ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

 

Тема игры: Словоизменение имен существительных 4-й класс

Цель: закрепить умение пользоваться падежными во­просами, узнавать формы падежей в текстах, использовать нужные предлоги с различными падежами.

Ход игры

♦ Выбор участников первого агона и выбор дорожки для игры

Первый, ответивший на вопрос, становится участни­ком и выбирает дорожку.

1) Какое слово в именительном падеже стоит в пред­ложении: «Стоит избушка на курьих ножках»? (Демонстрируется иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».)

2) Какое слово в творительном падеже стоит в пред­ложении: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»? (Демон­стрируется иллюстрация к сказке «Сивка-бурка».)

3) Какие слова в дательном падеже стоят в предло­жении: «И пошла печь по улице прямо к царю»?

(Демонстрируется иллюстрация к сказке «По щучьему велению».)

♦ Первый агон Задание 1

Зеленая дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Чем рубят дрова?

Желтая дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Чего много в лесу?

Красная дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Кого вырезал папа Карло из березового полена?

Задание 1

Зеленая дорожка. Существительные в каком падеже встречаются 8 раз в стихотворном отрывке?

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

(В винительном падеже.)

Желтая дорожка. Слова в каком падеже встречаются 5 раз в стихотворном отрывке?

Под столицей, близ ворот

С шумом встретил их народ.

Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей.

(В творительном падеже.)

Красная дорооюка. Слова в каком падеже встречают­ся 5 раз в стихотворном отрывке?

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

(В предложном падеже.)

Задание 3

Зеленая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Вода камень точит».

Желтая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Летний день год кормит».

Зеленая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Копейка рубль бережет».

♦ Выбор участников 2 агона

Закончите стихотворение и назовите падеж последне­го слова данного отрывка:

1) — Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я.... (Пир. Винительный падеж.)

2) — Кабы я была царица —

говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я.... (Полотна. Родительный падеж.)

3) — Не посмел я взять с нее выкуп.

Так пустил ее в синее.... (Море. Винительный падеж.)

♦ Второй агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Собак- укусила ос-. (-а, -у)

Желтая дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Телег- перегнала машин-, (-у, -а)

Красная дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Конфет- нужна девочк-. (-а, -е)

Задание 2

Зеленая дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) синиц, воробьев, кур, сорок.

 

Картинки: синица, воробей, курица, сорока.

 

 

 

Желтая дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) собак, коров, коней, коз.

 

Красная дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) окуней, карасей, лещей, щук.

 

Задание 3

Зеленая дорожка. Вставьте окончания в словосочетание:

Порезать хлеб-,

Отрезать хлеб-, (-а)

Желтая дорожка. Вставьте окончания в словосочетание:

Перелить молок- из кувшина в кастрюлю, (-о)

Налить молок- в чашку, (-а)

Красная дорожка. Вставьте окончания в словосоче­тание:

Съесть весь виноград-.

Съесть кисть виноград-, (-а)

♦ Финальный агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Делать — мухи слона.

Выйти сухим — воды.

Узнать — первых рук. (Из)

Желтая дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Дорога ложка — обеду.

Своя рубашка ближе — телу.

Милости прошу — нашему шалашу. (К)

Красная дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Глаза — лоб полезли.

Зуб — зуб не попадает.

Как снег — голову. (На)

Задание 2

Зеленая дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Закидаем (шапками, кепками, шляпами).

Желтая дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Садиться не в свои (кресла, машины, сани).

Красная дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Стрелять из (ружей, винтовок, пушек) по воробьям.

Задание 3

Зеленая дорожка. Ответьте на вопрос: чего в лесу больше — деревьев или осин?

Желтая дорожка. Ответьте на вопрос: кого в лесу больше — муравьев или насекомых?

Красная дорожка. Ответьте на вопрос: чего в мага­зине больше — фруктов или апельсинов?

♦ Подведение итогов. Награждение победителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: