В настоящее время общепризнанно, что экологические проблемы не могут эффективно решаться без участия негосударственного сектора.
Ряд российских НПО принимают активное участие в процессах международного сотрудничества по охране окружающей среды и устойчивому развитию. Это дает возможность обменяться опытом, информацией, внести вклад в решение как глобальных, так и российских национальных и локальных проблем.
Большие возможности для участия неправительственных организаций предоставляет система ООН. Российские НПО участвуют в работе Программы ООН по окружающей среде, Комиссии ООН по устойчивому развитию, работе региональных комиссий ООН, в которые входит Россия (Европейской экономической комиссии ООН, Экономической и социальной комиссии и стран Азии и Тихого океана). Российские НПО отслеживают переговоры в рамках Конвенции ООН по изменению климата, Конвенции ООН по биологическому разнообразию, Стокгольмской Конвенции по стойким органическим загрязнителям, нового глобального соглашения по ртути и другим, а также пытаются повлиять на их решениях.
|
|
Одним из наиболее успешных примеров вовлечения неправительственных организаций в международную деятельность является процесс «Окружающая среда для Европы», который координируется ЕЭК ООН. В работе Европейского Экофорума — международной коалиции организаций гражданского общества, отслеживающих процесс, принимает участие около 250 НПО региона ЕЭК, в том числе около 60 российских организаций. В рамках процесса с активным участием российских НПО разрабатывались рекомендации по экологической политике для стран с переходной экономикой, Конвенция ЕЭК ООН по доступу к информации, участию общественности и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), Стратегия образования в области устойчивого развития, Панъевропейская стратегия биологического и ландшафтного разнообразия и другие документы, которые помогли как России, так и другим странам в переходе к устойчивому развитию.
Есть опыт приглашения представителей российских НПО в состав официальных делегаций Российской Федерации на международных мероприятиях. В частности, такая практика наблюдалась в переговорах по Конвенции по биоразнообразию, сессиях Комиссии ООН по устойчивому развитию, Конференциях ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002), «Рио+20» (2012), и даже Генеральной Ассамблеи ООН. Участие НПО в официальных делегациях позволяет неправительственным организациям предоставить свое видение проблем и путей их решения, наладить конструктивный диалог с правительственными органами.
|
|
Вопросы окружающей среды активно поднимаются российскими НПО и в рамках других международных организаций и процессов — «Группы восьми», «Группы двадцати», Всемирнойторговой организации, Всемирного банка, Международного валютного фонда. Российские НПО инициировали процесс «Гражданская восьмерка/двадцатка», организовали широкий вопрос вовлечения международных НПО в подготовку к саммиту Группы восьми под председательством России в 2006 году и продолжают эти традиции в период подготовки к Саммиту «Большой двадцатки» под председательством нашей страны в 2013 году. Именно НПО впервые инициировали обсуждение вопросов, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием в свете присоединения России к Всемирной торговой организации.
Ограничивающим фактором эффективного участия российских НПО в международных процессах является отсутствие у российских НПО средств для командирования своих представителей на мероприятия (в том числе в составе правительственных делегаций) — международные организации и фонды больше не предоставляют российским НПО финансовую поддержку, а российское правительство также не поддерживает это направление деятельности неправительственных организаций. Еще большей проблемой является мобилизация ресурсов для деятельности НПО по выполнению решений международных конвенций и других документов в России.
Согласно федерального закона от 20 июля 2012 года №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, должны получить статус «иностранных агентов» и отчитываться за гранты в особом порядке. И хотя в законе оговаривается, что деятельность в области защиты растительного и животного мира к политической не относится, значительная часть экологически ориентированных организаций попадает под действие нового закона об «иностранных агентах».
В ряде международных процессов участвует бизнес — в основном в тех, где затрагиваются или могут быть потенциально затронуты коммерческие интересы. Неправительственные организации считают, что при принятии решений по таким процессам российское правительство больше прислушивается к мнению бизнеса, чем к доводам НПО.
Участие ученых и экспертного сообщества в переговорных процессах, связанных с охраной окружающей среды, также пока недостаточно. Между тем их активное участие в дискуссиях как на национальном, так и на международном уровне, могло бы способствовать большей проработанности позиции России и улучшению ее вклада в решение глобальных экологических проблем.