Лабораторная работа №3. (4 часа) Электронные таблицы MS EXCEL в работе социолога

Цель занятия - Изучение статистических функций EXCEL для обработки и визуализации данных эксперимента.

 
В результате выполнения лабораторной работы студент должен приобрести навыки работы по созданию электронных таблиц, изучить способы обработки данных эксперимента с помощью статистических функций среднее значение, дисперсия, корреляция, ранжирование, мода и т.д. Также в результате студент овладевает методом построения круговых диаграмм, гистограмм, графиков функций по табличным данным.

Задание 1. Изучение способа формирования таблицы и ввода данных в EXCEL

Цель задания 1: освоение способа ввода данных и оформления таблицы в EXCEL

Указания по выполнению задания 1.

1. Создать таблицу для 15 человек из группы А, которая включает столбцы: ФИО, возраст, пол, IQ

Анализ данных испытуемых группы А    
ФИО возраст пол IQ Ранжирование по IQ
         
         

 

· Заголовок таблицы получается путем объединения и помещения в центр надписи

· Обвести контуры таблицы.

· Залить цветом заголовок таблицы.

· Ввести 15 Фамилий имен и отчеств испытуемых.

· Отсортировать по убыванию Фамилии

· Ввести остальные данные: возраст, пол, IQ.

Далее, используя мастер функций, посчитать статистические функции. При этом необходимо знать следующее:

· Минимальным элементом электронной таблицы является ячейка.

· Каждая ячейка имеет уникальное имя (идентификатор), которое составляется из номеров столбца и строки, на пересечении которых располагается ячейка. Нумерация столбцов обычно осуществляется с помощью латинских букв (поскольку их всего 26, а столбцов значительно больше, то далее идёт такая нумерация — AA, AB,..., AZ, BA, BB, BC,...), а строк — с помощью десятичных чисел, начиная с единицы. Таким образом, возможны имена (или адреса) ячеек B2, C265, AD11 и т.д.

· Следующий объект в таблице — диапазон ячеек. Его можно выделить из подряд идущих ячеек в строке, столбце или прямоугольнике. При задании диапазона указывают его начальную и конечную ячейки, в прямоугольном диапазоне — ячейки левого верхнего и правого нижнего углов. Наибольший диапазон представляет вся таблица, наименьший — ячейка. Примеры диапазонов — A1:A100; B12:AZ12; B2:K40.

· Ячейки в электронных таблицах могут содержать числа (целые и действительные), символьные и строковые величины, логические величины, формулы (алгебраические, логи-ческие, содержащие условие).

· В формулах при обращении к ячейкам используется два способа адресации — абсолютная и относительная адресации. При использовании относительной адресации копирование, перемещение формулы, вставка или удаление строки (столбца) с изменением местоположения формулы приводят к перестраиванию формулы относительно её нового местоположения. В силу этого сохраняется правильность расчётов при любых указанных выше действиями над ячейками с формулами. В некоторых же случаях необходимо, чтобы при изменении местоположения формулы адрес ячейки (или ячеек), используемой в формуле, не изменялся. В таких случаях используется абсолютная адресация. В приведенных выше примерах адресов ячеек и диапазонов ячеек адресация является относительной. Примеры абсолютной адресации (в Microsoft Excel): $A$10; $B$5:$D$12; $M10; K$12 (в предпоследнем примере фиксирован только столбец, а строка может изменяться, в последнем — фиксирована строка, столбец может изменяться).

Задание 2. Изучение способа задания функций в EXCEL

Цель задания 1: освоение способа ввода формул в EXCEL для анализа результатов наблюдений

Указания по выполнению задания 2.

Для облегчения расчетов в табличном процессоре Excel есть встроенные функции.

· Каждая стандартная встроенная функция имеет свое имя.

· Для удобства выбора и обращения к ним, все функции объединены в группы, называемые категориями: математические, статистические, финансовые, функции даты и времени, логические, текстовые и т.д.

· Использование всех функций в формулах происходит по совершенно одинаковым правилам:

· Каждая функция имеет свое неповторимое (уникальное) имя;

· При обращении к функции после ее имени в круглых скобках указывается список аргументов, разделенных точкой с запятой;

· Ввод функции в ячейку надо начинать со знака «=», а затем указать ее имя.

Например: Рассчитать сумму значений в диапазоне А1:А5 и поместить в ячейку А7. Для этого в ячейке А7 должна быть запись формулы:

=СУММ(А1:А5).

Осуществить расчет статистических функций по IQ:

- среднее значение (СРЗНАЧ).

-мода (МОДА)

-максимальное значение (МАКС)

-минимальное значение (МИН)

-разброс (= МАКС-МИН)

-дисперсия (ДИСП). Дисперсия выборки. Аргументы рассматриваются как выборка из генеральной совокупности

-ранжирование по возрастанию IQ (РАНГ).

В скобках указаны имена функций.

Далее построить еще две таблицы для анализа данных групп В и С, которые состоят также из 15 человек. В результате должно быть три таблицы: данные для групп А, В и С.

Определить коэффициент корреляции между:

группами А и В по уровню IQ,

группами В и С по уровню IQ,

группами А и С по уровню IQ.

Имя функции

КОРЕЛЛ(массив1,массив2)
Результат:

Коэффициент корреляции между интервалами ячеек аргументов массив1 и массив2. Коэффициент корреляции используется для определения наличия взаимосвязи между двумя свойствами. Например, можно установить зависимость между средней температурой в помещении и наличием кондиционера. В нашем случае по одной характеристике IQ, но в разных группах.

Аргументы:

массив1 - первый массив интервала данных;

массив2 - второй массив интервала данных.

Задание 3. Изучение способа визуализации данных в EXCEL

Цель задания 1: освоение способов построения круговых диаграмм, гистограмм, графиков функций по табличным данным.

Указания по выполнению задания 3.

Построить круговую диаграмму по IQ.

· Для этого выделить столбец IQ.

· Вызвать мастер диаграмм.

· Выбрать тип диаграммы- круговая.

· Задать значения на диаграмме

· Расположить легенду справа от диаграммы

· Надписать диаграмму.

· Вывести диаграмму на отдельный лист.

Построить гистограмму объемную по IQ.групп А и В

· Для этого выделить столбцы IQ. группы А и группы В

· Вызвать мастер диаграмм.

· Выбрать тип диаграммы- гистограмма объемная.

· Расположить легенду справа от диаграммы

· Надписать гистограмму.

· Вывести гистограмму на отдельный лист.

Построить график функции по IQ.групп А, В и С.

· Для этого выделить столбцы IQ. групп А,В и С

· Вызвать мастер диаграмм.

· Выбрать тип диаграммы- график.

· Расположить легенду справа от диаграммы

· Надписать значения.

· Вывести график на отдельный лист.

Контрольные вопросы

1. Как вывести на экран панель инструментов Рисование?

2. Перечислите все способы ссылки на ячейку и на диапазон ячеек.

3. Что такое относительный адрес ячейки? Можно ли изменить формат относительного адреса ячейки? Если да, то как это можно сделать?

4. Как указать абсолютный адрес ячейки? В каких случаях необходимо использовать абсолютный адрес?

5. Для чего используются имена ячеек (диапазонов)? Какие символы могут входить в имя ячейки?

6. Опишите способы изменения высоты строки и ширины столбца таблицы.

7. Назовите основные виды информации, используемые в электронных таблицах. По каким признакам Excel отличает число от текста, текст от функции?

8. Что такое функция? Что такое Мастер функций и какие способы его запуска вы знаете?

9. В какой последовательности выполняются операции в арифметическом выражении?

10. Как следует записывать аргумент тригонометрической функции, если он записан в градусах?

11. Как с помощью мыши упростить ручной набор формулы? Как увидеть формулу, записанную в ячейку? Как сделать так, чтобы в ячейке отображался не результат вычислений по формуле, а сама формула?

12. Как установить (изменить) точность отображения числа и результата вычислений?

13. Каково назначение диаграмм? Опишите отличительные черты диаграмм различного типа.

Литература основная

1. Информатика: экспресс-подготовка к интернет-тестированию. Под общей редакцией Рубальской О.Н.- М: Финансы и статистика, 2010- с.93-104.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: