Основные принципы работы

Традиционные принципы, на которых основывается работа с неговорящими детьми и приемы работы с ними, описаны в опубликованном ранее пособии автора, к которому мы отсылаем читателя. Однако в данном пособии мы обобщенно представим некие общие принципы и приёмы, которых необходимо придерживаться при реализации каждого из ниже приведенных конспектов. Порядок занятий, описанных в этой книге можно изменять.

1. Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребенка.

2. Внешность взрослого, особенно область рта, должна привлекать внимание ребенка: яркая помада, крупные серьги, необычный шарф и пр.

3. Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов, большинство которых представлено на авторском проекте www.kinderquest.ru

4. Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребенка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия.

5. В случае, если занятия проводятся логопедом, родители предупреждаются об использовании аллергенов и должны высказать свое согласие/несогласие: а также родители обязуются приносить на занятия сменную одежду и обувь с целью поддержания гигиены ребенка.

6. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Любая попытка произнесения подхватывается, поощряется, внимание на ошибках не фиксируется.

7. В начале курса занятий используется в основном сопряженное проговаривание с постепенным переходом к отраженному, а затем самостоятельному произнесению ребенком слов и простых фраз.

8. Лексический материал для занятий подбирается по принципу с одной стороны, частотности использования, с другой стороны доступности для произнесения и онтогенетической последовательности развития слоговой структуры слов. Необходимо избегать слов, содержащих звуки позднего онтогенеза, чтобы заведомо не провоцировать ребенка на нарушение звуконаполняемости. Подробно лексический материал описан в Приложении к пособию автора «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий».

9. С целью активизации внимания логопед использует постоянную смену деятельности, модуса перцепции, а также дополнительные приемы активации: пульверизатор с водой, аппликатор Ляпко, су-джок, колючую шишку, легкое перышко и т.п.

10. Проведение занятий сочетается с соблюдением «сенсорной диеты» в условиях проживания ребенка. Сенсорная диета является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов.

11. Произнесение слов сопровождается отхлопыванием ритма слов, что способствует развитию кинетического праксиса ребенка.

12. Проговаривание слов также сочетают с качанием на качелях или гамаке (подвесном кресле), прыжками на батуте, катанию на фитболе с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции.
13. Работа по формированию слоговой структуры основывается на выкладывании визуальных рядов из предметов, камушков «марблс» (декоративный материал для аквариумного дизайна), полудрагоценных камней и пр., проговаривании слоговых цепочек с одновременной стимуляцией мелкой моторики.

14. Автор намеренно не использует альтернативные способы коммуникации, в т.ч. глобальное чтение, считая, что только в случае отсутствия динамики речевого развития по данной системе занятий, стоит переходить к использованию альтернативных средств.


 

Занятие № 1. «Осень»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: