Понятие о творчестве. Репродуктивная и творческая деятельность человека

Лекция 1.

ЖУРНАЛИСТИКА КАК РОД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОЖД – 1 с. 16/18. 2 с. 16/24. Экз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

2. Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / под ред. С.Г. Корконосенко. М., 2013.

3. Основы творческой деятельности журналиста // Под ред. С.Г. Корконосенко. М. СПб., 2000 и др.

4. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М., 2010.

5. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2011.

6. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004.

7. Мельник Г.С., Виноградова К.Е., Лиссев Р.П. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Флинта, наука, 2015.

8. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

9. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007.

10. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.

11. Третьяков Виталий. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.

12. Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2002.

 

План

1. Предмет, цели и задачи курса

2. Понятие о творчестве. Репродуктивная и творческая деятельность человека

3. Виды и формы творческой деятельности (любительство и профессионализм)

4. Идентификация профессии журналиста

 

 

Предмет, цели и задачи курса

 

Учебная дисциплина «Основы журналистской деятельности» является базовым курсом в профессиональной подготовке будущих журналистов. Она дает представление о специфике труда журналиста.

Курс этот опирается на газетно-журнальную деятельность журналиста. Однако полученные профессиональные знания и умения можно распространить на работу журналиста на радио, телевидении, Интернете, т.к. познавательные и творческие механизмы в профессии едины.

Этот курс условно можно разделить на три больших блока:

1. Творческая природа журналистской деятельности.

2. Журналистские тексты и технология их подготовки.

3. Способ и методы журналистского творчества.

В результате изучения дисциплины «Основы журналистской деятельности» бакалавр должен:

ЗНАТЬ

- круг профессиональных обязанностей журналиста,

- виды журналистской деятельности (авторская, редакторская, организаторская и др.),

- основные характеристики журналистского произведения,

- источники и методы получения информации.

УМЕТЬ

- выполнять профессиональные функции с учетом специфики печатных СМИ,

- планировать и организовывать свою профессиональную деятельность в различных ее видах,

- получать нужные сведения, используя различные методы сбора материала,

- использовать различные каналы и технические средства получения, хранения и обработки информации,

- создавать журналистские произведения, прежде всего для новостной журналистики.

ВЛАДЕТЬ

- профессиональными стандартами в работе с источниками информации,

- различными и способами журналистских произведения.

Несколько слов о названии дисциплины «Основы журналистской деятельности».

Раньше она называлась «Основы творческой деятельности журналиста», однако из новых стандартов ушел компонент «творческий». В России журналистика выросла из литературы, из «толстых» журналов, общего литературного процесса 19 в. Сегодня журналистский труд переосмысливается: от типа творчества к информационной деятельности. Эта тенденция имеет объективные и субъективные причины. Объективные причины:

- коммерциализация всего процесса по выпуску издания (публиковать материалы по полосу или полполосы невыгодно, т.к. на значительную часть газетных площадей претендует реклама),

- ориентация многих изданий на удовлетворение не эстетических, а информационных потребностей (а это вызывает изменение критериев в оценке качества журналистских материалов: ценятся фактологически насыщенные тексты, чем с языковыми изысками),

- появление матриц – единых текстовых образцов, в соответствии с которыми создается информация (см. «Ведомости», «Известия»). Меняется сам стиль публикаций.

Эти изменения сказались на профессиональных установках журналистов, т.е. на субъективных факторах журналистского труда. Выпускники факультетов журналистики редко называют в качестве мотива профессиональной деятельности талант, литературные способности, искусство работы со словом. По результатам опросов, человек считает себя журналистом, если он:

· работает в СМИ,

· зарабатывает на жизнь с помощью этой профессии,

· регулярно публикует свои материалы,

· имеет журналистское образование,

· испытывает интерес к профессии,

· входит в журналистское сообщество и признан коллегами,

· обладает коммуникационными и публичными способностями.

В этом перечне вообще нет речи о творческой составляющей профессии.

Усиливает эту тенденцию развитие новых информационных технологий, благодаря которым профессия журналиста становится все более стандартизованной, подчиненной производству.

Однако в каком бы контексте не рассматривалась профессия журналиста, ключевой фигурой всегда будет сам журналист – автор текстов, инициатор новых проектов, организатор взаимодействия с аудиторией, которому необходимо постоянно решать творческие задачи. Поэтому мы не отказываемся от творческого начала в профессии журналиста.

Ключевое слово в нашей дисциплине – деятельность. Журналистику определяют как форму общественной деятельности людей по сбору, обработке и распространению массовой информации. Деятельностный подход к определению журналистики позволяет выделить в профессии:

- творчески-преобразовательный характер труда,

- наличие конечного продукта – журналистского текста,

- виды журналистской деятельности: познавательную, информационную, просветительскую, воспитательную, коммуникативную, творческую, редакторскую, организационную, техническую и т.д.

Журналистика как профессия насчитывает не более пяти столетий. Это небольшой срок, но она успела эволюционировать от пророков и глашатаев, от персонального журнализма до профессии, которая стала глобальной (благодаря телевидению и Интернету). Сегодня журналистская профессия представляет собой многокомпонентную деятельность, которая шагает по пути специализации. Причина этой динамичности заключена в самой природе журналистики: она постоянно осваивает новые явления, ищет новые идеи и пути решения общественных проблем.

В журналистику приходят люди из разных сфер деятельности, и это порождает мнения, что журналистика не является самостоятельной профессией. Ее называют субпрофессией, квазипрофессией, занятием, ремеслом, призванием, не нуждающемся в образовании и особых знаниях. Дискуссионность этому вопросу придает активное развития блогосферы, которую тоже успели назвать журналистикой – самодеятельной, гражданской, народной, автономной.

Надо сказать, что самодеятельность, как народное творчество, существовала всегда. Однако это не основание для того, чтобы отрицать профессиональную квалификацию, например, актеров, киносценаристов, балерин, певцов. Так же и в журналистике. Те, кто думает иначе, путают свободу публичного слова, гарантированную каждому, и умение грамотно действовать в качестве сотрудника редакционного коллектива. Любому начинающему журналисту стоит осознать, что в профессии журналиста есть строгие стандарты и незыблемые правила, которые невозможно переступать, без риска сочинить что-то непригодное к публикации.

 

 

Понятие о творчестве. Репродуктивная и творческая деятельность человека.

 

В самом общем виде с творчеством связывается способность человека создавать новое, то, чего не было. Психологи отмечают, что термин «творчество» указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые становятся фактами культуры.

Высказывается мнение, что способность создавать новое дана не каждому. Но скорее правы те ученые, которые считают, что креативной силой (букв. с лат. создание, сотворение) обладает каждый. Кто-то более одарен в творческом плане, кто-то менее, однако способность создавать новое дана всем.

Творчество как особый феномен рассматривается в психологии, где описываются механизмы протекания акта творчества, и в философии, где выясняется сущность творчества. На рубеже 19-20 вв. творчество считалось мировой загадкой. Однако по сей день природа творчества до конца не выяснена, так как не ясно, что происходит в недрах нашей психики. Поэтому творчество часто сравнивают с черным ящиком, когда известно, что на входе и на выходе, но не ясны сами внутренние процессы (ср. яблоко Ньютона, эврика Архимеда, таблица Менделеева). Несомненно одно, что творчество представляет собой сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности – интеллект, эмоции, воля, а также все уровни психики – сознание, подсознание, интуиция. Активизируют творческие способности человека проблемные ситуации, из которых необходимо найти выход.

Журналистику рассматривают как особый тип творчества, в котором участвуют все другие типы творчества, выработанные человечеством (наука, искусство, публицистика). Если целью науки является производство новых знаний в природе и обществе, целью искусства – эстетическое освоение мира через создание художественных образов, то основная цель журналистики – оперативное познание текущей действительности во всех ее многообразных проявлениях. В журналистике происходит синтез научного, художественного и обыденного познания.

Е.П. Прохоров выделяет три вида творческой деятельности в журналистике: авторскую, редакторскую и организаторскую. Журналистское творчество проявляется прежде всего в авторской деятельности, т.е. в самом процессе создания информационного продукта. Информационные продукты в журналистике – это тексты в широком понимании: публикации в прессе, выступления на теле- и радиопередачи, сообщения в компьютерной сети.

Человек может создавать объективно новое (т.е. то, что ранее не существовало) и субъективно новое (т.е. такое, что уже есть в реальности, однако кем-либо творится впервые, собственными усилиями). Ср. выражение изобретать велосипед, становление ребенка постоянно связано с созданием субъективно нового.

Наряду с творческой деятельностью человек использует репродуктивную деятельность, связанную с многократным воспроизводством, тиражированием продуктов, возникших в результате творчества. (Репродукция от лат. «повторно произвожу», воспроизведение).

Цель творчества – ориентация на то, чего не было. Это задача, у которой нет решения. Поиск ее решения связан с накоплением информации, возникновением замысла, мысленным предвосхищением результата деятельности. Затем начинается стадия воплощения замысла.

Цель репродуктивной деятельности предстает в готовом виде: это образ уже существующего предмета, который надо умножить (строительство домов по типовому проекту, создание машин и деталей).

Несмотря на значительную разницу между репродуктивными и продуктивными видами деятельность, они не существуют друг без друга. Творец нуждается в тиражировании своего продукта, а репродуктивная деятельность должна иметь, что тиражировать. В любой разновидности творчества есть место для репродуктивных, повторяющихся элементов будущих новых реалий. В науке эти элементы называют порождающими моделями творчества, которые поддаются освоению.

В журналистской деятельности много рутинных и репродуктивных форм работы, например, подготовку номера/программы к выходу можно описать через цепочку технологических операций. Уникальные свойства тех или иных сторон журналистики возникают лишь на базе уверенного владения технологическим знанием в разных областях журналистского труда. Ср. журналистские жанры, отработанные практикой формы для содержания новостных и аналитических материалов. Свобода творчества проявляется на базе владения знаниями и овладения опытом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: