Тема 7. Деривация в узком смысле
1. Понятие о деривации и производном слове в узком смысле.Словообразовательная пара.
2. Словообразовательная модель.
3. Словообразовательное значение. Словообразовательный тип.Внутренняя форма слова.
4. Способы деривации.
5. Типы мотивации.
6. Типология производности
Схема 14. Понятие о деривации и производном слове
Словообразовательная пара – два однокоренных слова, связанных отношениями непосредственной мотивации.
Между компонентами словообразовательной пары устанавливаются следующие типы мотивационных отношений:мутационные лексические: свеча – подсвечник; мутационные синтаксические: страдать – страдалец; модификационные: вкус – привкус; транспозиционные: желать – желание.
Словообразовательная цепочка – ряд последовательно связанных между собой словообразовательных пар: учить – учитель – учительствовать
Словообразовательный шаг – процесс непосредственного образования одного слова от другого в пределах словообразовательной цепочки: учить – учитель (шаг 1); учитель – учительствовать (шаг 2).
|
|
Схема 15. Производное слово (дериват)
Схема 16. Методика определения производного и производящего
Словообразовательный перифраз (Критерий Г.О. Винокура) -формула словообразовательного толкования, включающая указание на значение форманта (видовая часть) и на производящее слово (родовая часть).
Если медный трактуется (словообразовательный перифраз) как «тот (значение форманта – видовая часть), который изготовлен из меди (значение основы – родовая часть)», то слово медный должно быть определено, как производное от меди (мотивированное словом медь).
Формально производное обычно отличается от производящего только одним деривационным аффиксом: безграмотный может быть связано с грамота и грамотный, но производящим может быть только грамотный, поскольку именно оно отличается от производного только одним аффиксом. Словообразовательный перифраз в этом случае не «тот, кто не знает грамоты», а «тот, кто не является грамотным».
Отличие в несколько аффиксов возможно только в случаях конфиксного словообразования: стакан – подстаканник (в этом случае невозможно обнаружение производящего, отличающегося от производного одним аффиксом).
Таблица 2. Типология отношений между компонентами словообразовательной пары
№ | Тип производности | Структура производного слова | Пример |
1. | Ядерная | Производное слово формально и семантически сложнее производящего | муч-ить (реляционный аффикс) > мучи-тель (формант, «тот, кто мучит») |
2. | Промежуточная | Производное слово формально эквивалентно, но семантически сложнее производящего | фаш-изм (реляционный аффикс) > фаш-ист (формант, «тот, кто проповедует фашизм») |
3. | Периферийная | Производное слово формально и семантически эквивалентно производящему | об-уть (деривационный аффикс) > раз-уть (формант) |
|
|