1. Кризисное состояние экономики.
2. Низкая эффективность финансово-кредитной и налоговой систем.
3. Чрезмерно большие социальные программы.
4. Большие расходы на оборону и финансирование ВПК, чрезмерно большой аппарат управления.
5. Различные чрезвычайные обстоятельства - войны, стихийные бедствия и др.
В РФ с 1991 по 2001 годы дефицит федерального бюджета был обусловлен глубоким трансформационным экономическим кризисом и общим значительным спадом производства.
С 2002 по 2008 годы Федеральный бюджет РФ был профицитным. Однако во второй половине 2008 года мировую экономику поразил глубокий финансово-экономический кризис, значительно снизились цены на товары российского экспорта, что привело к резкому сокращению доходной части Федерального бюджета РФ и возникновению бюджетного дефицита в бюджете 2009 года в размере 3 трлн. рублей. Бюджетный дефицит был в 2010 и 2011 годах. В 2012-2014 годах Федеральный бюджет РФ был профицитным. В 2015 году дефицит Федерального бюджета составит около 2,6 трлн. рублей, или 3 % ВВП, а в 2016 году прогнозируется дефицит в размере 2,36 трлн. рублей или 2,9% от ВВП.
Традиционно в большинстве стран бюджетный дефицит покры вается за счет:
1) выпуска внутренних и внешних государственных займов;
2) ужесточения налогообложения;
3) секвестирования расходов, то есть их пропорционального снижения;
4) эмиссии денег, то есть сеньоража, сеньораж - доход от печатания денег;
5) государственных займов у внебюджетных фондов (пенсионного, страхования).
В РФ покрытие бюджетного дефицита планируется осуществлять за счет средств Резервного фонда и некоторой экономии расходов.
По международным стандартам дефицит бюджета не должен превышать 5% от величины ВВП.
В экономической теории имеется несколько концепций решения проблемы бюджетного дефицита.
1. Бюджет должен быть сбалансирован ежегодно.
2. Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла, то есть за весь период цикла.
3. Государство обеспечивает сбалансированность не бюджета, а экономики в целом, то есть сбалансированность бюджета становится второстепенной проблемой.
Однако, несмотря на имеющиеся концепции, во всех странах проблема ежегодной сбалансированности бюджета является ведущей.
Государственный долг.
Государственный долг тесно связан с государственным бюджетом и его дефицитом. Государственный долг - это сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Существует такое понятие как управление государственным долгом. Это совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.