Интеллектуальный потенциал США

В последние десятилетия руководство США хорошо понимало, что в современном мире интеллектуальный потенциал становится стратегическим ресурсом.

США на сегодняшний день обладает одним из крупнейших в мире интеллектуальных потенциалов. Эти потенциалы включают в себя сеть университетов и специализированных средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских структур — кафедр, лабораторий, полигонов, научно-исследовательских институтов, академий и других, патентные библиотеки и патентная продуктивность, «открытые» и «закрытые» технологии и технологические процессы, общее количество продуктивных высококвалифицированных и хорошо оснащенных методическим и техническим инструментарием научных кадров — докторов наук, магистров, бакалавров, аспирантов и иных дипломированных специалистов, развитая сеть научных изданий, постоянно действующие национальные конгрессы, съезды, симпозиумы и другое, специализированные творческие общества, союзы, ассоциации и другие, наконец, количество Нобелевских лауреатов в различных областях человеческой деятельности, а также и другие составляющие. Очень важным компонентом интеллектуального потенциала являются так называемые «научные или творческий школы», которые формируются в благоприятной обстановке в течение достаточно длительного времени.[9]

В рамках созданного в мире нового порядка США начали размещать у себя наукоемкие предприятия, перемещая в другие страны экологически опасные и интеллектуально простые производства. В результате перетекание интеллекта в развитые страны ускорилось. Специалистам нужен не только достаток, но и профессиональный рост и профессиональная среда. Поэтому для многих из них встал вопрос - либо перемещение в развитые страны, либо деградация как профессионалов. Пропасть между развитыми странами, прежде всего США, и мировой периферией, непрерывно углубляясь, в перспективе должна стать непреодолимой. Такова общая стратегия глобализации в области интеллекта.

Однако, на сегодняшний день в конкуренции с другими странами США могут утратить позиции в экономике, основанной на знаниях.

Америка рискует потерять важные позиции в глобальной экономике, основанной на знаниях. Согласно недавнему отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля людей с высшим образованием в США сокращается по сравнению с конкурирующими экономическими державами.

По данным исследования, в настоящее время каждый четвертый из 255 миллионов человек в мире, имеющих высшее образование, проживает в США. Однако в ближайшие годы эта доля может уменьшиться. Причиной является политика охвата своих граждан высшим образованием, которую проводят страны с формирующейся экономикой, такие как Республика Корея и Китай. И эта тенденция будет только усиливаться по мере того, как новые поколения китайцев граждан достигнут вузовского возраста.

«Экспансия высшего образования во многих странах ведет к утрате преимуществ, которыми обладают Япония и США», – говорится в докладе. Его авторы предупреждают, что Америка, а также Эстония, Исландия, Израиль, Россия и Швейцария в обозримом времени могут утратить свои позиции во многих областях.

По сравнению с предыдущим поколением, доля молодых людей, получающих высшее образование в США, не увеличилась за последние годы.

«США стали практически единственной страной, в которой уровень образования молодых людей, приходящих на рынок труда, не лучше, чем у людей, уходящих с этого рынка», – сказал журналистам руководитель исследования Андреас Шлейхер.

Как он отметил, плата за обучение в американских колледжах выше, чем в других странах, где проводилось исследование ОЭСР. В то же время зарплата американцев, обладающих дипломами колледжа, на 79% выше заработка работников, не имеющих высшего образования. Это – наибольший разрыв по сравнению с другими странами, который вырос еще больше в результате финансового кризиса 2008 года.

В связи с этим, усилились тенденции развития непрерывного образования обозначились в концепции непрерывного образования. Уже сейчас на переподготовку специалистов в США отводится 15-20% рабочего времени. Считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз. Национальный научный фонд США, в частности, рекомендует специалистам выделять 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40-80 часов в год на участие в какой-либо форме непрерывного образования.

Характерной чертой экономики, основанной на знаниях, является превращение работников, занятых производством, передачей и использованием знаний, в доминирующую группу в общем числе занятых. Ее численность в промышленно развитых странах оценивается по-разному в зависимости от того, кого конкретно относят к этой категории. Но несомненно, что по своим размерам она превзошла группу индустриальных рабочих, и, по-видимому, правы исследователи, относящие к «рабочим знания» около одной трети занятых в экономике США.

За перечисленными фактами одни исследователи видят результаты научно-технического прогресса и связанного с ним роста производительности труда и уровня жизни в США. Другие считают, что причина — истощение дешевых природных и трудовых ресурсов. Третьи связывают изменения в общественном способе производства с информационной революцией. В каждом из этих объяснений есть доля истины, но общей основой для усиления действия всех этих разнообразных факторов являются изменения в напряженности и характере конкуренции, вызванные глобализацией экономики. Глобализация рынка, рост числа транснациональных компаний, новые технологии, облегчающие выход на новые рынки, растущее давление со стороны акционеров, — все это породило гиперконкуренцию, вышедшую за границы национальных рынков. Так, если в 1965 году корпорация IBM имела 2.500 конкурентов, то к середине 90-х годов их насчитывалось уже 50.000.

Общая благополучная статистика занятости в США маскирует действительное положение вещей. Так, к началу XXI века в американской экономике в частном секторе:

· создано в новых организациях 5,8 млн. рабочих мест;

· уничтожено в процессе ликвидации организаций, не выдержавших конкуренции, 4,5 млн. рабочих мест;

· добавлено при реорганизации фирм, корпораций и т. п. 10,6 млн. рабочих мест;

· ликвидировано в действующих компаниях 8,2 млн. рабочих мест.

Таким образом, фактически 30% всех рабочих мест ежегодно находятся в процессе движения, с соответствующими последствиями для людей, вынужденных постоянно обучаться.

Все более широкое распространение получают самозанятость, частичная занятость и виртуальные формы организации труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: