Культура Древнего Египта

Цивилизация Египта существовала около пяти тысяч лет - с V тыс. до н.э. (с начала так называемого додинастического периода) до начала I в. до н.э.

Периодизация истории Египта представляет собой смену эпох:

Древнего Раннего царства (около 3100—2549 гг. до н.э.),

Древнего царства (около 2649—2150 гг. до н.э.),

Среднего царства (около 2040— 1640 гг. до н.э.),

Нового царства (около 1552—1069 гг. до н.э.),

Позднего периода (Х—VI вв. до н.э.).

Завершается история Египта правлением династии Птолемеев (около 332 — 30 гг. до н.э.).

Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделяют сами египетские жрецы, однако историкам пришлось уточнять даты и границы эпох: жрецы отсчитывали время, начиная с первого года правления нового фараона. Потребовалось сопоставить даты событий, описанных египетскими и античными историками.

После того как Египет стал частью Римской империи, он постепенно терял свою самобытную культуру. Территория Египта находилась под властью греков, римлян, византийцев, арабов; коренной этнос исчезал, ассимилировался. (Для антропологов вопрос об этническом происхождении древних египтян до сих пор остается загадкой.) С распространением христианства исчезала вера египтян, жречество теряло свои позиции в обществе. Как оригинальная самобытная цивилизация египетская культура погибла. Был забыт даже язык, поскольку знанием письменности обладали только жрецы, а жреческая каста исчезала. Лишь спустя почти 2 тыс. лет, в середине XIX в., французскому ученому Франсуа Шампольону удалось после многих лет усилий расшифровать египетские иероглифы и разгадать загадочные надписи на стенах пирамид и древних папирусах.

Благосостояние и процветание Египта было связано с великой рекой. Нил играл в жизни египтян такую огромную роль, что вошел в их мифы. Древний Египет - классический пример «речной цивилизации». Устройство и эксплуатация ирригационной системы (регулирование количества воды, остающейся на полях после разливов Нила) способствовало созданию единого централизованного государства. Особую роль играла письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство. Работа ирригационной системы поддерживалась и обеспечивалась государством; лично фараон нес ответственность за ее работу и за урожай. Предполагалось, что священный царь способен влиять на погоду и на плодородие земли.

В I тыс. до н.э. Египет был одной из богатейших стран мира. Французский ученый Ф.Бродель отмечает, что лишь в культуре Египта и у американских индейцев строились такие гигантские культовые сооружения, как пирамиды. Позволить себе отвлекать людские резервы и материальные средства на экономически бесполезные занятия могли только народы процветающие, не озабоченные проблемой питания. С точки зрения Броделя, строительство пирамид указывало на существование продуктивнейшего сельского хозяйства в Америке (там возделывали высокоурожайный маис) и в Египте, из-за исключительной плодородности его земель вдоль русла и в дельте Нила. Кроме того, долина Нила, защищенная пустынями, имела выгодное географическое положение в плане труднодоступности для вторжения иноземцев.

Египет стал древнейшей цивилизацией в истории. Не было такой деятельности, в которой египтяне не достигли бы поразительных успехов. Уже в додинастический период здесь существует развитое земледелие, скотоводство, виноделие, ткацкое ремесло. В период Древнего царства (медный век) складывается система счета, египтяне начинают изготавливать свитки папируса, осваивают пчеловодство, строят пирамиды (чудо света – пирамида Хуфу – 146м, сложена из 2,3 млн. блоков по 2,5 т). В период Среднего царства египтяне широко используют бронзу, умеют изготавливать стекло. В период Нового царства начинают применять железо, используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство, выращивают новые сорта плодовых деревьев – яблони, миндаль, оливу, персик.

Поскольку большинство населения жило в непосредственной близости от Нила, в Египте получил развитие водный транспорт: тростниковые папирусные лодки и деревянные суда.

Исследуя захоронения в гробницах и фрески, можно представить, как выглядели одежда, украшения, обувь и даже косметика египтян. Мастера, изготовлявшие их, отличались необыкновенным искусством. Труд ремесленников в Египте хорошо оплачивался, они были уважаемыми членами общества. Некоторыми видами ремесел могли заниматься и женщины.

Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду. Влиятельнейшей группой были жрецы, имевшие в отдельные периоды большую власть, чем сам фараон, а также богатая знать.

Номархи (правители провинций), военачальники, министры, писцы следили за выполнением законов и собирали налоги. К низшим социальным слоям населения относились бедные сельские и городские жители, а также рабы. Египетское общество было «закрытым», социальная мобильность в нем практически отсутствовала. Светская власть не отделялась от религиозной: египетское государство было теократическим.

Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Фараон, соединявший в себе царя и бога, объединял высшую политическую и религиозную власть. Бог Благой при жизни, Бог Великий после смерти, фараон был средоточием религиозной жизни, и от его благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны. Власть фараона была абсолютной: он занимался внешней политикой, законотворчеством (являлся источником права), торговлей, нес ответственность за урожай и работу ирригационной системы. Ниже фараона по статусу находились номархи, чиновники, жрецы, писцы, ремесленники, крестьяне и рабы, роль которых, как считают современные историки, была невелика.

Рядовой египтянин имел статус «неполноправного»; землевладельцев, ремесленников одинаково именовали «слугами царя». Каждому еще в юности и обычно на всю жизнь определялась профессия, с учетом профессиональных занятий семьи. В египетском обществе действовала жесткая социальная регламентация: разделение труда по профессиям и их закрепление за определенными семьями и социальными группами (кланами) не давало возможности изменить социальный статус. По наследству, например, передавалась профессия писца, жречество также составляло особый клан.

Положение женщин Древнего Египта было более привилегированным, чем в других странах Востока и даже античных. Там трудно найти изображения супружеских пар, что отражает различие социальных ролей мужчины и женщины. Напротив, в Египте изображения сидящих рядом мужа и жены встречаются часто: женщина ласково обнимает или поддерживает мужчину. Женщины могли быть правительницами Египта (такой выдающейся личностью была царица Хатшепсут, жившая в XV в. до н.э., и знаменитая Клеопатра). В Египте существовали брачные договоры, определявшие права супругов на имущество, женщина могла свободно получить развод, продолжая после этого воспитывать своих детей и имея право снова выйти замуж. Женщины в Египте пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Женщины могли стать жрицами в храмах, могли сами управлять имениями и заниматься торговлей.

В Египте чрезвычайно медленно развивались товарно-денежные отношения. Даже в эпоху Среднего царства денег как эквивалента товаров еще не было, они появились позже. Хотя все основные стороны политики государства определялись фараоном, реальное управление осуществлялась многочисленными чиновниками и писцами, отчитывавшимися о сборе налогов (в натуральной форме). В стране существовал обширный бюрократический аппарат, представленный чиновниками и жрецами, их функции часто пересекались, что и позволяет квалифицировать египетское общество как теократию. Египет был разделен на провинции — номы, управлявшиеся номархами, у каждого из которых был свой собственный штат служащих.

Фараон был главнокомандующим, возглавлял в сражениях египетское войско. В армию фараона набирались наиболее сильные и пригодные для военного дела люди, независимо от их социального положения. Служба в армии позволяла сделать карьеру, хотя и с огромным риском для жизни. Имея хорошо вооруженное войско, египтяне часто вели завоевательные войны, присоединяя территории и приобретая огромные богатства в виде поступающей дани. Величайшим фараоном-завоевателем Египта был Рамсес II, проживший около 90 лет и правивший 67 лет. Время его правления относится к XIII в. до н.э.

В Египте религиозная система отличалась особой цельностью и неизменностью; очень важную роль играло жречество.

Мифологическая система Египта - политеизм, она включала культы множества богов (около 2000). Боги были местными и общими, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц, места богов в иерархии менялись. Египетские верования включают в себя очень сложную систему мифов, не поддающуюся логическому упорядочению, поскольку она являлась системой образного мышления.

В эпоху Древнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальному обряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднего царства с Осирисом отождествляли уже каждого умершего египтянина. Предполагалось, что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин подобно Осирису сможет возродиться для вечной загробной жизни. Заупокойный культ играл огромную роль в египетской мифологии, в связи с этим распространился обряд мумифицирования, строительства пирамид и гробниц, приношение в жертву даров как пищи. Смерть египтяне рассматривали не столько как переход к лучшей жизни в ином мире, сколько как продолжение жизни на земле.

В древних египетских папирусах современные исследователи находят отражение принципов этики гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее ценность и неповторимость, красота и счастье настолько ценились, что предполагались и в загробном мире, где люди продолжают жить, как на земле.

Мифологические воззрения Древнего Египта отразились в литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре, декоративном искусстве.

Раннее изобретение письменности способствовало развитию литературы. Многие мотивы лирики Древнего Египта (Новое царство) вошли как «вечные темы» в мировую литературу.

Имевшиеся по берегам реки залежи гранита и мрамора служили прекрасным материалом для монументального строительства. Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства, затем фараонов начинают хоронить в гробницах, высеченных в скалах, в пустынных ущельях на западном берегу Нила. Снаружи усыпальницы царей были незаметны, места их содержались в секрете. Благодаря этому сохранилась единственная дошедшая до нас в целости гробница Тутанхамона, царствовавшего в XIV в. до н. э. В 1922г. ее обнаружили английский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию. Находка в Долине царей вызвала такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие.

В помещении погребальной камеры были найдены статуи, в том числе изображение бога Анубиса в виде шакала, мебель, парадное оружие, модели судов, колесницы. Самой замечательной находкой стала мумия Тутанхамона с золотой маской на лице. Мумия была помещена в несколько саркофагов, последний из которых был выполнен из чистого золота. Тутанхамон правил недолго и умер совсем молодым, и его захоронение, по-видимому, не принадлежало к числу самых роскошных.

В гробнице Тутанхамона египетское искусство целой эпохи было представлено многообразно и столь совершенными произведениями, что XIV в. до н.э. единодушно был признан золотым веком египетской культуры, высочайшим взлетом ее искусства. Два изображения приобрели мировую известность. Одно из них — изображение фараона Тутанхамона с женой на спинке трона из гробницы, выполненное из дерева, листового золота и украшенное росписью, было найдено в гробнице Тутанхамона. Второе — изображение фараона Эхнатона и его жены Нефертити с детьми на рельефе алтаря, найденное в Ахетатоне. Под протянутыми к ним ладонями нового и единственного божества — Атона, солнечного диска с лучами-ладонями, счастливая семейная пара забавляется с детьми. Ахетатон был открыт археологами в конце XIX в. Новая столица строилась в короткие сроки. Дворец украшали статуи Аменхотепа IV (Эхнатона), многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией. Скульптурные изображения фараона, его супруги Нефертити и их дочерей отличает отсутствие канонов. Эхнатон изображается на статуях и рельефах целующим жену и играющим с детьми, изображение самого фараона и членов его семьи лишено монументальности. Исследователи до сих пор теряются в догадках, пытаясь объяснить причину этих изменений. «Амарнское искусство» — так называют искусствоведы произведения периода правления фараона Эхнатона (от современного названия поселения на месте древней столицы фараона-реформатора — Амарна). Самый известный памятник этого периода — бюст Нефертити (ее имя означает «Прекрасная пришла»), дающий представление о совершенной красоте царицы. Бюст Нефертити стал одним из символов женской красоты в мировой истории искусства.

Аменхотеп IV правил около 20 лет и вошел в историю как религиозный реформатор. Он принял новое имя - Эхнатон («угодный Атону»), и предпринял попытку установить культ единого бога Атона (солнечного диска). Фараон основал новую столицу – город Ахетатон («небосклон Атона»), посвятив ее новому божеству. По-видимому, это была первая попытка утверждения монотеизма в истории человечества: населению было запрещено поклонение всем божествам Египта, кроме Атона.

В художественном мышлении египтян была выработана развитая система канонов, важных эстетических принципов и формальных правил. Чем выше был социальный статус изображаемого, тем строже был канон. Например, в статуях фараонов редко передавалось портретное сходство; их властность, невозмутимость и монументальность становятся символами власти. Но сохранившиеся фрески показывают, что египтянам удавалось с необыкновенной живостью передавать движения и пластику в сценах из повседневной жизни. Минеральные краски, которыми пользовались египетские художники, сохранили до наших дней яркость и богатство переходов. Рельефы и фрески на стенах гробниц и храмов служат своеобразной «энциклопедией» быта египтян.

Кроме усыпальниц фараонов строились величественные храмы в честь многочисленных богов. Храмовые постройки были гигантских размеров, отличались роскошью отделки. В глубине храма находилось святилище, где хранилась статуя божества, доступ в святилище был открыт лишь для жрецов и фараонов. Египетский храм не был предназначен для верующих, он служил домом бога на земле, предполагалось, что часть божественной субстанции пребывает в небольшой золотой статуэтке, находившейся в алтаре (наосе). Жрецы обращались к изображению как к живому существу: статуэтку умывали и одевали, заботились о достаточном количестве еды для нее. Лучше всего сохранились храмы, посвященные богу Амону-Ра в Карнаке и Луксоре. Настенная роспись воссоздавала мир, в котором жили египтяне, потолок украшали изображения звезд и созвездий.

В рамках мифологической системы мышления египтянами были накоплены значительные знания. Наибольшего развития достигла медицина. Древнеегипетские жрецы ценились в Древнем мире как лучшие специалисты и пользовались высоким авторитетом. Древнеегипетские врачи были одновременно жрецами и магами, умели использовать гипноз, хорошо разбирались в строении человеческого тела. Они многое знали о мозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце. В первую очередь эти знания были получены благодаря существовавшей традиции бальзамирования тела умершего и его мумификации; эти операции требовали хорошего знания анатомии и фармакологии. У египтян существовали медицинские справочники и школы. Они пользовались инструментами при проведении хирургических операций и даже применяли опиум для обезболивания. Но в Египте медицина все же не становится наукой: там впервые появляются серьезные медицинские знания, но еще вплетенные в систему мифологии и полученные во многом благодаря религиозным обрядам.

С религиозно-мифологической системой египтян были связаны и их обширные знания в математике и астрономии. Определение площади круга, объема усеченной пирамиды, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака, солнечный календарь – достижения египетской цивилизации. Результаты многовековых астрономических наблюдений использовались жрецами для предсказания разливов Нила и затмений Солнца. Знания были эзотерическими (принадлежали узкой группе людей) и могли быть использованы для мистификаций. Так, в некоторых скульптурных изображениях египетских богов в образе животных были найдены специальные инженерные приспособления, с помощью которых животное могло открывать пасть или поворачивать голову.

В культуре Египта была широко представлена мистическая традиция. Египтяне пользовались различными методами для определения воли богов, толковали сны, объясняли небесные знамения, часто обращались за советом к культовой статуе, посредством которой бог может разговаривать с людьми.

Многие достижения древнеегипетской культуры, усвоенные античным миром, перешли в европейскую культуру, таким образом, можно считать, что религия Египта, его искусство, знания и мистика лежат у ее истоков.

Культура Междуречья.

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI века до н.э. В отличие от египетской, культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития достигали культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося в IV тыс. до н.э. в низовьях реки Евфрат, неподалеку от впадения ее в Персидский залив. Евфрат разделяется на многочисленные протоки-рукава, которые то сливаются, то расходятся вновь. Берега реки низкие, поэтому Евфрат часто меняет свой путь к морю. При этом старое русло постепенно превращается в болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжелые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Низовья Евфрата долгое время не привлекали внимания земледельцев и скотоводов Передней Азии.

Неизвестно, откуда шумеры пришли в низовья Евфрата. В шумерских легендах упомянуты только высокие горы на их забытой родине, путь по морю, приведший их к устью Евфрата, и остров в море, который шумеры считали не только своей древней родиной, но и прародиной всех людей вообще. Известно, что речь идет об острове, который в древности называли Дильмун, а сейчас — Бахрейн. На Бахрейне, однако, нет высоких гор, поэтому историки постарались проверить, есть ли правда в этих преданиях. В результате раскопок на острове были обнаружены древние шумерские поселения и кладбища, но они относятся к тому времени, когда шумеры жили уже и в Междуречье. Возможно, на Бахрейне найдены просто небольшие торговые городки, связанные с главными городами на Евфрате.

Шумеры сильно отличались от окружавших их народов.

В наши дни уже расшифрованы шумерские «клинописные» тексты, составлены словари шумерского языка. Шумерский язык не похож ни на один из древних и современных языков, поэтому неясно, с какими народами древности шумеры «состояли в родстве», хотя высказывались гипотезы о возможных «родственниках» на Кавказе, в Гималаях, на Памире.

Кроме плодородных, но еще не освоенных земель, территория шумеров была богата только большим количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд металлов здесь не было. Шумеры строили дома из необожженных глиняных кирпичей, крыши настилались из тростника. Для ловли рыбы и речных путешествий использовали плетенные из тростника небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой.

Из глины шумеры делали дома и посуду, предметы утвари и детские игрушки. Из сырой глины изготавливались и небольшие плоские таблички, на которые острой палочкой, а затем при помощи калама — специальной палочки с заострённым концом треугольной формы - наносились письменные знаки. Линии были неодинаковой толщины, были похожими на клинышки, поэтому шумерское письмо называют «клинописью». Таблички с важными документами, которые надо было сохранить, обжигали на огне. Самые ранние записи в Шумере принадлежат храмовым чиновникам.

Орошение полей в Междуречье требовало накопления специальных знаний и четкой координации действий многих людей. Когда по каналам на поля поступало слишком много воды, она просачивалась под землю и соединялась с солеными подземными грунтовыми водами. В результате соль вместе с водой выносилась на поверхность полей. Пшеница на таких землях совсем не росла, а рожь и ячмень давали невысокие урожаи. Засоленные поля забрасывали или пасли на них овец. Жизненно важным было умение определять количество воды, достаточное для полива полей: излишек или недостаток влаги были губительны для урожая. Оптимальным в этих условиях было централизованное руководство орошением полей. Такими центрами управления сельским хозяйством, а значит, и всей жизнью людей, в Шумере стали храмы. В крупных храмовых хозяйствах жрецы специально занимались измерением земельных участков, организовывали прокладку каналов, вели счет собранному урожаю. Храм управлял жизнью соседних городов и деревень, собирал с населения подати, раздавал еду в голодные годы. Земледельцы в Шумере объединялись в храмовые общины.

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Важное значение имело скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век.

С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен ведутся как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном, Индией, государствами Малой Азии.

Шумер на протяжении семи веков своей истории не представлял собой единого государства. Области страны были отделены друг от друга протоками Евфрата и болотами и имели свои особенности развития. Центром каждой области был сильный и богатый город, возникший вокруг храма, посвященного местному богу. Всего в Шумере было несколько десятков самостоятельных городов и областей. Самыми известными из шумерских городов были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма.

Управляли городом и областью жрецы главного городского храма; верховный жрец носил титул «эн» или «энси». В меньшей степени с храмом был связан командир городского ополчения - «лугаль», однако и лугали часто происходили из жреческих семей. На протяжении долгого времени власть жрецов была в Шумере намного сильнее власти военных вождей. Особое положение жрецов в Шумере подкреплялось и продуманной организацией храмового хозяйства. Сначала у храмов не было своей земли, каждая деревня просто выделяла «богу» особый участок поля, который обрабатывали сообща, а собранный с этого участка урожай община отдавала храму. Постепенно храмы отторгли у общин эти земли и стали вести на них собственное хозяйство, появились и зависимые от них люди, которые работали на храмовых землях за продуктовый паек.

Рабов в Шумере вначале было немного, и их труд не играл большой роли в хозяйстве. В Шумере очень рано была разрешена законом купля и продажа земли. Пользуясь этим, храмы увеличивали свои владения, все больше становилось безземельных крестьян, вынужденных работать на храмовых полях. Часть полей храм сдавал в аренду.

Часто происходили столкновения между храмами и лугалями. Лугали стремились завоевать соседние города, объединить страну и объявить себя царями. Для этого им нужно было превратить городское войско в свою собственную дружину, послушную всем приказам предводителя. Однако у лугаля не было средств, чтобы содержать такое войско, поэтому он начинал торговаться с храмами и просил у них землю для раздачи ее своим воинам. Взамен лугаль, по-видимому, обещал жрецам покорение городов-соперников и богатые подарки из военной добычи. Иногда лугалю удавалось получить доступ к храмовым землям, и тогда он сгонял с полей крестьян, сажал вместо них своих воинов, отменял раздачи продуктов населению, передавал храмовую землю по наследству своим сыновьям. Как правило, это негативно сказывалось на хозяйстве в целом.

Ни один из шумерских лугалей не был достаточно силен, чтобы объединить страну под своей властью. Незадолго до 2300 г. до н.э. беспорядки в шумерских городах и войны между городами приобретают особенно разрушительный характер.

Шумеры были наделены сильным религиозным чувством, их представления о богах, начале мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях. Каждый город-государство имел своего бога-покровителя, также были боги, которые почитались во всей Месопотамии. В образах богов угадываются силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли, воды (бог неба Ан, бог земли Энлиль, бог воды Энки). Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Большое значение в шумерской религии имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Одной из таких богинь них была богиня Инанна, покровительница города Урука. Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге (Думузи). Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. Но есть и заметные различия; так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Многие шумерские предания переняли древние евреи; они были записаны в Библии.

Шумеры (до расцвета греческой культуры) были лучшими математиками и астрономами древности. Знания, накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочисленных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйственные записи, наблюдать звездное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость (которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека, поэтому многие изображения людей отличались у них большими оттопыренными ушами). Правители часто изображались в особой «позе строителя» — с чертежом здания, разложенным на коленях, с небольшим ведерком сырой глины, поставленным у ног: правителю более соответствует образ созидателя, чем воина.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Она была усовершенствована во II тыс. до н.э. финикийцами и составила основу почти всех современных алфавитов. В Шумере обучались письму только дети жрецов, управляющих чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц. Писцы составляли узкую социальную группу. Письменность служила лишь целям государственного и культового характера.

Шумерам не удалось создать единое царство, объединить страну смог аккадец - Саргон, позднее названный «древним». Аккадцы – народ, живший в Междуречье к северу от шумеров. Вначале они были кочевниками-скотоводами, позже обратились к земледелию и поддерживали с шумерами тесные отношения. Воспользовавшись распрями между лугалями, Саргон укрепился сначала на севере Шумера, за несколько лет создал сильную армию, вооружил ее дальнобойными луками (шумерские воины пользовались в битве только мечом и копьем), а вскоре захватил и юг страны. Саргон не принял ни одного из почетных шумерских титулов и не выбрал ни один из древних шумерских городов своей столицей. Он стал именовать себя царем Шумера и Аккада и построил новую столицу — город Аккаде. Саргон установил контроль над всеми храмовыми хозяйствами, но взамен храмы постоянно получали богатые дары. Саргон создал большое количество чиновничьих должностей, и многие из людей, которые кормились возле храмов, перешли на царскую службу. Возникло мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее около ста лет, примерно 2300-х по 2200-е г. до н.э. Наивысшего подъема это царство достигло при внуке Саргона, Нарам-Сине 2236—2200 гг. до н.э.). Шумеры начинают постепенно смешиваться с аккадцами и другими степными народами; одновременно шумерская культура широко распространилась в Междуречье и на много веков пережила создавший ее народ. Аккадский язык вытеснил шумерский и стал главным на всей территории Месопотамии.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храм – «жилище Бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида (но в отличие от нее не был загробным храмом).

Скульптура в Шумере имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаще всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически, без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В аккадский период скульптура становится более реалистичной, приобретает индивидуальные черты.

Высокого уровня достигла шумерская литература. Значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше».

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его покоряет Вавилония.

История Вавилонии распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э. (который завершился нашествием кочевников-амореев), и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.). Наиболее знамениты два артефакта этого времени. Это, во-первых, Законы Хаммурапи - самый выдающийся памятник древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом Солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла расцвета при царе Навуходоносоре (605 - 562 гг. до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святилище Мардука - главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием; башня упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI век до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого внимания заслуживают достижения Вавилонии в астрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты создали астрологию и традицию составления гороскопов. Вавилоняне заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э.

Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII веку до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии ведущим искусством оставалась архитектура. Наиболее значительными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии. Широкую известность приобрели ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события. Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, динамикой и экспрессией.

В VII веке до н.э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тысяч глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика, - только этого уже было бы достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

 

Культура Индии.

Исследователи называют Индию страной, в которой не было истории (в европейском понимании этого слова). Исторические события в Индии происходили, но экономика и социальная структура общества обнаруживали удивительное постоянство. В связи с господством устной традиции в Индии долгое время не существовало письменной истории. Политическая история долгое время не интересовала индийцев; они совершенно не заботились о выстраивании событий в цепочку и расположении их в хронологическом порядке. В распоряжении исследователей практически нет документов, записей событий, летописных хроник. Делать выводы о древнеиндийском обществе трудно, хронология относительна. Социально-историческая память существовала исключительно в религиозно-мифологической и эпической формах. Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до нашей эры.

Индия на протяжении тысячелетий представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами. Хотя в период правления династии Гуптов и династии Маурьев удавалось добиваться централизации страны, она почти не была централизованным государством (не случайно именно с правлением этих династий связаны периоды расцвета индийской культуры).

Учитывая отсутствие исторических источников и ту роль, которую в жизни Индии выполняла религия, наиболее значительные периоды можно выделить в связи со сменой верований. За тысячелетия индийской истории на ее территории сменилось несколько типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам. Индия была перекрестком зарождения религий, с появлением каждой из них связан целый этап в развитии культуры при относительной неизменности социально-политической структуры.

Протоиндийской цивилизацией (цивилизацией предшествовавшей) считается ранняя цивилизация, образовавшаяся в Индии около 3000г. до н.э., так называемая индская цивилизация. Благодаря археологическим раскопкам стали широко известны местонахождения более сотни древнейших городов. В Мохенджо-Даро и в Хараппе были найдены сооружения, строившиеся по строгому плану, зернохранилища, совершенная система водопровода, памятники письменности, которые, однако, не удалось прочитать до сих пор. Чрезвычайный консерватизм этих культур является наиболее яркой их особенностью. Население этих городов по своему этническому происхождению было близко к народам ближневосточного региона.

Начиная с XVIII в. до н. э. цивилизации долины Инда начали приходить в упадок и в дальнейшем исчезли, не оказав существенного влияния на пришедшую ей на смену культуру индоариев. Индоевропейские племена, называвшие себя ариями, около XV в. до н.э. заняли долину Инда и стали мигрировать далее на восток. Сам термин арий означает «благородный». Для арийских племен был характерен высокий уровень материальной культуры, а их язык и верования определили исторический путь индийской цивилизации на долгие тысячелетия, вплоть до наших дней.

О религии создателей индийской цивилизации точных сведений нет. Не были найдены следы царских захоронений и храмов, возможно, религиозные ритуалы жители совершали в домах. Найденные бассейны-купальни также могли использоваться в ритуальных целях: предполагается, что жители практиковали обрядовое омовение, как это делается в Индии до сих пор.

Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический период (по названию древнейших религиозных текстов – вед). Веды представляют собой собрания тестов, которые распадаются на четыре сборника: Ригведа — книга гимнов; Самаведа и Яджурведа — сборники молитвенных заклинаний и обрядов; самая поздняя – Атхарваведа, книга песнопений и магических заклинаний. В течение многих веков они передавались устно и были записаны гораздо позднее.

Религия арийцев представляла собой политеизм (в ведах упоминается до 3000 богов). Ведические боги делятся на две группы: асуров и дэвов. В позднейшее время асуры стали злыми духами, а дэвы — добрыми. В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения, преимущественно бескровные, рассматривавшиеся как кормление богов. Жертвы приносились под открытым небом, посредством сжигания масла, причем для жертвоприношения трением получали «живой» огонь. Не было изображений богов, их святилищ и храмов. Представления о загробном мире были неразвиты.

В начале I тыс. до н.э. начинается брахманский период в истории Индии. В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами, или варнами, были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья), вайшьи, (земледельцы, скотоводы и торговцы) и шудры (слуги). Каста брахманов имела наиболее высокий статус в обществе. Возможно, три первые касты были арийскими по своему происхождению, а четвертая включала потомков покоренных племен, живших в Индии до прихода арийцев (дравидов, мунда и др.).

Древний миф повествует о том, что касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его появились брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры.

Брахманизм – политеистическая религия. Выделяется Троица (Тримурти) главных богов: Брахма, Шива и Вишну. Видное место начинают занимать женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии; у многих мужских божеств появляется своя женская пара.

Все культовые действия выполняли только брахманы, причем главным богом брахманов был сам Брахма, а у кшатриев - единственный из ведических богов, сохранивших свое значение, - Индра.

В брахманскую эпоху формулируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит реинкарнация. Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни, прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил. Исполняя все правила поведения, человек может воплотиться в следующем рождении в более высокой касте. Нарушая их, можно оказаться не только в более низкой касте, но и превратиться в животное. Непрерывное колесо превращений называлось сансарой. Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма (это понятие чаще всего переводится как судьба). Судьба человека истолковывается как результат его поступков в прежней жизни. Своим поведением человек создает свою будущую судьбу.

Боги брахманизма могли обладать как зооморфными, так и антропоморфными чертами. Значительное влияние в брахманский период получила религиозно-философская литература, в первую очередь многочисленные богословские трактаты, называемые Упанишадами. В Упанишадах отражены шесть философских систем: Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Ньяя и Вайшешика. Ученые называют Индию «страной философов», отмечая, что философские диспуты и дискуссии были повседневностью индийских княжеских дворов.

Особое развитие в Индии и за ее пределами получила йога - аскетическое учение, применяющим религиозные и философские принципы для самосовершенствования. Целью практики йогов стало усовершенствование души и сохранение чистоты тела, ими были разработаны приемы дыхания и специальные упражнения - асаны. Учение йоги позволяет человеку добиться поразительного психологического контроля над своим телом.

На рубеже VI—V вв. до н.э. в Индии распространяется новая религия - буддизм. Основоположником учения считается принц Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. При его рождении было предсказано, что он может стать либо великим царем, либо же, если встретится со страданием, проповедником. Красивейшее предание рассказывает о том, что его отец, окружив сына роскошью, устранял из его жизни все, что могло опечалить юного принца. Принц не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, старость, болезнь и смерть. Он, не покидая своих прекрасных дворцов и садов, женился на любимой женщине, у него родился сын. Но отцу не удалось сберечь принца Сиддхартху от встречи со страданием: принц увидел дряхлого старика, больного проказой, похоронную процессию и узнал, что старость, болезнь и смерть — удел всех людей. После встречи с нищим монахом молодой принц покидает дворец и семью и становится аскетом-отшельником. Но и годы аскетизма не принесли удовлетворения Гаутаме. Он пришел к убеждению, что его прежняя жизнь, полная удовольствий, и нынешняя жизнь с добровольными ограничениями и страданиями есть лишь крайности, далекие от правильного «серединного» пути. Однажды в момент мистического озарения он становится Буддой — Просветленным и открывает четыре истины:

1) вся жизнь — страдание; человек рождается в страданиях, страдая, живет и умирает;

2) причина страданий заключается в желаниях человека;

3) чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;

4) путь избавления от страданий — это путь Будды, путь самоуглубления, ведущий к просветлению духа (т.н. «восьмисоставный» путь).

Открыв свой путь, Будда начал проповедническую деятельность и провел так 40 лет. У него было множество учеников и последователей по всей Индии.

Буддизм полностью принимает такие идеи брахманизма, как реинкарнация, сансара и карма. Но сансара уже не рассматривается как вечное колесо перерождений; целью буддизма становится выход из сансары. Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны. Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавления от страданий. Избавиться от мучительной сансары и прийти к нирване человек может только сам, и помочь ему в этом не могут даже боги, сами подчиненные закону сансары. Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов, но и сам он не спасает, а лишь указывает правильный путь. Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек, независимо от своего социального происхождения и касты (сам Будда был не брахманом, а принадлежал к касте кшатриев). Как учение буддизм весьма оригинален; его иногда называют религией без бога. Будда не отрицал существования богов брахманизма, но он считал, что они не в силах помочь человеку. Человек спасается от страданий только собственными усилиями.

Буддистские общины представляли собой братства людей разных каст, живших исключительно за счет подаяния и носивших одежду желтого цвета, который в Индии был присвоен низшей касте. Хорошая организация монашеских общин (повиновение старшим и дисциплина) содействовала широкому распространению буддизма, который как учение был несравненно демократичнее брахманизма, что способствовало широкому успеху новой религии. Брахманизм обращался к аристократическим слоям, требовал дорогостоящих жертвоприношений и обременительных обрядов, а буддизм простотой своей проповеди, обращенной к каждому человеку на простом разговорном языке, не мог не снискать себе сторонников.

В III в. до н.э. буддистское учение стало господствующей религией в Индии. Цари династии Маурьев стали покровителями буддизма. Представитель этой династии Ашока объявил буддизм государственной религией. Еще более широкое распространение получил буддизм в I—II вв. н.э.; распространившись по Индии, он начал проникать и за ее пределы, в том числе в Китай и Японию.

В I в. н.э. буддизм распался на два течения: хинаяну (букв. «малая колесница») и махаяну («большая колесница»). Хинаяна оставалась «узким путем спасения» исключительно для монахов с многочисленными моральными запретами и ограничениями. В настоящее время термин «хинаяна» не употребляется, традиции раннего буддизма сохраняет школа «тхеравада».

Махаяна подверглась изменениям в сравнении с ранним буддизмом, став в некоторой степени уступкой брахманизму: Будда стал почитаться почти как бог, возник его культ и появилось представление о множестве будд, в число которых были включены и брахманские боги. Число будд доходит до тысячи. Наиболее почитаются из них Шакьямуни — основатель буддистского учения и Майтрейя — ожидаемый, будущий учитель. Предметом почитания в махаяне стали также бодхисатвы — люди, достигшие состояния перехода в нирвану, но добровольно оставшиеся в мире ради помощи другим. Махаяна допускает, что не только монахам, но и мирянам может быть доступна нирвана. Души праведников пребывают в блаженной стране, прежде чем достигнут нирваны. В Махаяне первоначальное учение буддизма было изменено, приспособлено к менее утонченному восприятию, стало более понятным, и именно в этой форме буддизм проникал в различные страны.

В самой Индии, буддизм, однако, не удержался. Исследователи видят причину в том, что он представлял собой учение, направленное против кастовых различий. Выступая в качестве антитезы брахманизму, буддизм способствовал его изменению, демократизации и превращению в индуизм.

В эпоху индуизма в традиционных верованиях индийцев возникают новые явления. Появляются общественные красочные обряды, выделяются места паломничества и строятся храмы, становятся традицией торжественные церемонии и процессии. Отличительной чертой индуизма становится крайняя веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах — воплощениях богов. Каждое небесное божество может иметь свою аватару — земное воплощение. Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну. В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят гуру — учителя мудрости. От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив некоторые положения буддизма. Так в индуизме появились боги-спасители, которыми стали Кришна, Рама и Будда. В индуизме сохранился характер политеизма и зооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных. Если в древности жрецы были лишь хранителями знания и исполняли обряды, то в эпоху индуизма они становятся руководителями религиозной жизни, учителями.

Большинство сект индуизма можно объединить в две группы: шиваизм и вишнуизм, в зависимости от того, какое главное божество ими почитается.

Шива - высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушительные силы мира. Воплощением энергии Шивы является его танец (Шива - покровитель танца). Многие устрашающие черты облика и культа Шивы связаны с тем, что в индуистской триаде он выступает как бог-разрушитель, уничтожающий мир и богов в конце каждого периода (кальпы). В одном из мифов рассказывается о том, как, разгневавшись на Брахму, Шива отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм (поэтому он изображается как в виде аскета, так и в виде танцора).

Бог Вишну олицетворяет энергию созидания. Основное содержание мифов об аватарах бога Вишну составляет мотив торжества добра над злом. Вишну появляется во многих воплощениях-аватарах, как в облике животных (вепря, черепахи, рыбы), так и образе человека (Кришна и Рама).

Поскольку в индуизме почитается огромное количество богов вместе с их аватарами, существуют многочисленные местные культы и секты, назвать его единой религией можно лишь условно. Сложнейшая система мифов делает индуизм учением, с трудом поддающимся логическому изложению. Обязательных для всех верующих догматов немного: признание священного авторитета вед, учение о переселении душ и о карме, вера в богоустановленность каст. Историки считают, что именно пестрота религиозных организаций индуизма сделала возможным сначала мусульманское завоевание Индии, а позднее — подчинение Индии англичанам.

В конце I тыс. н.э. на территории Индии начинает распространяться ислам. Мусульмане жили рядом с индусами, перенимая у них многие мифы и религиозные обряды. В сравнении с индусами мусульманские племена имели более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая религия, поэтому Индия быстро попала сначала под власть Делийского султаната (1206 – 1555), а затем — династии Великих Моголов. Ислам, будучи монотеизмом, качественно отличался от предыдущих религиозных учений, которые индуизм мог успешно ассимилировать благодаря своей гибкой структуре.

Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии: было образовано первое в эпоху средневековья централизованное индийское государство, ислам на севере Индии укрепился как государственная религия, возникло индийское мусульманское искусство.

Используя социологические термины, можно охарактеризовать индийское общество как закрытое и немобильное. Общество жестко делилось на страты, в качестве которых и выступали касты. В нем не существовало «лифтов» социальной мобильности: никакие личные заслуги и дарования не давали человеку возможность повысить свой социальный статус. Так, например, образование было доступно исключительно касте брахманов. Брак между представителями разных каст был запрещен. Если бы брахман задумал жениться на девушке из низшей касты, он не только не поднял бы ее до своего социального статуса, но и сам бы выпал из кастовой системы, нарушив порядок.

Для политической жизни древней и средневековой Индии было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований. Они быстро сменяли друг друга, их территории, имена правящих династий сливались в круговорот названий и в силу отсутствия письменных источников даже с трудом устанавливаются. Известный исследователь Л. С. Васильев отмечает, что относительная слабость политической власти в истории Индии определялась прежде всего спецификой индийского общества с его системой строго фиксированных сословий (варн, позже — каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была альтернативой слабой политической власти, а быть может и ее причиной. Общество могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ведь его внутренние законы с успехом выполняли политико-административные функции. Возможно именно поэтому, несмотря на красивые легенды, воспевающие героев эпических сказаний, в реальной жизни Индии оставалось очень мало места для амбиций властолюбивых политических лидеров».

Деление общества на слои было зафиксировано еще в преданиях Ригведы. Самой почетной была каста брахманов. Именно ее представители совершали жертвоприношения, обряды и церемонии. Родившемуся в семье брахмана мальчику давали образование: на протяжении многих лет он должен был изучать древние тексты, запоминая их наизусть. Священные тексты вед, записанные за 3 века до нашей эры, до этого передавались исключительно в устной традиции. В чтении наизусть не должно было быть ошибок, которые расценивались не только как грех, но и как катастрофа для ритуала.

Техника запоминания больших текстов, созданная брахманами, настолько интересна, что современные психологи используют ее как особую мнемотехнику (систему запоминания и развития памяти). Текст разбивается на небольшие фрагменты, каждый из которых заучивается день за днем. Запоминаемый текст, увеличиваясь, воспроизводится снова и снова целиком. Текст буквально «внедряется» в личность ученика и остается в его памяти на всю жизнь, подкрепляемый повторением. В условиях господства устной традиции брахманы были живой памятью индийской культуры. Жрецы-брахманы монополизировали культ и обряды, а также право изучения священных текстов и даже само право на образование, строго охраняя кастовые различия.

Считался законным только брак в пределах касты, в ее же пределах можно было принимать пищу, человеку предписывался род занятий, свойственный его группе. Поскольку рождение в той или иной касте трактовалось как результат поведения человека в его прошлых рождениях, кастовый принцип сыграл огромную роль в истории и культуре Индии. Индийское общество оказалось обществом с наиболее жесткой социальной структурой из всех известных исследователям. Закон кармы заставлял индийцев принимать имеющийся социальный порядок без намеков на сопротивление.

История Индии не знает в отличие от Китая ни крестьянских восстаний, ни народных движений. Признание закона кармы диктовало людям смирение с их положением в обществе, а все надежды возлагались на будущую жизнь. Не имея возможности ничего изменить в своей судьбе при жизни, индиец обращался к духовной практике. Именно в религиозных, мифологических, философских системах можно было обрести возможность самореализации, практически закрытую в реальной жизни.

Кастовые основы социальной структуры индийского общества разрушал буддизм, ставший распространенным учением в Индии с начала второй половины I тыс. до н. э.. Ашока сделал буддизм государственной религией. При нем держава Маурьев достигла своего расцвета, превратившись в империю. В стране была развита система государственной администрации. Указы Ашоки (надписи, высеченные на камне) сообщают о благочестии государя и содержат наставления подданным. В своих надписях Ашока призывал население почитать проповедников-буддистов, да и сами надписи были, по сути дела, проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Возможно, что их первоначальный текст составлял сам Ашока.

Ашока, как и его предшественники из династии Маурьев, покровительствовал буддизму и рассылал специальные миссии, проповедовавшие учение Будды в других странах. При нем стали строиться буддистские монастыри. Династия Маурьев пыталась ограничить привилегии аристократии, увеличить доходы казны и сосредоточить в своих руках управление государством. Царь Ашока отказался от агрессивных войн и даже во внутреннем управлении пытался проявлять человеколюбие. Он подавал пример праведного правления, надеясь убедить соседей в достоинствах своей новой политики. Ашока объявил всех подданных своими детьми, поддерживал учение о непричинении вреда людям и животным. Политика Ашоки была политикой царя-буддиста, он пытался реализовать религиозную утопию и, конечно же, потерпел поражение. Конец его царствования был отмечен нестабильностью, а после его правления империя распалась. Миролюбивая гуманная политика Ашоки была забыта, цари снова обратились к завоевательным походам. Попытка объединения Индии была предпринята вновь в IV в. н. э., когда под властью Гуптов были собраны земли Ганга и большие территории вокруг них. Однако и это централизованное государство просуществовало недолго.

На рубеже нашей эры система варн во многом изменилась. Количество брахманов росло и оказалось явно излишним для религиозных нужд. Кшатрии же, напротив, уменьшались в числе за счет смены власти и династий, войн и сражений. Система варн была изменена. На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Она оказалась более гибкой и имела целый ряд особенностей. Касты в отличие от варн являлись корпорациями, т. е. имели внутреннюю организацию: регламент занятий, органы управления, кассы взаимопомощи. Остался обычай заключения брака внутри касты, воспитание детей в духе ее обычаев. Главный принцип остался неизменным: сформулированное еще брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило утверждало, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться с ней всю жизнь. Особенностью Индии являлась слабость традиционной индийской государственности при сильной социальной структуре. Именно эта слабость привела к тому, что в период, соотносимый с европейским средневековьем до исламизации Индии, уже не было империй, а многочисленные автономные государства-княжества боролись между собой за власть. Верхушечная политическая борьба за власть мало отражалась на жизни рядовых индийцев, поскольку костяк социальной структуры Индии составляла именно варно-кастовая система.

Еще одна особенность индийской социальной структуры — это община. Община была замкнутым социально-экономическим образованием, который обеспечивал порядок и управление деревенской жизнью. Фернан Бродель считает, что тайной всей истории Индии была именно общинная организация деревни.

С XI в. Индия неоднократно подвергалась набегам тюркских завоевателей, а в начале XIII в. возник Делийский султанат и начался активный процесс исламизации Индии. Господствующее политическое положение мусульман оказало влияние на культурное развитие страны. Значительная часть индийского населения приобщилась к мусульманской вере, а в культуре и искусстве наступил так называемый индо-исламский период.

Основанная на исламе политическая структура была сильнее и жизнеспособнее, чем существовавшие до нее объединения. Индуизм был далек от непосредственного политического управления, а в мусульманстве религия и политика были тесно взаимосвязаны. Однако исламизация значительной части городского населения не изменила привычных форм социальной жизни индийского народа с кастовым делением как важнейшим ее принципом. Города мусульманской Индии успешно развивались, благодаря расширению связей с миром ислама расцветала торговля. Делийский султанат просуществовал три с лишним века. Но индуистская основа и исламское управление делали султанат в Индии не столь прочным, как в странах с мусульманским населением.

В 1526 г. почти всю Индию объединила под своей властью империя Великих Моголов. Покорителем Индии стал Бабур, вошедший в историю не только как великий завоеватель, но и как просвещенный правитель и поэт, автор «Бабур-наме». В период правления Моголов тенденция взаимопроникновения двух культур — индуистской и мусульманской — усилилась, но отчужденность и даже враждебность между мусульманами и индусами была непреодолима. Ислам нетерпимо относился к идолопоклонству, в качестве которого рассматривал индуизм. Для индусов был неприемлем монотеизм мусульманства и принцип равенства всех людей перед аллахом.

Исследователи считают, что уровень жизни индийцев XVII—XVIII вв. был сравним с уровнем жизни европейцев, но на протяжении именно XIX в. наблюдалось экономическое отставание Индии от Запада, переживающего промышленную революцию. Индийское земледелие было высокопродуктивным благодаря возможности собирать два урожая в году и высокой продуктивности риса как культуры.

Нищета деревенских масс соседствовала с престижным потреблением высших слоев. Особенностью Индии стали бесчисленные ремесленники, представлявшие собой обильную и низкооплачиваемую рабочую силу. Мастерство индийских ремесленников славилось по всему миру. С древнейших времен традиции индийских ремесленников развивались в разных направлениях: были ремесленники, работавшие для царя и двора, и деревенские ремесленники, принципы работы которых чаще всего базировались на местных традициях. Творчество было полностью анонимно.

Каждая из каст вела свой собственный образ жизни. Из памятников индийской литературы можно почерпнуть сведения о жизни как простых индийцев, так и представителей высших каст. Как и в любом традиционном обществе, главнейшая роль принадлежала религии. Богатейшая мифологическая система сначала брахманизма, а затем и индуизма задавала ту систему образов и ритуалов, которые сопровождали индийца на протяжении всей его жизни. Танцевальное и музыкальное творчество индийцев основывалось именно на мифах, представляло их и распространяло. В мифах и легендах, вошедших в эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», индийцы черпали темы для своих творений, для обрядов и ритуалов. Эти ритуалы были очень многоплановы. В них использовались песни и танцы, живопись, магические формулы. Вся огромная страна была связана единым языком ритуала, общей символикой и мировосприятием. На протяжении всего индуистского года один за другим следовали многочисленные праздники, в которых участвовали все индийцы. Праздники сопровождались танцами, музыкальными и театральными представлениями.

Различные религии, перекрещивавшиеся в Индии, представляли и различные трактовки любви. Если для буддизма идеалом было безбрачие, то брахманизм и индуизм, напротив, придавали эротике сакральный характер, приписывая ей мистическое значение. Чувственной любви были посвящены литературные произведения и трактаты. Самый знаменитый из них — «Кама сутра» — представляет любовные отношения как науку и искусство. В целом же отношение индийцев к женщине было двойственным. Она не имела возможности проявить собственную инициативу, приветствовались лишь ее покорность и преданность. При этом в искусстве и любовной игре женщина становилась богиней.

Так, например, в романе Дандина «Приключения десяти принцев» (VI—VII вв. н. э.) мать рассказывает, каким наукам и искусствам обучается ее дочь. Преподаются науки, имеющее то или иное отношение к любви, и все, что к ним относится. Основательно изучаются танцы, пение, игра на инструментах, театр, живопись, приготовление сладостей, духов и искусство составления букетов и гирлянд. Основательно изучаются также письмо и ловкость в разговоре. Науки: грамматика, логика и астрономия — изучаются поверхностно, лишь настолько, чтобы знать о чем идет речь, происходит основательное ознакомление с возможностью добывания средств к жизни, с игривой ловкостью разговоров, с искусством азартных игр (Дандин. Приключения десяти принцев, М., 1974). Описание обучения красивой и богатой куртизанки показывает, что отношения между мужчиной и женщиной в индийской культуре становятся особой формой культурного развития, эти отношения рассматривались религией не как греховные, а, напротив, сакральные.

Наследие индийского искусства необъятно. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества запечатлены в первую очередь в литературных памятниках. На протяжении длительного периода (с середины II тыс. до н.э. до IV в. н.э.) складывались два индийских эпоса — «Махабхарата» и «Рамаяна».

В основе сюжета первого лежит вражда двух царских родов: братьев Пандавов и Кауравов, борьба которых заканчивается торжеством попранной справедливости. В сюжет вплетены многочисленные вставные эпизоды, сказания, даже философский трактат «Бхагавадгита». Царевич Рама, герой «Рамаяны», отправляется на поиск похищенной демоном Раваной своей жены Ситы. Оба эпоса создавались в устной традиции и на протяжении многих веков передавались певцами-сказителями. «Махабхарата» и «Рамаяна» до сих пор очень популярны в Индии, по их сюжетам поставлены фильмы. Оба эпоса всегда были неисчерпаемым источником тем и сюжетов индийского искусства.

Памятников изобразительного искусства периода с середины II — до середины I тыс. до н.э. почти не сохранилось. Брахманская традиция не знала храмового строительства и развитого изобразительного искусства. Проследить развитие индийского искусства можно лишь с III в. до н.э., с эпохи правления династии Ашоки, по повелению которого строились буддистские храмы и каменные колонны, украшенные капителями. Одна из них, знаменитая львиная капитель, стала национальной эмблемой современной Индии.

В эпоху Гуптов сложилась практика храмового строительства. В Индии появляются вначале пещерные храмы (в частности, вблизи города Аджанты). Содержание росписей пещерных храмов составляют сцены из жизни Будды. В правление Гуптов успехи в архитектуре и живописи были столь значительны, что этот период можно считать золотым веком индийского искусства. Изображение Будды приобретает все большую углубленность и одухотворенность, рассказы о его перерождениях занимают значительное место в литературной прозе Древней Индии.

О


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: