Цель занятия - Изучение статистических функций EXCEL для обработки и визуализации данных эксперимента.
Задание 1. Изучение способа формирования таблицы и ввода данных в EXCEL
Цель задания 1: освоение способа ввода данных и оформления таблицы в EXCEL
Указания по выполнению задания 1.
1. Создать таблицу для 15 человек из группы А, которая включает столбцы: ФИО, возраст, пол, IQ
Анализ данных испытуемых группы А | ||||
ФИО | возраст | пол | IQ | Ранжирование по IQ |
· Заголовок таблицы получается путем объединения и помещения в центр надписи
|
|
· Обвести контуры таблицы.
· Залить цветом заголовок таблицы.
· Ввести 15 Фамилий имен и отчеств испытуемых.
· Отсортировать по убыванию Фамилии
· Ввести остальные данные: возраст, пол, IQ.
Далее, используя мастер функций, посчитать статистические функции. При этом необходимо знать следующее:
· Минимальным элементом электронной таблицы является ячейка.
· Каждая ячейка имеет уникальное имя (идентификатор), которое составляется из номеров столбца и строки, на пересечении которых располагается ячейка. Нумерация столбцов обычно осуществляется с помощью латинских букв (поскольку их всего 26, а столбцов значительно больше, то далее идёт такая нумерация — AA, AB,..., AZ, BA, BB, BC,...), а строк — с помощью десятичных чисел, начиная с единицы. Таким образом, возможны имена (или адреса) ячеек B2, C265, AD11 и т.д.
· Следующий объект в таблице — диапазон ячеек. Его можно выделить из подряд идущих ячеек в строке, столбце или прямоугольнике. При задании диапазона указывают его начальную и конечную ячейки, в прямоугольном диапазоне — ячейки левого верхнего и правого нижнего углов. Наибольший диапазон представляет вся таблица, наименьший — ячейка. Примеры диапазонов — A1:A100; B12:AZ12; B2:K40.
· Ячейки в электронных таблицах могут содержать числа (целые и действительные), символьные и строковые величины, логические величины, формулы (алгебраические, логи-ческие, содержащие условие).
· В формулах при обращении к ячейкам используется два способа адресации — абсолютная и относительная адресации. При использовании относительной адресации копирование, перемещение формулы, вставка или удаление строки (столбца) с изменением местоположения формулы приводят к перестраиванию формулы относительно её нового местоположения. В силу этого сохраняется правильность расчётов при любых указанных выше действиями над ячейками с формулами. В некоторых же случаях необходимо, чтобы при изменении местоположения формулы адрес ячейки (или ячеек), используемой в формуле, не изменялся. В таких случаях используется абсолютная адресация. В приведенных выше примерах адресов ячеек и диапазонов ячеек адресация является относительной. Примеры абсолютной адресации (в Microsoft Excel): $A$10; $B$5:$D$12; $M10; K$12 (в предпоследнем примере фиксирован только столбец, а строка может изменяться, в последнем — фиксирована строка, столбец может изменяться).
|
|
Задание 2. Изучение способа задания функций в EXCEL
Цель задания 1: освоение способа ввода формул в EXCEL для анализа результатов наблюдений
Указания по выполнению задания 2.
Для облегчения расчетов в табличном процессоре Excel есть встроенные функции.
· Каждая стандартная встроенная функция имеет свое имя.
· Для удобства выбора и обращения к ним, все функции объединены в группы, называемые категориями: математические, статистические, финансовые, функции даты и времени, логические, текстовые и т.д.
· Использование всех функций в формулах происходит по совершенно одинаковым правилам:
· Каждая функция имеет свое неповторимое (уникальное) имя;
· При обращении к функции после ее имени в круглых скобках указывается список аргументов, разделенных точкой с запятой;
· Ввод функции в ячейку надо начинать со знака «=», а затем указать ее имя.
Например: Рассчитать сумму значений в диапазоне А1:А5 и поместить в ячейку А7. Для этого в ячейке А7 должна быть запись формулы:
=СУММ(А1:А5).
Осуществить расчет статистических функций по IQ:
- среднее значение (СРЗНАЧ).
-мода (МОДА)
-максимальное значение (МАКС)
-минимальное значение (МИН)
-разброс (= МАКС-МИН)
-дисперсия (ДИСП). Дисперсия выборки. Аргументы рассматриваются как выборка из генеральной совокупности
-ранжирование по возрастанию IQ (РАНГ).
В скобках указаны имена функций.
Далее построить еще две таблицы для анализа данных групп В и С, которые состоят также из 15 человек. В результате должно быть три таблицы: данные для групп А, В и С.
Определить коэффициент корреляции между:
группами А и В по уровню IQ,
группами В и С по уровню IQ,
группами А и С по уровню IQ.
Имя функции
КОРЕЛЛ(массив1,массив2)
Результат:
Коэффициент корреляции между интервалами ячеек аргументов массив1 и массив2. Коэффициент корреляции используется для определения наличия взаимосвязи между двумя свойствами. Например, можно установить зависимость между средней температурой в помещении и наличием кондиционера. В нашем случае по одной характеристике IQ, но в разных группах.
Аргументы:
массив1 - первый массив интервала данных;
массив2 - второй массив интервала данных.
Задание 3. Изучение способа визуализации данных в EXCEL
Цель задания 1: освоение способов построения круговых диаграмм, гистограмм, графиков функций по табличным данным.
Указания по выполнению задания 3.
Построить круговую диаграмму по IQ.
· Для этого выделить столбец IQ.
· Вызвать мастер диаграмм.
· Выбрать тип диаграммы- круговая.
· Задать значения на диаграмме
· Расположить легенду справа от диаграммы
· Надписать диаграмму.
· Вывести диаграмму на отдельный лист.
Построить гистограмму объемную по IQ.групп А и В
· Для этого выделить столбцы IQ. группы А и группы В
· Вызвать мастер диаграмм.
· Выбрать тип диаграммы- гистограмма объемная.
· Расположить легенду справа от диаграммы
· Надписать гистограмму.
· Вывести гистограмму на отдельный лист.
Построить график функции по IQ.групп А, В и С.
|
|
· Для этого выделить столбцы IQ. групп А,В и С
· Вызвать мастер диаграмм.
· Выбрать тип диаграммы- график.
· Расположить легенду справа от диаграммы
· Надписать значения.
· Вывести график на отдельный лист.
Контрольные вопросы
1. Как вывести на экран панель инструментов Рисование?
2. Перечислите все способы ссылки на ячейку и на диапазон ячеек.
3. Что такое относительный адрес ячейки? Можно ли изменить формат относительного адреса ячейки? Если да, то как это можно сделать?
4. Как указать абсолютный адрес ячейки? В каких случаях необходимо использовать абсолютный адрес?
5. Для чего используются имена ячеек (диапазонов)? Какие символы могут входить в имя ячейки?
6. Опишите способы изменения высоты строки и ширины столбца таблицы.
7. Назовите основные виды информации, используемые в электронных таблицах. По каким признакам Excel отличает число от текста, текст от функции?
8. Что такое функция? Что такое Мастер функций и какие способы его запуска вы знаете?
9. В какой последовательности выполняются операции в арифметическом выражении?
10. Как следует записывать аргумент тригонометрической функции, если он записан в градусах?
11. Как с помощью мыши упростить ручной набор формулы? Как увидеть формулу, записанную в ячейку? Как сделать так, чтобы в ячейке отображался не результат вычислений по формуле, а сама формула?
12. Как установить (изменить) точность отображения числа и результата вычислений?
13. Каково назначение диаграмм? Опишите отличительные черты диаграмм различного типа.
Литература основная
1. Информатика: экспресс-подготовка к интернет-тестированию. Под общей редакцией Рубальской О.Н.- М: Финансы и статистика, 2010- с.93-104.