Образовательные ситуации. В совместной и самостоятельной деятельности

В совместной и самостоятельной деятельности

Носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Современные формы организации детской изобразительной деятельности разнообразны, проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественной деятельности. Это могут быть интегрированные формы ( синтез искусств и интеграция видов деятельности), своеобразные «игровые оболочки» образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут быть организованы на свежем воздухе (например, на прогулке рисование этюдов «на пленэре», лепка из снега и декорирование природными объектами дворца для Снежной королевы и т. п.). Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению. Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности. Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое

Культурные практики

включают разнообразные игры и упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; совместные «творческие дела»; дизайнерскую деятельность детей, направленную на изменение пространства группы и «игрушечного мира»; оформление тематических выставок; создание коллективных работ; исследовательскую деятельность в центре творчества; составление разнообразных «коллекций»; деятельность по интересам. Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно - вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка,предмета, воспоминания. «Помните дети, сегодня на прогулке……» Далее следует работа с самым разнообразным материалом: цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и проч.

Детская студия - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных, изобразительных литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном, изобразительном, музыкальном материале. САЛОН

Сенсорный и интеллектуальный тренингсистема заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Холодные и теплые цвета

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Привлекательна для детей и эффективна организация совместных детско-родительских творческих дел (проекты, коллекционирование, сотворчество, дизайн-деятельность)

Все эти практики организуются либо в самостоятельной и совместной деятельности

Наряду с образовательными ситуациями эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметной среды: праздники, вечера развлечений, викторины, тематические вечера, творческие мастерские. Самостоятельная детская деятельность Интересным и важным является сопровождение и поддержка детского коллективного творчества (например, совместные панно из рисунков или композиции из слепленных предметов, украшение уголка к Дню музея и т. п.). Важность данного направления работы — в обогащении опыта содействия, обмене идеями и мнениями, начальных способах продуктивного взаимодействия в процессе деятельности.

Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора ее содержания, времени, партнеров. Условно она может быть разделена на два вида:

— самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, в ходе которой происходит решение образовательных задач;

— свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и инте­ресам, удовлетворяющая потребности детей в самореализации и досуге.

Как организовать самостоятельную деятельность, направляемую и поддерживаемую педагогом?

Именно в самостоятельной детской деятельности прослеживается интерес детей к реализуемой в текущее время теме образовательного процесса. Самостоятельная деятельность детей, как правило, опирается на знания и умения, приобретенные в процессе совместной со взрослым деятельности, обеспечивает практикование в приобретенных умениях, переход к творческому решению задач деятельности. Например, са­мостоятельной деятельности детей способствует превращение уголка творчества в «студию художника», где создаются условия для самостоятельного создания художественного продукта, экспериментирования с художественными материалами. (можно внести новый вид пластического материала). Воспитатель в этом случае уточняет у ребенка цель работы, но не вмешивается в его ход. Затем дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал, у кого из них что получилось. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить вопросы, направить на формулирование детьми самостоятельных суждений и выводов. После обсуждения у детей вновь должно возникнуть желание повторить подобную деятельность. Таким образом, постепенно дети вовлекаются в самостоятельную художественную деятельность.,

Самостоятельная деятельность детей может быть организована на основе заполнения рабочих тетрадей, дневников, содержащих задания для выполнения ребенком. Например, заполнение раскрасок, «Нарисуй стихотворение», «Присмотрись» и др.

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют ситуации общения возникающие в естественной деятельности детей. Например, ситуации общения, в которых происходит обсуждение посещения музея или выставочного зала или ребенку купили необычные фломастеры и он принес показать их. Ребенок показывает и объясняет детям. Воспитателю важно, не нарушая деятельности детей, направлять ее на решение художественных задач. Ситуации общения могут быть разными. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельнос­ти и использует их для развития ребенка. Ситуации общения планируются воспитателем на прогулках, во время игр, в процессе работы по развитию культурно-гигиенических навыков. Самостоятельная деятельность детей может быть организована по­средством проблемных ситуаций, созданных в предметно-развивающей среде. Например, через создание сюжетной ситуации для дальнейшего обыгрывания детьми; внесение уже готового продукта для создания его в дальнейшем; через появление новых материалов в центре творчества и пр. В этом случае задача воспитателя — заинтересовать детей изменениями в среде, направить их активность. Организации самостоятельной деятельности детей способствует постановка в позицию «мы самые старшие в детском саду». Например: «Мы показываем малышам как рисовать», «Мы учим малышей делать постройки из песка»,

Как организовать свободную самостоятельную деятельность детей по выбору и интересам?

Воспитатель предоставляет ребенку возможность заниматься такой деятельностью в утренний отрезок времени, на прогулке и во второй половине дня. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее в соответствии с собственными интересами является важней­шим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня ежедневно. В зависимости от возраста детей ее общая продолжительность в тече­ние дня — от 15 до 45 минут. Основой взаимодействия педагога и детей выступает поддержка самостоятельности и творчества детей.

Средства

Какие средства эстетического развития и воспитания следует использовать в работе с детьми дошкольного возраста?

Художественно-искусствоведческие средств а— репродукции картин, художественные фотографии и рисунки архитектурных и скульптурных объектов, предметы народных промыслов, эстетические объекты быта и природы, привлекательные для современных дошкольников красивые игрушки — используются для формирования опыта насмотренности, развития художественно-эстетического восприятия.

Наглядность специальных систематизированных демонстрационных материалов (Т.Н. Дороновой, И. А. Лыковой), модели и дидактические средства позволяют организовать сотворчество детей и педагога.

Наглядность способствует развитию интересов, расширению кругозора, обогащению представлений и активизации детской творческой деятельности (полезно использовать детские иллюстрированные энциклопедии и книги эстетической направленности, творческие рабочие тетради, альбомы-раскраски по определенным темам, пособия-само-учители).

Развитию творчества детей, инициирования экспериментирования и освоения способов создания изображения, поиску выразительных образов и интересных решений способствует наличие традиционных изобразительных материалов: гуашевых и акварельных красок, карандашей, восковых мелков, фломастеров, глины, пластилина. Часто детям также предлагаются масляные краски, угольный карандаш, сангина, цветные ручки, «бумагомасса», соленое тесто, бумага разной плотности и фактуры, возможность рисования на стекле, фольге, ткани, аппликации из природных материалов, предметов, некоторых пищевых продуктов, инструментов.

Применение компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей обеспечивает создание информационно насыщенного «поля исследования и творческого преобразования», что способствует развитию визуальной культуры, познанию разнообразной информации через экспериментирование и игру, переносу акцентов с информационных методов на демонстрационные. Современные медиаресурсы разнообразны: компьютерные игры, сайты и виртуальные музеи для детей, электронные энциклопедии, пособия и учебники, поурочные материалы к учебникам, электронные презентации и каталоги, включающие качественные копии предметов искусства, информацию о жизни и творчестве художников, скульпторов, истории и культуре края, истоков возникновения народных промыслов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: