Тема 6. Место логистического менеджмента в системе организации
Основы логистического менеджмента: современные подходы к менеджменту организации
Логистическая среда и ее факторы
Администрирование логистических систем
Построение логистической системы на уровне организации бизнеса
Логистический менеджмент в общей системе менеджмента организации. Логистический менеджмент и концепция полезности
Организация логистического управления на предприятии
Вопрос 1. Основы логистического менеджмента: современные подходы к менеджменту организации [1]
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД (1950-наши дни)
Процессный подход рассматривает управление через функции. Управление, согласно данному подходу, рассматривается как процесс, серия непрерывно взаимосвязанных действий. Эти действия (являющиеся сами по себе сложным процессом) и называют управленческими функциями.
Планирование → Организация → Мотивация → Контроль
Современный взгляд на сущностные характеристики процессного подхода изменился. Сегодня понятие процессного подхода расширяется, что находит своё отражение в новом направлении менеджмента управление бизнес-процессами, где под бизнес-процессом понимается не просто функция или операция, а совокупность операций и функций, выполненных в рамках какой-то деятельности – процесса (закупка, сбыт, исследование рынка и др.). Это, в свою очередь, приводит к разделению деятельности и специализации не по операциям или отдельным функциям, а по процессам. Фирмы в настоящее время пытаются выделить и описать основные и вспомогательные бизнес-процессы (проектирование бизнес-процессов), разработать регламенты бизнес-процессов.
|
|
Современное понимание процессного подхода нашло отражение в формировании новых управленческих структур (целевые и проектные группы и организации, сетевые структуры), на основе процессного подхода совершенствуются системы управления качеством (ISO 9000:2000), а также развиваются такие дисциплины как логистика, инновационный менеджмент, управление проектами.
Существует множество подходов к классификации бизнес-процессов.
Одна из самых распространённых классификаций – по видам деятельности в компании. Тогда выделяют следующие бизнес-процессы.
1. Инновации – исследования, НИОКР, продвижение на рынок
2. Операции – снабжение, производство, сбыт, доставка (логистические процессы компании)
3. Обслуживание – гарантийное обслуживание, ремонт, дополнительное обслуживание, сервисное обслуживание
Есть и другие подходы к классификации.
1. Процессы жизненного цикла существующей продукции
|
|
2. Процессы жизненного цикла новой продукции
3. Процессы управления компанией (планирование, анализ, контроль, мотивация, координация, регулирование)
4. Процессы стратегического управления
5. Обслуживающие процессы
Однако в настоящее время общепринятой классификацией является классификация на основные и вспомогательные бизнес-процессы
Основные бизнес-процессы | Процессы, создающие добавленную стоимость Процессы, создающие продукт, представляющий ценность для внешнего клиента Процесс, целью которого является получение доходов, и за которые внешний клиент готов платить | Анализ внешней среды Разработка стратегии Маркетинг внешнего и внутреннего рынка Разработка продукта Закупка сырья и материалов Производство продукта Сбыт |
Вспомогательные бизнес-процессы | Процессы, клиентами которого являются основные процессы, структурные подразделения и сотрудники компании Процессы, которые поддерживают инфраструктуру организации | Управление финансами Управление персоналом Управление информационными ресурсами Управление инфраструктурой организации Управление внешними связями Управление развитием |