязанностей публичных правовых участников. Зачастую права являются и одновременно обязанностью, то есть право и обязанность принимать бюджет, «правообязанность».

 

Вопрос 3. Муниципально-правовые нормы и институты: понятие и виды. Система Муниципального права.

Муниципально-правовые нормы – это нормы права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, т.е. в процессе организации и функционирования МСУ.

Виды муниципально-правовых норм:

По объекту правого регулирования

  • нормы, закрепляющие МСУ как важнейшую форму народовластия
  • основы МСУ
  • формы его организации и осуществления
  • предметы ведения и полномочия МСУ
  • гарантии МСУ
  • ответственность органов и должностных лиц МСУ

По характеру содержащихся в них предписаний

  • управомочивающие
  • обязывающие
  • запрещающие
  • отсылочные

По степени определенности содержащихся в них предписаний

  • императивные
  • диспозитивные

По действию во времени и пространстве

  • постоянные
  • на определенное время
  • на всей территории РФ
  • на территории субъектов РФ
  • на территории МО

По юридической силе

  • нормы, содержащиеся в Конституции РФ
  • ФКЗ
  • ФЗ
  • Конституции, уставах, законов субъектов РФ

 

Муниципально-правовые институты – это совокупность близких по объекту и характеру правового регулирования нормы.

Виды Муниципально-правовые институтов:

  1. общие нормы, нормы принципы, нормы дефиниции
  2. территориальная организация МСУ
  3. формы осуществления МСУ населением
  4. органы МСУ
  5. муниципальное правотворчество
  6. муниципальная служба (муниципальные служащие)
  7. компетенция МСУ
  8. экономическая основа МСУ (нормы, связанные с муниципальными финансами)
  9. гарантии МСУ
  10. ответственность МСУ

 

Система институтов Муниципального права:

1. общая часть

2. особенная часть – все нормы о компетенции МСУ

3. специальная часть – особенность организации МСУ на отдельных территориях.

 

Вопрос 4. Источники муниципального права как отрасли права РФ.

Источники Муниципального права – нормативные акты, содержащие нормы муниципального права – ст. 72 п. «н» МСУ на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Муниципальные акты, международно-правовые источники – источники муниципального права.

Виды источников муниципального права:

1. Международно-правовые акты:

  • Европейская хартия местного самоуправления, принятая в 15 октября 1985 году Советом Европы. Документ небольшой по объёму: преамбула и 3 части. В 1996 году вступили в Совет Европы, а 1 сентября 1998 году мы ратифицировали эту хартию.
  • Акт «О принципах МСУ в государствах-участниках содружества» от 29 октября 1994 года.
  • Конвенция совета Европы «Об участии иностранцев в общественной жизни при решении вопросов местного значения» от 5 февраля 1994 года.

2. Федеральные источники:

а) Конституция РФ – главный источник. Конституция закрепляет основополагающие принципы (ст. 3, вся власть принадлежит народу, ст. 8 о муниципальной собственности, ст. 9 единое экономическое пространство, ст. 12, глава 8). Федеральные законы. Самый важный – 131-ФЗ «Об основополагающих принципах…». Есть ещё Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 года. Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 года. Нормы муниципального права содержат в большом количестве и в других федеральных законах или кодексах РФ, например, бюджетный кодекс содержит нормы о местных бюджета, налоговый кодекс – о местных налогов, земельный кодекс, федеральный закон об образовании… Учёные насчитали более 70 федеральных законов, содержащих нормы муниципального права.

б) Подзаконные акты:

  • Указы президента РФ, в них тоже встречаются нормы муниципального права. К примеру, указ «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления» от 15 октября 1999 года.
  • Постановление Правительства РФ «О правилах ведения государственного реестра МО» от 1 июня 2005 года.

3. Акты субъектов РФ:

  • Субъекты РФ издают нормативные акты, содержащие нормы муниципального права. На первом месте – конституции республик и уставы областей. Законы субъектов принимаются по местному самоуправлении. Закон Воронежской области «О наименовании органов и должностных лиц местного самоуправления в Воронежской области» от 12 ноября 2004 года. Закон воронежской области «О межбюджетных отношениях государственной власти и органов МСУ на территории Воронежской области» от 17 ноября 2005 года.

4, Муниципальные правовые акты:

  • Среди них на первом месте устав муниципального образования. Устав города Воронежа от 27 октября 2004 года.
  • Иногда постановления местных администраций.
  • Акты Конституционного Суда РФ

 

Источникам муниципального права присуще такая проблема, как несистематизированность и некодифицированность.

Ещё одна проблема: в реалии современной ситуации они несколько отошли от принципов 72 статьи Конституции о совместном ведении. В последствии права субъектов были сильно ограничены. Федерация практически все вопросы регулирует сама: законы об общих принципах слишком детально регламентируют всё. Круг вопросов сильно сужен, теперь субъекты меньше могут принимать акты.

Вопрос 5. Наука муниципального права: понятие, источники. Место науки муниципального права в системе юридических наук.

Наука муниципального права – это совокупность научных знаний, теорий, концепций о местном самоуправлении и о правовой основе его деятельности.

Муниципальная наука и наука муниципального права: соотношение этих терминов.

Муниципальная наука – это комплекс знаний о всех аспектах деятельности местного самоуправления.

Наука муниципального права в основном касается правовых аспектов. Поэтому муниципальная наука – более широкое понятие, оно включается в себя и экономическую теорию, и финансовую теорию, основы науки социологии, положения демографической науки и в том числе право, особенности правового воздействия.

Профессор Велихов Лев Александрович (жил ещё в XIX веке, пережил революцию) «Основы городского хозяйства» – его основной труд. Вышла книга в 1928 году.

Наука муниципального права. Источники развития науки:

1. Труды учёных, занимающихся муниципальным правом: монографии, диссертации, статьи и т.д. Журнал «Муниципальное право», журналы «Конституционное и муниципальное право» и «Государственная власть и местное самоуправление», есть ещё журнал «Муниципальная власть».

2. Система законодательства о местном самоуправлении. Представители науки изучают законы, они изучают их содержание, анализируют качество, насколько они соответствуют задачи. Законы могут либо помогать развитию, либо тормозить.

3. «Любая наука без практики никуда», поэтому – практика деятельности органов местного самоуправления. У нас это печатает газета «Воронежский курьер». Ещё содержит «Российская газета».

4. Зарубежный опыт, учёные смотрят, какие можно произвести заимствования. Опыт зарубежных стран достаточно разноречив, разные модели организации местной власти, поэтому всегда надо с осторожностью переносить на нашу почву эти идеи.

5. Исторический опыт российского самоуправления. До революции в России существовало самоуправление, существовали различные и весьма интересные наработки…

Если современное законодательство появилось сравнительно недавно – в девяностые годы, то наука значительно раньше, это конец (вторая половина) девятнадцатого века. Но самого термина «муниципальная наука» не было, входило в курс «государственное право России». Наука в тот период зародилась и развивалась до 1917-1918 годов, до революции. (1-й этап)

2-й этап: В результате революции земские и городские органы были ликвидированы, на их месте появились Советы (Советы были органами государственной власти)и начинается новый этап развития науки, который получил название «советское строительство». В конце восьмидесятых годов начались поиски новых способов организации местной власти.

3-й этап – это с девяностых годов по настоящее время. В этот период было 3 основополагающих закона (1992, 1995 и 2003). Костюков, Кутафин, Васильев…

 

Актуальные проблемы:

1. Определение самого места муниципального права, разработка особенностей предмета и метода, разграничение его от других отраслей.

2. Соотношение государственной и местной властей.

3. Вопросы территориальной организации местной власти.

4. Вопросы ответственности за качество решения, за качество управленческой деятельности, за эффективность управления.

5. И ещё множество других проблем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: