Схема 16. Методика определения производного и производящего

Тема 7. Деривация в узком смысле

1. Понятие о деривации и производном слове в узком смысле.Словообразовательная пара.

2. Словообразовательная модель.

3. Словообразовательное значение. Словообразовательный тип.Внутренняя форма слова.

4. Способы деривации.

5. Типы мотивации.

6. Типология производности

Схема 14. Понятие о деривации и производном слове

Словообразовательная пара – два однокоренных слова, связанных отношениями непосредственной мотивации.

Между компонентами словообразовательной пары устанавливаются следующие типы мотивационных отношений:мутационные лексические: свечаподсвечник; мутационные синтаксические: страдатьстрадалец; модификационные: вкуспривкус; транспозиционные: желатьжелание.

Словообразовательная цепочка – ряд последовательно связанных между собой словообразовательных пар: учить – учитель – учительствовать

Словообразовательный шаг – процесс непосредственного образования одного слова от другого в пределах словообразовательной цепочки: учить – учитель (шаг 1); учитель – учительствовать (шаг 2).

Схема 15. Производное слово (дериват)

Схема 16. Методика определения производного и производящего

Словообразовательный перифраз (Критерий Г.О. Винокура) -формула словообразовательного толкования, включающая указание на значение форманта (видовая часть) и на производящее слово (родовая часть).

Если медный трактуется (словообразовательный перифраз) как «тот (значение форманта – видовая часть), который изготовлен из меди (значение основы – родовая часть)», то слово медный должно быть определено, как производное от меди (мотивированное словом медь).

Формально производное обычно отличается от производящего только одним деривационным аффиксом: безграмотный может быть связано с грамота и грамотный, но производящим может быть только грамотный, поскольку именно оно отличается от производного только одним аффиксом. Словообразовательный перифраз в этом случае не «тот, кто не знает грамоты», а «тот, кто не является грамотным».

Отличие в несколько аффиксов возможно только в случаях конфиксного словообразования: стакан – подстаканник (в этом случае невозможно обнаружение производящего, отличающегося от производного одним аффиксом).

Таблица 2. Типология отношений между компонентами словообразовательной пары

Тип производности Структура производного слова Пример
1. Ядерная Производное слово формально и семантически сложнее производящего муч-ить (реляционный аффикс) > мучи-тель (формант, «тот, кто мучит»)
2. Промежуточная Производное слово формально эквивалентно, но семантически сложнее производящего фаш-изм (реляционный аффикс) > фаш-ист (формант, «тот, кто проповедует фашизм»)
3. Периферийная Производное слово формально и семантически эквивалентно производящему об-уть (деривационный аффикс) > раз-уть (формант)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: