Роль образования в формировании интеллектуального потенциала

В формировании интеллектуального потенциалаиндивида важнейшую роль играет образование. Еще А. Смит в 1776 г. писал, что человек, получивший образование путем затраты большого труда и времени может быть приравнен к одной из дорогих машин[6]. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростомвлияния человеческого капитала. Российская системаобразования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимойобразовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданиеммеханизмов их эффективного использования.

 

 

Интеллектуальный потенциал России. Основные проблемы.

Упоминания об интеллектуальном потенциале России в литературе последнего времени встречаются все чаще. Сложившаяся в стране проблемная ситуация, связанная с определением стратегии ее выхода из затянувшегося кризиса, естественным образом подводит к мысли о том, что в числе факторов развития интеллектуальный потенциал страны занимает далеко не последнее место. Отсюда вытекает возросшая потребность обращения к нему и необходимость анализа его состояния и определения достойных путей его реализации.

Невозможно дать однозначного определения понятию «интеллектуального потенциала», ибо в реальной жизни пересекаются и по-разному сочетаются различные виды интеллектуальной деятельности. Поэтому смысл и значение его как раз в том, что он выполняет интегративную функцию по отношению к составляющим его компонентам, когда никакой из них сам по себе вне связи с другими уже недостаточен для решения проблем, например, образование вне взаимосвязи с наукой и т.д. В итоге, все проявления интеллектуального потенциала естественно сопрягаются друг с другом.

Как известно, существуют две ветви производства: производство материальных и духовных благ и воспроизводство самого человека: семья, школа, вся система обучения и воспитания подрастающего поколения, а также охрана здоровья и жизни людей. создание условий для здорового и достойного образа жизни. Удельный вес интеллектуального труда в этих сферах также весьма высок. В “производстве человека” занято большое количество людей. Наряду с инженерами, учителя и врачи являются самыми многочисленными, массовыми интеллигентными профессиями. В своем большинстве они и в советские времена жили небогато, а в России 90-х гг. вообще превратились в “новых бедных” — низкооплачиваемых “бюджетников”. Вот данные самооценки материального положения семьи (1997 г.): 76% представителей интеллигенции и 70,8% ИТР считают, что зарплаты им вообще не хватает (приходится занимать),либо хватает на еду и оплату коммунальных услуг. Лишь, соответственно, 2,7 и 3,4% опрошенных ответили, что считают свое материальное положение благополучным. Это лишь одно из многих свидетельств близорукой недооценки интеллектуального труда. Его низкая денежная оплата сопровождается потерей престижа в общественном сознании и особенно среди молодежи.

Сложные и многообразные проблемы сохранения и использования интеллектуального потенциала страны порождают нынешние условия России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: