ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
План работы на учебный год является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.
Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения.
В практике управления дошкольным образовательным учреждением еще существует некоторый формализм на этапе планирования и преодоление этого формализма является важным фактором повышения эффективности управленческого труда в целом. Если рассматривать планирование не только как оформление документа на бумажном носителе, но и как принятие управленческого решения, то можно говорить о том, что плановость - основной принцип эффективного управления дошкольным образовательным учреждением. Любое плановое задание служит своеобразной отправной «точкой отсчета» при определении результативности труда.
|
|
В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования: выполнение государственного заказа-задания, совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных, взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.
Ряд обязательных документов, составляют нормативную базу деятельности каждого ДОУ.
С этой точки зрения разработка и реализация плана - это два основных этапа управленческого цикла.
Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения - в этом заключается сущность планирования.
Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллективов. Умение четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом на основе глубокого анализа уровня достижений за прошедший учебный год, требует от руководителей специальных знаний и умений. В настоящее время в номенклатуре дел сложилась система планов: устав, программа развития, образовательная программа, план работы на учебный год. Требования к документации образовательного учреждения предполагает наличие индивидуальных планов у каждого педагога, руководителя и специалиста.
В качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий - программа развития ДОУ.
|
|
В трех важных документах дошкольного образовательного учреждения (программа развития ДОУ, образовательная программа, годовой план работы) определены ряд ключевых целей и задач для всего педагогического коллектива. Эти документы связаны между собой целями, задачами и даже основными мероприятиями.
Говоря о плане работы на учебный год мы знаем, что сложилась некоторая цикличность, в которых отражены основные этапы и виды деятельности педагогического коллектива.
Начало учебного года - это адаптационный период в жизни ребятишек как вновь поступивших, так и вернувшихся в детский сад после летнего отдыха с родителями. Это смотры-конкурсы на готовность к новому учебному году всего ДОУ и каждой возрастной группы. Начало учебного года - это методические собеседования с педагогами, с целью выявления знаний о возрастных особенностях детей группы, с которыми им предстоит работать. Это обсуждение организации гибких режимов, форм и содержания работы.
Учебный год - это система последовательных мероприятий: педсоветов, консультаций, проведение «дней открытых дверей», организация праздников, зимних каникул и многое другое.
Окончание учебного года - это подведение итогов и проведение мониторинга, оформление «портфолио выпускников» и подготовка учреждения к летне-оздоровительной работе.
Эта регламентация упрощает планирование работы дошкольного образовательного учреждения, так как ряд вопросов носит цикличный характер и повторяется из года в год.
Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.
В годовом плане работы ДОУ определены конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе, система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте, формирование опыта работы педагогов, внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования. Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.
Основные задачи планирования заключаются в следующем:
• в обеспечении выполнения решений государствен
ных органов по вопросам воспитания, развития и
эмоционального благополучия детей раннего и до
школьного возраста;
• в вычленении главных, узловых вопросов в деятель
ности педагогического коллектива;
• в определении конкретных мероприятий, сроков их
исполнения и ответственных исполнителей;
• в воспитании ответственности и дисциплинирован
ности у членов коллектива.
Еще одну проблему, связанную с планированием хотелось бы обозначить. Известно формальное требование отдельных руководящих органов управления о необходимости учитывать
при составлении плана работы ДОУ на год, рекомендации и планы этих структур управления. Однако опыт показывает, что координировать и согласовывать деятельность педагогического коллектива с теми планами, которые вырабатываются органами управления практически нереально, так как планирование «сверху» практически не учитывает реальные потребности и возможности исполнителей «снизу». К тому же планы вышестоящих структур, как правило, составляются на календарный год, а в ДОУ осуществляется планирование на учебный год. Иногда уже в мае, при приемке ДОУ, требуют план на следующий учебный год, хотя май месяц в ДОУ наиболее насыщен мероприятиями и именно в мае идет активная работа по его написанию.
В методической литературе часто называют еще одну причину формализма при составлении плана, которая в последующем ведет и к формализму при его реализации, Это перегруженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры.
|
|
Оптимальность, как условие необходимости и достаточности, является важным принципом эффективного планирования.
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ
ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ
НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Форма написания годового плана может быть различной. Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год». Обращаем внимание на важность данного раздела, так как только глубокий и всесторонний анализ может быть хорошей основой для определения годовых задач и последующего планирования.
Основные разделы годового плана работы ДОУ
1 раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.
Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. Мы предлагаем 6 разделов аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам представленного нами первого варианта годового плана.
1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В
этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья
воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение
года, сравнительные цифры по дням функционирования, сум
марные данные по группам здоровья для организации специ
альной лечебно-профилактической работы; результаты орга
низации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания,
организации рационального питания и др. Далее даются общие
выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здоро
вого образа жизни), определяются резервы планирования дея
тельности на новый учебный год.
1.2. Результаты выполнения образовательной програм
мы ДОУ по направлениям: социально-личностного, художе-
ственно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития детей. Это оценка промежуточных результатов освоения Программы в каждой возрастной группе по направлениям и образовательным областям.
|
|
1.3. Анализируется уровень развития интегративных
качеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов ос
воения Программы в подготовительной к школе группе), го
товности детей подготовительной группы к обучению в школе;
успеваемость бывших выпускников детского сада, в настоящее
время окончивших 1-3 класс. Далее следуют общие выводы и
резервы повышения результативности работы по данному раз
делу.
1.4. Анализируются результаты повышения профессио
нального мастерства педагогов, их аттестация и повышение
квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на
следующий год (по карте педагогического мастерства); систе
мы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса.
Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирова
ния работы с кадрами, оснащения методического кабинета на
следующий учебный год.
1.5. Анализируется система взаимодействия с родителя
ми воспитанников (по результатам анкетирования родите
лей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
1.6. Анализируются итоги административно-хозяйствен
ной работы и оцениваются материально-технические и меди
ко-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы.
Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный
год.
2 раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства.
В этом разделе планируется система работы с кадрами:
• обучение на курсах повышения квалификации (для раз
ных категорий педагогов с учетом дифференцированного
подхода);
• подготовка к аттестации и аттестация;
• посещение педагогами в межкурсовой период методиче
ских объединений, конференций, круглых столов и т.д.,
с целью повышения профессионального мастерства;
• самообразование педагогов.
3 раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.
• Система методической поддержки педагогов, с исполь
зованием разнообразных форм методической работы.
• Работа творческих групп.
• Подготовка и проведение педагогических советов.
• Изучение, обобщение, внедрение, распространение пе
редового педагогического опыта.
• Участие в конкурсах и смотрах.
• Оснащение и пополнение материалами методического
кабинета.
Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса».
4раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, ДРК и др.). Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников, в которой принимают участие все члены педагогического коллектива.
• В подготовительной к школе группе проводятся
Итоговые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования.
• Во всех возрастных группах детского сада — Промежу
точные результаты освоения основной общеобразова
тельной программы воспитанниками по всем направле
ниям развития.
5 раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.).
• Совместное творчество детей, родителей и педагогов.
• Создание банка данных о семьях воспитанников.
• Планируются мероприятия по вопросам преемственно
сти в работе со школой и организациями, с которыми за
ключены договора.
6 раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.
• Планируется вся работа по укреплению материально-
технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснаще
ние и пополнение предметных сред, и др.
Этапы подготовки к планированию работы учреждения на учебный год
Подготовка годового плана работы дошкольного образовательного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей. На наш взгляд можно выделить два этапа
подготовительной работы, перед тем как приступить к написанию годового плана.
Первый этап проводится ориентировочно в конце апреля и может состоять из следующих действий.
• Предложите педагогам и родителям перед разработкой
плана высказать свои позиции и предложения вариантов
решения тех или иных проблем, стоящих перед коллек
тивом ДОУ.
Проведите мониторинг оценки результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Напомним, что в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года № 655 во всех ДОУ проводится итоговый и промежуточный мониторинг.
• Промежуточные результаты освоения Программы - это
описание динамики формирования интегративных ка
честв воспитанников в каждый возрастной период ос
воения Программы по всем направлениям развития де
тей. Промежуточный мониторинг проводится во всех
возрастных группах ДОУ.
» Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования -это описание интегративных качеств ребенка, которые он приобрел в результате освоения Программы на протяжении всех лет пребывания в ДОУ. Итоговый мониторинг проводится в подготовительных к школе группах, а технология его организации представлена в образовательной программе ДОУ.
Система мониторинга это комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, который включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
• Мониторинг позволяет оценить динамику развития и
достижений детей. В процессе мониторинга исследуют
ся физические, интеллектуальные и личностные качест
ва ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных
оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. Проведите анализ выполнения плана работы ДОУ за прошедший учебный год и систематизируйте эти данные:
• уровень выполнения каждой годовой задачи;
• анализ выполнения запланированных мероприятий го
дового плана;
• выявите причины невыполнения (частичного выполне
ния).
Такая аналитическая работа позволит определить уровень выполнения плана ДОУ и на его основе с учетом предложен!ш коллектива педагогов и родителей, а также результатов мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы, наметить направления и задачи на следующий учебный год.
Второй этап - направлен на проектирование модели методической работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального мастерства. Систему методической поддержки педагогов нужно выстроить с учетом их реальных затруднений. Чтобы выявить в какой методической помощи нуждаются педагоги, можно использовать как анкетирование, так и беседу. В беседе, нужно тактично и без особого нажима выйти на разговор о том, что актуально для вашего дошкольного образовательного учреждения, отметить ряд общих недостатков в работе. Предложить перечислить затруднения, с которыми сталкивается каждый из них и подвести к разговору о том, какая конкретно методическая помощь им нужна. Собранная информация поможет неформально спла-
пировать методическую работу на следующий год с учетом названных педагогами запросов.
Это могут быть: консультации для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода и их запроса, семинары, семинары-практикумы, тренинги и другие формы, например работа творческих групп.
Все этапы подготовки к планированию работы учреждения направлены на составления первой части годового плана - Анализ конечных результатов прошедшего учебного года. Ежегодно в мае месяце на педагогическом совете по теме: «Подведение итогов работы за год» заслушивается и обсуждается аналитическая справка. Важно, чтобы все участники педсовета активно включались в обсуждение, высказывали свою точку зрения в выборе направлений и задач на следующий учебный год.