Syllabus
Содержание лекционных занятий.
Модуль 1.
№ п./п | Наименование темы и содержания | Кол-во часов |
Л1-2 | Раздел 1. Основные вопросы теории культурологии. Введение. Культура как сложное общественное явление. История и логика развития понятия культуры. Культура и мир человека. Культура как мир знаков и значений. Материальная и духовная культура, ее роль в системе ценностей. Ценности: классификация и проблема. Миф как явление культуры эволюции. Традиции инновации в культуре. Культура и нравственность. | 1ч. |
Л 3-4 | Тема 2. Развитие и становление теории культурологии. Культурология как наука в разделе общественных наук. Современные западные теории культуры и цивилизации. Проблема культуры в трудах казахских просветителей. Культура и цивилизация. Античные мыслители о культуре. Культура и религия. Феномен культуры в эпоху Ренессанса. Парадигмы культуры ХХ века. | 1 ч. |
Л 5-6 | Раздел 2.Мировые культуры и цивилизацию Тема 3. Центры древней культуры и цивилизации: Вавилон, Египет, Китай, Индия. Особенности Вавилонской культуры.Вавилонская культура- древняя культура человечества. Египетская культура: пирамиды, письменность, мировоззрение и вероисповедание. Культура Древнего Китая. История китайского иероглифа.Древнекитайское искусство. Основные направления в Индийской культуре и философские школы. Наука и искусство Древней Индии. Поэма «Легенда о Гильгамеше»-литературный памятник шумерской цивилизации.Книга «Авест». Египетская пирамида. «Книга мертвых». Поэма Махабхарата Рамаяна. Религиозный и духовный мир Древнего Китая. Художественнаяя культура Древнего Китая. Проблема соотношения понятия культуры и цивилизации. Понятие цивилизации. Столкновение цивилизаций. Основные культурные центры цивилизации. Концепции развития цивилизаций А.Тойнби и П.Сорокина. | 1ч. |
Л7-8 | Тема 4.Античная культура. Греческая космология и философия. Культура эпохи эллинизма. Культура Древнего Рима. Роль античной культуры в становлении Европейской цивилизации. Древнегреческая культура и архитектура. Культура Рима в эпоху империи. Афинская демократия. Поэты Гомера. Ораторское искусство Рима. Цицерон. . | 1ч. |
Л 9-10 | Тема 5. Арабско-персидская средневековая культура. Средневековая Арабская культура и ислам. Духовный и материальный мир народа, принимающего ислам. Особенности персидской культуры. Поэты Омар Хаям, Сагди, Хафиз, Низами, Руми. | 1ч. |
Л 11-12 | Тема 6. Культуры Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и культура Нового времени. Религиозные и художественные каноны средневековой культуры. Культура в период Эпохи Возрождения. Идеалы культуры Возрождения. Реформация. Просвещение и Романтизм как ступени самосознания европейской культуры.Культура Европы Эпохи Просвещения. Историческая роль Византии в развитии христианской культуры. Произведения Данте, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и их место в мировой культуре. Картина мира в культуре Ренессанса. Культурные наследия в в Эпоху Возрождения. Научные и технические открытия в эпоху Нового времени. Романтизм в искусстве. | 1ч. |
Л 13-14 | Раздел 3.Теория и история казахской культуры. Тема 7. Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской культуры. Архаическая культура номадов. Космогония и мифология древних кочевников. Скифо-сакская цивилизация. Мировоззрение саков. Великий шелковый путь в развитии городской культуры. Андроновская культура. Письменность, материальная и духовная культура прототюрков. | 1 час |
|
|
|
|
Содержание практических занятий.
Модуль 1.
Наименование темы и содержания | Кол-во часов |
П 1 Учебный кейс №1 Рассмотреть сущность и функции культурологии, методы познания и значимость для современного общества. Работа с вопросами интеллектуального тренинга, тестовые задания | 1 час |
П 2. Учебный кейс №2 Культурологические концепции Шпенглера, Фрейда, Юнга. Гегеля. Подготовка тезисных вариантов ответа при работе с дополнительной литературой | 1 ч. |
П 3.Учебный кейс№3 Типология цивилизации. Дать классификацию типов цивилизации в табличном варианте. Работа с тестовым материалом. | 1 ч. |
П 4.Учебный кейс №4 Первобытные религии. Работа с дополнительной литературой. Рефераты. | 1 ч. |
П 5.Учебный кейс № 5. Древние цивилизации. Показ фильма по культуре Древнего Египта и Древней Греции. | 1 ч. |
П 6. Учебный кейс №6 Учение даосизма, конфуцианства. Работа с вопросами интеллектуального тренинга,подготовка рефератов | 1 ч. |
П7.Учебный кейс №7 Учение буддизма и индуизма. Работас вопросами интеллектуального тренинга, подготовка рефератов | 1 ч. |
.
Содержание лекционных занятий.
Модуль 2.
№ п./п. | Наименование темы и содержания | Кол-во часов |
Л 15-16 | .Тема 8. Тюркская цивилизация. Письменность и литература. Тюркская цивилизация и ее особенности. Орхоно-Енисейские рунические письмена-памятники древнетюркской литературы. Религии и верования древних тюрков. Основные черты средневековой городской культуры Казахстана. Поэмы Культегина, Тонукока, Бильге кагана. Памятники Куле чор, Мойлы чор. Особенности Иртышской,Таласской письменности. | 1 ч. |
Л 17-18 | Тема 9.Средневековая казахская культура. Мусульманский Ренессанс и культура тюркских народов. Арабо-исламские истоки культуры казахов.Аль-Фараби о пути к истине. Суфизм в мире ислама. Памятники средневековья. «Книга Дадем Коркут»и «Огиз наме», «Дивани луга ата тюрк» Махмуда Кашгари- исследование культуры тюркских племен.. «Кутадгу билик» Жусупа Баласугуна – энциклопедия средневековой тюркской культуры, «Дивани хикмет» К.А.Яссауи. Книга «Кодекс Куманикус». | 1ч. |
Л 19-20 | .Тема 10. Культура кочевников. Традиционная культура казахов. Номадизм как тип культуры. Особенности кочевых культур. Социальная типология казахской культуры. Мировоззрение и верования кочевников. Материальная и духовная культура кочевников. Традиции и обряды кочевников. Особенности традиционной казахской культуры. Институт биев и ораторское искусство среди казахов. Устное народное творчество. Айтыс- словесный шедевр казахского народа. Лирические поэмы устного народного творчества: «Козы-Корпеш-Баян Сулу», «Кыз-Жибек».Национальные инструменты, народные песни, кюй. | 1 ч. |
Л 21-22 | Тема 11. Казахская культура 19-20 веков. Русская культура и ее взаимосвязь с культурой кочевников. Поэты Эпохт «Зарзаман».Национально-демократическое направление казахской культуры в начале 20 века. Новый период казахской культуры. Ч.Валиханов –крупнейший исследователь восточных культур. Абай и казахская культура. И.Алтынсарин- просветитель. Шакарим-поэт и мыслитель. Музыкальное творчество казахских композиторов 19 и 20 веков. | 1 ч. |
Л23-24 | Тема 12. Культура Казахстана в советский период. Современный период казахской культуры. Возрождение национальных культур в современном Казахстане. Развитие сферы образования в период 20-30 годов. Развитие литературы и искусства. Казахское кино. Развитие казахской науки. С.А.Асфендияров, А.Байтурсынов, К.Жубанов, К.И.Сатпаев. Новый период казахской литературы:С.Сейфуллин,И.Жансугуров, М. Ауэзов.Казахстанская культура в период Великой Отечественной войны. Основные ценности парадигмы и противоречия культуры 20 века. Многонациональная культура Казахстана. Типы современной казахской культуры. Либерализация духовной жизни. Модерн: его особенности, социальная и художественная направленность. Авангард как социокультурное явление. Парадигмы культуры 20 века. Современная казахская литература. Театр и кино в культуре 20 века.Достижения казахстанской культуры. | 1ч. |
Л25-26 | 4 раздел. Типология культур. Тема13.История религиозных мировоззрений и вероисповеданий казахского народа. Религия как социальное явление. Феномен первобытных религий. Архаическое искусство. Реликты архаической культуры в современных цивилизациях. Шаманизм как культурный феномен. Первобытная культура. Тотем и табу. Тенгрианство- древняя религия казахов. | 1 ч. |
Л27-28 | Тема 14. Конфуцианство и даосизм. Буддизм. Китайская этнокультура. Учение Конфуцианства. Небесный бог и Конфуцианство. Лао-цзы и его книга «Дао-дзэ-дзин». Абсолютное дао. Второе течение даосизма. Роль Конфуцианства и Даосизма в китайской культуре. Конфуций и идеология императорского Китая. Конфуцианство и даосизм как религия. Роль религии в Индийской культуре. Веды, Упанишады, Брахман и Атман. Буддизм. Направление буддизма: Хинаяна, Махаяна. Индуизм- новое направление буддизма. История буддизма. Мировоззренческие системы индийской культуры: ведизм, буддизм, индуизм.. Роль буддизма в мировой культуре. | 1 ч. |
Л29-30 | Тема 15. Цивилизация христиан. Культура России.Ислам. Идея христианства. Библия- священная книга христианства. Роль христианства в развитии Европейской культуры.Католическая церковь и Папа Римский. Православие. Русская церковь. Протестанты и христианское направление. Мировоззрение древних славян.Принятие христианства. Письменность на Руси. Культура России 17-18 веков. Современная русская культура. Древнеславянское мировоззрение. Софийский собор. Роль Москвы в развитии славянской культуры. Культура России в период 20-21 веков. История исламской культуры. Коран- священная книга ислама. Обряды и традиции ислама. Теория и практика ислама. Художественная литература в исламском мире. Цивилизация ислама. | 1 ч. |
|
|
|
|