Способы финансирования бюджетного дефицита

 

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который сопровождается усилением инфляции, то любые выплаты населению части этих средств будут увеличивать совокупные расходы и обеспечивать нарастание инфляции.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета.

1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

2. Выпуск займов.

3. Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет.

Монетизация. В этом случае возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Он возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется государству в виде возросших цен. В условиях ­ уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. В результате дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. Монетизация может не сопровождаться эмиссией наличности, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов национального банка государственным предприятиям по льготным ставкам % или в виде отсроченных платежей (правительство покупает Т и У, не оплачивая их в срок; если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей). Это дает толчок к повышению уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются национальным банком или же накапливаются, увеличивая дефицит государственного бюджета.

Выпуск займов. Если дефицит финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка % (ч), что приводит к ¯ I в частном секторе, к падению чистого экспорта (Xn) и частично к ¯ С.

В итоге возникает эффект вытеснения; который ослабляет эффективность БНП.

Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет можно обеспечить в долгосрочном периоде на основе налоговой реформы. Цель ее - ¯ ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде ¯ ч сопровождается:

1. ¯ степени встроенной стабильности экономики.

2. ­ эффекта вытеснения инвестиций негосударственного сектора на фоне повышения ч, которое возникает как реакция денежного рынка на ­ Д на деньги при их неизменном предложении.

 

 

 


3. Возможным ­ бюджетного дефицита из-за одновременного ¯ t и налоговых поступлений в государственного бюджета в соответствии с кривой Лаффера.

 

 

                     
   
 
t1 %
     
t - ставка налога (%) Т = денежной суммы
 
 
 
 
     
Tд. ед.
   
 
 
     
Tmax
 
 

 

 


По его мнению, чрезмерное ­ t на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к инвестициям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказывается на состоянии государственного бюджета. Эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

 

Эффективность БНП.

 

Проблемы, возникающие в процессе осуществления БНП.

I. 1. Проблема времени. Временной лаг распознавания - трудно предсказать будущий ход экономической активности и направление развития экономики прежде, чем спад или инфляция проявятся в статистике и будут осознаны.

 

2. Административная задержка - проходит значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия БНП до того момента, когда эти меры будут действительно приняты.

 

3. Функциональное запаздывание - временной лаг между тем моментом, когда правительство принимает решение о БНП и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие.

 

II. Политические проблемы: Экономическая стабильность - это не единственная цель государственной политики в области налогов и государственных расходов. Целью может быть обеспечение товарами и услугами населения, а так же перераспределение доходов. В периоды выборов появляется пристрастие к стимулирующим мерам. Цель политической деятельности не всегда отвечает интересам национальной экономики.

 

III. Эффект вытеснения инвестиций, как правило, в частном секторе.

 

IV. Свобода действий при БНП ограничена состоянием платежного баланса страны и валютной политикой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: