Территориальные основы местного самоуправления

В. В. Пылин под территориальными основами понимает совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок установления и изменения границ муниципальных образований.

 

Территориальная организация местного самоуправления Российской Федерации представляет собой сложную систему пространственной организации общественных отношений муниципально-правового характера, цель которой обеспечить эффективное функционирование всех уровней муниципальных образований и сформировать оптимальные условия хозяйственно-экономической деятельности на основе апробированных социальной практикой и закрепленных в Конституции и законодательных актах научных принципов.

 

Систематизация основных принципов и норм Федерального Закона от 6 октября 2003 года, регулирующих территориальные основы формирования муниципальных образований (в соответствии с нумерацией статейного материала) и представить их в обобщенном виде:

· обеспечение организации межмуниципальногосотрудничества (статья 8)

· местное самоуправление осуществляется посредством определенных территориальных и организационныхформмуниципальных образований (часть 1 статьи 10);

· местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации (не имеется так называемых «белых пятен» - территорий, не подведомственных никаким муниципальным образованиям)(часть 1 статьи 10);

· установление и изменение границ территорий муниципальныхобразований осуществляется законами субъектов Федерации(часть 2статьи 10);

· поселения являются базовойформой муниципальногообразования для разграничения территории субъекта Федерации (п.1 части1 статьи 11);

· обеспечение территориальной доступности органов власти и социальной инфраструктуры: пешеходной - для населения сельских населенных пунктов, транспортной - для поселениймуниципальных районов (п.п.9, 11 части 1 статьи 11);

· территории (границы) муниципальных образований устанавливаются с учетом плотности населения субъекта Федерации, границы и статус сельского поселения определяется плотностью сельского населения в регионе и пешеходной доступностьюв течение рабочего дня административного центра для населения входящихвнего населенных пунктов (п.п.6,8,9, части 1 статьи 11);

· размеры территории поселения определяются с учетом численности населения (п.п. 6-10 части 1 статьи 11);

· включение межселенных территорий в муниципальныерайоны (п.п.2, 15части 1 статьи 11);

· границы муниципального района, поселенияи населенного пункта немогут пересекаться (п.п. 12, 16 части 1 статьи 11);

· территории городского округа и муниципального района, а такжетерритории поселений не могут находиться внутри друг друга(п.п. 13, 14 части 1 статьи 11);

· наличие сложившейся социальной,транспортной и иной инфраструктурыдля самостоятельного решенияорганами местного самоуправлениягородского поселения вопросов,относящихся к компетенции городскогоокруга имуниципальногорайона, служитоснованием для изменения егостатуса (часть 2 статьи 11);

· учет мнения и интересов всех сторон: государства, населения, существующих органов местного самоуправления(статьи 12-13).

 

Территориальноеосновы формируютсясоблюдением установленных формально-юридических критериеви параметров. Выше приведенный анализ позволяет сделать вывод, что нормы Федеральногозакона от 6 октября 2003 года, не содержат прямых директив и предлагаютсубъектам Федерации лишь основные ориентиры.

Таким образом, с содержательной точки зрения этими критериями являются доступность, демократичность, приближенность к населению,а также эффективность решения вопросов местного значения.

По согласованной сМинистерством экономического развития и торговли Российской Федерации методикеГоскомстат России вычислил среднюю плотность сельского населенияРФ: она равна 2,3 чел./кв.км. Таким образом, к территориям с низкой плотностьюнаселения следует относить территории, плотность сельского населениякоторых составляет менее 0,77 чел./кв.км, к территориям с высокойплотностью ‒ территории, плотность сельского населения которых составляетболее 6,9 чел./кв.км.

В Псковской областик территориям с высокой плотностью населения распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 года № 707 ‒ р (в ред. от 8. 09. 2004 г. № 1165-р) отнесены отдельные административно-территориальные единицы: Великолукский,Печорский, Псковский и Пыталовский районы.

 

Двухуровневое местное самоуправление - способ (форма) территориальной организации местногосамоуправления, при которой в составе муниципального образования второго уровняимеются муниципальные образования базового уровняи при этом они самостоятельны в пределах собственной компетенции.

 

«Муниципальное образование второго уровня (муниципальный район)» муниципальное образованиепроизводногоуровня,обладающее достаточнымиресурсами для решениявсех вопросовместногозначения, перечисленных в ст. 15Федерального закона, иотвечающеетребованиямдля исполнения полномочийпо решению вопросовмежпоселенческогозначения;

«муниципальное образование первого уровня» - муниципальное образование базового уровня, территория которогосоставляет территорию муниципального образования второго уровня и в ведении которого находятся вопросы местного значения, перечисленные в ст. 14Федерального закона.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: