Конституционный Суд Российской Федерации

Неизбежно приня­тие законов, которые не соответствуют или противоречат конституции страны, так как

· законов и других нормативных правовых актов принимается много и разрабатыва­ются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности

· на принятие зако­нов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других

· свойственны элементарные человеческие ошибки

Осознана необходимость придать судебной власти функцию контроля за конституционностью зако­нов.1803 - Верхов­ный суд США, который в рамках полномочий суда об­щей юрисдикции объявил один из законов неконституционным, т. е. недействительным. Позже, уже в XX в., в Европе возникли конституционные суды, ставшие специальными судебными орга­нами конституционного контроля (так называемая конституци­онная юстиция). Ныне такие суды действуют в большинстве стран Европы.

Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной и исполнительной власти и непосредственно занимается право­применением.

Понятие «конституционный контроль» часто употребляется в одном смысле с понятием «конституционный надзор», хотя кон­троль и надзор — термины не идентичные. Под контролем обыч­но понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Над­зор сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадле­жаще принятый или незаконный акт, который поднадзорный ор­ган должен изменить или отменить сам.

Ныне в зарубежных странах сложились две основные модели судебного контроля.

· Американская модель (конкретная), основанная на опыте США, предоставляет право выносить решения о неконституци­онности законов Верховному суду страны (это США, Канада, Япония, Австралия, Индия, Скандинавские страны, Швейцария и др.). Здесь высший суд общей юрисдикции вправе объявить неконституционным любой закон, который подлежит примене­нию в конкретном деле.

· Европейская модель (абстрактная) (Австрия, ФРГ, Венгрия, Испания, Италия и др.) отличается тем, что специаль­ные конституционные суды рассматривают вопрос о конститу­ционности закона вне зависимости от наличия конкретного су­дебного дела.

· Особняком стоит Франция, где конституционный совет обладает правом предварительного контроля, т. е. проверки закона до его вступления в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: